Русская линия
Трибуна Вадим Бурлак27.01.2006 

«И набат, и благовест»
Колокол сопровождает русского человека во все дни его жизни и во все времена

Слово «колокол» пришло к нам из Греции. В Древнем Египте еще 5-«6 тысяч лет назад звонили в них на праздники, посвященные богу Осирису. Упоминания о них встречаются в китайских, индийских, японских и других старинных летописях. Уже задолго до нашей эры колокола были и сигнальными инструментами, и вестниками -» носителями информации. Они использовались в религиозных обрядах, в военном деле, имели эстетическое назначение, и даже с их помощью лечили больных

В Европе начали отливать колокола примерно в V-«VI веках. А с середины IX столетия их звон закрепился в обрядах и ритуалах христианской церкви. В Европе они использовались и в праздники, и в горестные дни, возвещали о военных победах, о нашествиях врагов, о пожарах, наводнениях, эпидемиях, о прибытии знатных людей. Колокола подавали сигнал-надежду на спасение заблудившимся и терпящим бедствие. В сказках, преданиях, легендах говорилось, что лучшая защита от кровожадных вампиров -» осиновый кол и колокольный звон.
Известный историк начала XIX века Алексей Малиновский приводил подобные упоминания в своем «Обозрении Москвы»: «… 1339 года тверские князья, сыновья несчастного Александра Михайловича, в Орде убиенного, не дерзая противиться воле Иоанна Даниловича Калиты, принуждены были, по требованию его, снять с соборной в Твери колокольни большой колокол и отправить в Москву».

Подробно описывал Алексей Федорович Малиновский и известнейший не только в России, но, пожалуй, и во всем мире Царь-колокол: «…Близ Ивановских колоколен в яме находится и теперь огромнейший в свете колокол, вылитый 1731 года по повелению императрицы Анны Иоанновны из прежнего колокола, называвшегося при царе Алексее Михайловиче Новым, с прибавкой к осьми тысячам пудам меди еще двух тысяч пудов и прозванный от простого народа Царь-колоколом. На нем изображены лики московских чудотворцев, императрица в короне и порфире. Звуки его никто не слыхал, потому что лит был в той самой яме, где он безгласно стоит около ста лет; статься может, что при литье повредили его и там оставили; а вероятнее всего, что во время большого пожара в 1737 году падавшие с Ивана Великого большие колокола вышибли край у Царь-колокола…».

До этого, стоящего нынче на фундаменте в Кремле двухсотпятитонного Царь-колокола, был в Москве другой «Царь». Он был отлит еще в XVI веке и имел около шестнадцати тонн весу. Ударяли в него только трижды, с большими перерывами и лишь в редких случаях. Например, когда объявляли о смерти государя или патриарха.

Нередко в нашей истории колокола подвергались наказаниям. Так, согласно легендам, Борис Годунов сослал в Сибирь колокол, в который били в набат в день убийства царевича Дмитрия. После войны с Польшей царь Алексей Михайлович вместе с пленными поляками и литовцами отправил в Сибирь и «пленные» колокола.

Ревуны и плакуны

Издавна на Руси колоколам давали названия. В разные столетия можно было встретить «царские», «пленные», «золоченые», «медозвонные», «чудовестные» колокола, «медведь», «лебедь», «стригунок», «соколик» и многие другие. Сами звонари между собой называли их по-своему, определяя характер звучания: Хвалебники, Ревуны, Угрюмники, Тревожники, Плакуны, Молодцовые, Раболепные… Официальные названия наиболее значимым колоколам -" когда в них благовестить и когда созывать на молитву к заутреням, обедням и вечерням, в старину утверждали патриархи. А впоследствии по уставу 1722 года -" Святейший синод.

Для отливки колоколов мастера подбирали самый звонкий, самый «долгодержащий» звук металл. В основном это были медь и олово. Но имелись у большинства мастеров мало кому ведомые секреты добавлений. Это могли быть золото, серебро, железо, никель… Какой-нибудь грамм на пуд -" а появлялись совсем новые, неповторимые оттенки звука. Добавляли в колокольный металл и разные травы, настои, эликсиры. Произносили над ним заклинания и молитвы. Знали мастера, какой колокол отливать в полнолуние, а какой на рассвете, летом или зимой, в стужу или жару.

Малиновый звон

Звук… Удары колокола… Перезвон… Бесспорно одно -" они не могут не влиять на человека, ведь любое движение -" это воздействие на организм, вещество, предмет. Полезное или вредное, но воздействие. Звук может заставить энергичнее функционировать живую клетку. Звуком можно замедлить рост всего живого. Звуком можно убить…

Столетиями человек изучал материал, из которого надо изготавливать колокола, выбирал необходимые размеры и формы. Оттачивалось мастерство звонарей, отбирались виды звонов, сила и тональность звучания колоколов к тем или иным событиям.

Некоторые исследователи считают, что звон убивает вредные бактерии. Поэтому и повелось издревле, даже когда еще не знали о существовании вирусов и бактерий, во время эпидемий постоянно звонили в колокола. Знаменитый малиновый звон не только радует человека, но и оздоравливает его душу и тело, очищает помыслы, снимает напряжение, защищает от отрицательной энергии.

Звон церковных колоколов слышим мы при разнообразнейших положениях и условиях нашей жизни. От колыбели и до гроба сопровождает он нас, наполняя нашу душу то светлой радостью, то горем и печалью. Некоторые колокола на Руси называли «благовестниками». Наверное, потому, что их звон дарит человеку добрые чувства, надежду, радость очищения. В старину на таких колоколах писали «Благовествую миру радость великую».

Разрушение церквей, колоколен, звонниц -" это была не просто борьба идеологий, но и мощный удар по русской культуре, по здоровью нации. До 1917 года в России действовало около 80 тысяч звонниц и колоколен. В нетронутом виде уцелело лишь две: колокольня Вологодского Софийского собора и звонница Ростова Великого. С четвертого тысячелетия существовал в Палестине город Иерихон. Его мощные стены считались неприступными, непробиваемыми. Но, как утверждает библейская легенда, эти стены рухнули от звуков труб израильских воинов.

Кто живет в брошенных колоколах

Еще в прошлом веке ходила по Москве легенда, будто в разбитых, брошенных колоколах живут Колоколец и Колоколище. Если вдруг откопаешь в земле или увидишь брошенный колокол, большой или малый, целый или разбитый, вначале постучи три раза по нему и спроси: «Кто живет здесь -» Колоколец или Колоколище?" Если добрый Колоколец -" поймешь по глубокому протяжному звуку. Если звук быстрозамирающий -" значит, не повезло, повстречался с вредным и злым Колоколищем. И быть в этот день беде и неудаче. Но в любом случае, пока не поговоришь, уходить от найденного колокола не следует. Иначе целый день будет звенеть в ушах и все дела пойдут наперекосяк.

С Колокольцем надо говорить по-доброму: «Я твой дом не трону, ломать не буду, а ты прозвени тревогу, если беда меня поджидает или дурной человек навредить захочет…» А злого Колоколища надо обмануть: «Эй, слышал, колокол сбросили?.. -» Тут надо назвать колокольню или звонницу, что дальше всего расположена. -" Беги занимай дом! Колоколец-то уже помчался туда. А этот старый дом я для тебя постерегу…" Потом надо выждать минуту-другую и быстро засыпать или перетащить в другое место брошенный колокол, чтобы Колоколище не смог вернуться.
По ночам Колоколец обходит московские церкви, монастыри, звонницы, чтобы Колоколище не ударил зря, не потревожил добрых москвичей. А если вдруг беда случится в городе, чтобы не мешал звонарям оповещать людей. Бывает, встретятся вдруг в ночи Колоколец и Колоколище, схватятся между собой, и тогда кажется, ни с того ни с сего загудят, зазвенят колокола. Верующие люди перекрестятся, а неверующие подумают: то ли ветер колокольные веревки потревожил, то ли птица ударилась о железо… Много лет уже враждуют и ищут Колоколец и Колоколище заветный московский колокол, который горожане закопали в землю в 1382 году, когда совершил свой набег хан Золотой Орды Тохтамыш.

Здравствовать тогда Москве

В тот год Великий князь Дмитрий Донской отправился в Кострому собирать войско для защиты Москвы от вражеских полчищ. Приближенные Великого князя не выполнили его приказ -" не организовали достойную оборону Москвы и стали тайком покидать столицу. И тогда по городу пронесся призыв: «Позвониша во все колоколы и сташа суймом!» Что означало собираться горожанам на вече. Первый штурм войск Тохтамыша был отбит. И пошел тогда хан на хитрость: вступил в тайные переговоры с боярами. Он пообещал их не обижать, а Москву не жечь. Заверил, что лишь соберет дань, осмотрит славный город и покарает одного только московского ремесленника Адама Суконника -" за то, что тот убил двоюродного брата хана во время штурма города.

И в который раз была предана Москва! Бояре открыли городские ворота. Полчища Тохтамыша ворвались в город. Начались резня, грабежи, насилие. И пали на землю в пепел и золу все колокола Москвы… Но заветный колокол, тот, который собирал народ на борьбу с вражеским войском, жители Первопрестольной успели спрятать. Зарыли его тайком верные своему долгу монахи где-то неподалеку от Кремля. Сами они погибли в схватке, и никто уже не мог указать место, где был спрятан колокол. Говорят, Тохтамыш пытал многих москвичей. Очень хотелось ему захватить тот колокол. Зачем же он ему понадобился?

Может, боялся его, прослышав, что заветный колокол заговорен на защиту Москвы… А может, хана больше волновало золото, что пошло на украшение этой реликвии. Как ни старался Тохтамыш, так и не смог отыскать. Видимо, с тех пор и появилась легенда: «Если первым его найдет злыдень Колоколище -» будет сообщать заветный колокол лишь о бедах да плохие вести; если опередит добрый Колоколец -" здравствовать тогда Москве на все времена…"

http://www.tribuna.ru/material/270 106/46−1.shtml


Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика