Русская линия
Одна Родина Юрий Рубцов20.06.2009 

Оружие в «горячих» точках: снова украинский след

В международном аэропорту города Кано в Нигерии задержан украинский транспортный самолет Ан-12. Что самое прискорбное — с грузом оружия на борту.

Судя по всему, посадка на территории в Нигерии не предусматривалась, но возникла срочная потребность в дополнительном топливе. Нигерийцы Ан-12 дозаправили, однако, прежде чем дать разрешение на взлет, произвели досмотр. Тут-то и были обнаружены 18 ящиков с оружием и боеприпасами. Дальнейшие шаги было нетрудно предсказать: экипаж (по различным сообщениям, от трех до семи человек, командир Виталий Стуков) задержали, воздушное судно поставили на прикол.

Как часто бывает в таких случаях, не сразу удалось выяснить, кому принадлежат самолет и его груз, по какому маршруту направлялся транспортник. Государственная компания «Укрспецэкспорт» сразу же отмежевалась от происшедшего, заявив, что указанное оружие ни к ней, ни к ее дочерним компаниям не имеет никакого отношения.

Однако через некоторое время украинский след все же проявился: собственником воздушного судна, задержанного в нигерийском аэропорту, признала себя авиакомпания «Меридиан», базирующаяся в Полтавской области. Учитывая это, «МИД Украины поручил посольству Украины в Нигерии срочно выяснить обстоятельства задержания украинского самолета и принять все меры для защиты прав и интересов граждан Украины и урегулирования ситуации», — заявил пресс-секретарь внешнеполитического ведомства Василий Кирилич.

Что касается маршрута полета, то первая информация поступила из нигерийской газеты This Day, которая сообщила, что Ан-12 летел в город Малабо в Экваториальной Гвинее, но из-за технических проблем был вынужден совершить экстренную посадку в Нигерии.

Позднее Государственная авиационная администрация Украины уточнила, что транспортник, принадлежащий авиакомпании «Меридиан», принял на борт груз оружия в столице Хорватии Загребе. Оттуда он 15 июня взял курс на столицу Экваториальной Гвинеи — Малабо. В Кано самолет приземлился для дозаправки. Как утверждают в Государственной авиационной администрации Украины, документы на спецгруз хорватскими властями были оформлены правильно.

Имеется также информация, что самолет выполнял поставку по контракту, заключенному компанией Infora Limited (зарегистрирована на Кипре) с министерством обороны Экваториальной Гвинеи. Характер груза (по крайней мере, его части) — 60-мм и 82-мм минометные мины.

Однако в СМИ фигурируют утверждения, что именно Нигерия и была как раз пунктом назначения оружия. Недаром у экипажа в Кано имелся сообщник, который помог ему обеспечить приземление и заправку.

Вот покинуть Нигерию без огласки не удалось, и пока местные спецслужбы расследуют, кому предназначалось вооружение, самолет и его экипаж взяты под усиленную охрану.

После некоторой паузы посчитал необходимым высказаться по поводу случившегося генеральный директор «Меридиана» Николай Миняйло. По его мнению, принадлежащий авиакомпании самолет задержан необоснованно. «Все разрешения на этот рейс, в том числе властей Нигерии, были. Никаких нарушений ни по самолету, ни по грузу, ни по документам абсолютно не было», — заявил он. При этом Миняйло уточнил принадлежность груза: он не украинский, а хорватский.

В этой истории, как видим, далеко не все ясно. Молчат государственные власти Украины, давая возможность отдуваться коммерсантам и дипломатам.

Что ж, общественность подождет. Тем более что это далеко не первый случай, когда в перемещениях оружия по миру прослеживается украинский след. И — чаще всего там, где «горячо».

Поставляя самые современные системы режиму Саакашвили, официальный Киев открещивался от этого до последнего, пока не был, что называется, приперт к стенке фактами, достоверно установленными в ходе военного конфликта в Южной Осетии в августе 2008 г.

В июне 2006 г. стал известен факт поставки Киевом в Иран шести крылатых ракет дальнего действия Х-55 (столько же ракет досталось и Китаю). Налицо было грубейшее нарушение режима контроля за ракетными технологиями.

А кто не помнит одиссею «Фаины» с украинским оружием на борту, более четырех месяцев находившуюся в руках сомалийских пиратов. Обнаруженные на судне вооружение, техника и боеприпасы — от танков Т-72 до снарядов с урановым сердечником — официально предназначались для Кении, хотя очень многое указывало на то, что груз ждали в южносуданской провинции Дарфур, где местные повстанцы ведут войну против законного режима страны. И куда, добавим, поставки оружия ограничены эмбарго, введенным Советом Безопасности ООН.

«Установлено, что кенийская армия вообще не использует оружие советских времен, а груз „Фаины“ был предназначен для Южного Судана», — заявил в начале этого года народный депутат от Партии регионов Валерий Коновалюк, глава упраздненной ныне парламентской комиссии по выяснению обстоятельств поставки в Грузию украинской военной техники. Он обвинил Службу внешней разведки Украины в стремлении скрыть эти факты. Отвечая на такого рода обвинения, Совет национальной безопасности и обороны страны заявил в конце апреля текущего года: он не имеет никаких данных о том, что это оружие может быть использовано для реэкспорта со стороны Кении в Судан.

Однако точки над «i» в этой истории так и не поставлены. А тут новый украинский след, и вновь маршрут пролегает в Африку. Есть довольно расхожее мнение, что незаконная торговля оружием объясняется банальным желанием Киева обогатиться. Его разделяет, например, руководитель отдела разоружения и урегулирования конфликтов ИМЭМО РАН Александр Пикаев, заявивший, что украинцы продают оружие, в том числе и контрабандно, тем, кто «готов просто платить и не требует многого взамен, то есть согласен получать оружие, но авторского надзора, поставок запчастей покупателю такого рода не нужно. Это для Украины привлекательно».

Конечно, можно ограничиться такими утверждениями, но вряд ли они охватывают весь круг мотивов для подобного рода торговли. Что-то выгодно государству Украина, а что-то — и тем, кто допущен к незаконному бизнесу, причем государственные и корпоративные (личные) интересы далеко не всегда совпадают.

Та же комиссия Валерия Коновалюка установила факты, когда деньги, полученные от продажи оружия в Грузию, в бюджет Украины не попадали. Из выручки в 3 млрд. долларов в казну была перечислена сумма в 12 раз меньшая. При этом парламентской комиссии удалось установить прямую причастность к этому «бизнесу на крови» самого Виктора Ющенко.

К слову, еще в апреле на встрече глав правительств России и Украины Юлия Тимошенко заявила, что все поставки вооружения для Тбилиси прекращены. На самом же деле Киев вновь схватили за руку, уличив в продолжении контрабандных поставок для режима Саакашвили.

Надо ли после этого удивляться, что арест в Нигерии украинского самолета с оружием на борту всколыхнул новую волну подозрений относительно криминального бизнеса и причастности к нему первых лиц страны.

«Очередной скандал с поставками оружия в „горячие точки“ лишний раз свидетельствует о непосредственной причастности высших должностных лиц государства, руководства СБУ и Минобороны Украины к незаконной торговле оружием», — заявил, в частности, народный депутат секретарь ЦК КПУ Игорь Алексеев. Он отметил, что компартия будет требовать возбудить уголовное дело по этому факту, а также отметил, что этот инцидент продолжает цепь злодеяний «оранжевой» власти и президента. «Была Грузия, потом „Фаина“, теперь самолет в Нигерии. Генеральная прокуратура должна возбудить уголовное дело по факту ареста украинского самолета с оружием на борту, потому что СБУ неспособна защитить национальную безопасность Украины, а в состоянии лишь незаконно прослушивать телефонные разговоры, устраивать танцы на костях, поливать грязью героическое прошлое и реабилитировать преступников».

Как не разделить обоснованную тревогу и праведный гнев депутата!

http://www.odnarodyna.ru/articles/2/703.html


Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика