Православная книга России | Георгий Гупало | 20.06.2009 |
Внизу — власть тьмы,
А наверху — тьма власти.
В.А. Гиляровский (1886)
Мракобесие (обскурантизм, реакционность) — враждебное отношение к просвещению и науке, прогрессу вообще.
В начале лета я открыл для себя удивительное место — Макариев женский монастырь на Волге. Хоть я много путешествую по стране, но так получилось, что никогда в этих местах не был. Потрясающей красоты монастырь, и замечательные люди там живут. Монастырский священник отец Андрей провел для нас прекрасную экскурсию, все рассказал о монастыре. Пообщались с матушками. Чистые, красивые, живые лица, умные ответы. Кротость и Любовь. Трудами Владыки Георгия монастырь становится образцом для подражания: многое отреставрировано, кругом чисто. Видно, что люди не только молятся, но и много трудятся. Как это было во все века в лучших наших монастырях. Одним словом, всем советую съездить.
Но и в этом монастыре пришлось увидеть печальную картину. На территории монастыря есть красивая ротонда или беседка, в центре которой древний белый камень с едва различимыми надписями. К камню этому выстроилась очередь паломников. Все по очереди подходят и ложатся или прикладываются к этому камню. Подошел я к очереди и спрашиваю, что за камень. Тетка лет 50, давно ждущая своей очереди, с явным раздражением, что кто-то беспокоит ее в столь ответственный миг, отвечает: «Святой это камень. От всех недугов лечит. Все проблемы решает». В это время молодая, интеллигентного вида женщина со следами высшего образования на лице, лежавшая почти всем телом на «святом камне» оторвала свою голову и, решив блеснуть познаниями о происхождении камня, говорит: «Это камень Серафима Саровского». На мои вопросы, как камень, на котором молился преподобный старец, перенесся за сотни километров и оказался в Макарьеве, мне, конечно, уже никто не ответил. Все ушли в глубокую молитву и выходить из нее явно не желали. Вопрос о святом камне я решил задать своему любезному экскурсоводу.
Отец Андрей рассказал, что это надгробье большого подвижника и строителя монастыря игумена Авраамия. К великому сожалению, никаких табличек рядом с могилой в монастыре не повесили, а наш люд в своей сказочной простоте решил, что во всяком святом месте должно быть множество святых реликвий. Раз по трубам течет исключительно святая вода (а какая же еще может быть в монастыре), то на земле должны лежать святые камни, а по воздуху летать святые пчелы, приносящие святой мед в святые церковные лавки.
Но дело даже не в том. Приложившись к святому камню и поставив энное количество свечек, наши люди думают, что получили прощение всем грехам, прикоснулись к святому, и сейчас раздвинутся хляби небесные и множество чудес Божиих польется на их несчастные головы: сороколетняя дева встретит своего мужа, пропойца вернется в семью и станет вышивать крестиком, сломанная нога станет еще одной рукой, крайне полезной в хозяйстве, а не леченные с детства остатки зубов вырастут вновь, превратив их владелицу в голливудскую диву. Нужно только иметь веру! Вопрос, во что и в Кого, лучше не задавать. Не поймут. Господь высоко и нас по грехам не видит, а святой камень — вот он — исцелит и направит по жизни.
Грустно мне стало от этой картины. Долгое время мы с гордостью повторяли слова коммунистических идеологов про самую читающую страну в мире. И искренне гордились, что победили неграмотность. Все дети учатся в бесплатной школе и могут поступить в техникум или институт, где им будут даже доплачивать за учебу. Ну как можно, имея даже среднее образование, ложится на какой-то «святой камень» и просить его, чтобы выросли новые зубы или ребенок хоть на тройки окончил школу? Мракобесие. Разнузданное невежество и глупость. В нашей Церкви 27 тысяч приходов, 27 тысяч священников. Мало для 145-миллионой страны, но и они многое что могут сделать. Работают тысячи воскресных школ, десятки духовных училищ, сотни издательств двадцать лет издают православные книги.
Почему при этом столько пещерной, языческой веры? Неужели Русская земля, тысячу лет хранившая веру Православную, снова вернулась к идольским камням? Откуда это поднимается? Из каких глубин необъятной русской души всплывает черная, безмозглая дурь? Кто питает и подпитывает мракобесие?
К нам, в редакцию портала, поступила рецензия отца Алексия Плужникова на книгу Антона Жоголева «Старец Иероним». В рецензии были приведены фрагменты из книги, после чтения которых вопрос о том, куда поместить данную дрянь, решился мгновенно.
Подробнее можно прочитать на нашем портале. Там же приведены и многие другие перлы из бредовой книги. Спустя несколько дней к нам позвонил ее автор-составитель А. Жоголев и, угрожая всеми адскими муками, потребовал, чтобы мы удалили рецензию священника, «благодать которого распространяется только на его один приход, а его (Жоголева) на издание благословил архиепископ, стоящий много выше священника по иерархической лестнице». Я пообещал разобраться и сообщить результат. «Нет, разбираться не нужно. Вначале удалите, а потом разбирайтесь. Иначе вам очень плохо будет», — требовал разъяренный раб Божий. Пришлось заказать книгу и внимательно ее прочитать самому. Оказалось все еще хуже. Священник о. Алексей с пастырской любовью и аккуратностью написал довольно сдержанную статью. В книге нашлось столько всего!…
Оказалось также, что эта книга выходила большими тиражами несколько раз. Благословение на ее издание давал архиепископ Самарский и Сызранский Сергий, а 6 декабря 2003 года митрополит Волгоградский и Камышинский Герман наградил автора «почетным дипломом лауреата Всероссийского фестиваля Православной культуры „Святая Русь“ — „Во внимание к радению о сохранении Православной культуры России“, и наградил лауреатством меня именно как автора книги „Старец Иероним“ (что четко прописано в дипломе за подписью митрополита Германа)».
Т.е. книга является вполне православной, взгляды автора и все, что написано в этой книге соответствует учению святых отцов. Более того, она столь хороша, что два Владыки не только благословляют ее читать, а настоятельно советуют читать как одну из лучших православных книг. И вот тут начинается самое главное. То, что у нас есть люди, у которых живут в голове лешие и кикиморы, это не удивительно. Русский простой люд много напридумал сказок, придумает еще. К Жоголеву и им подобным вопросов нет. Печально, что они освоили компьютер и даже научились выпускать книги. Раньше они бродили с котомками по деревням и рассказывали про «Святого Николу, которого Бог к себе позвал, да просил, чтобы он таким же богом стал. Но Святой Никола по великому смирению своему не согласился». Для людей, усматривающих в этих словах кощунство, скажу: совершенно реальная история, очень популярная в деревенском народе в 18−19 веках. Итак, к Жоголеву претензий нет. Все претензии к архиепископу Сергию и митрополиту Герману.
Внимание вопрос!
Уважаемые Владыки, Вы, поставив свои подписи под этой книгой, действительно верите:
1. В святость «Святого Друга Царской Семьи, тайного схимника Г. Распутина»?
2. То, что можно освещать воду рублем только потому, что там есть изображение царя?
3. Что нужно носить на груди (вместе или вместо) «иконописный рубль» с царским портретом?
4. Что спасение возможно только тем из нас, кто почитает Царственных Мучеников: «Кто их не признает — не спасется»?
5. Нельзя пользоваться безналичными платежами, банковскими карточками и принимать ИНН, т.к. сразу продаешь свою душу диаволу и спасение более невозможно?
6. Что нас окружают бесы и колдуны, имеющие над нами колоссальной силы власть: «Прикоснёшься к колдунье или просто посмотрит она на тебя, и уже „запустит“ в тебя беса».
7. Что вместе или вместо икон нужно в храмах вешать фотографии старца, обладающие огромной целительной силой? Нужно молится ему той глупой, бездарно и с ошибками написанной молитвой, приведенной в конце книги?
8. Что нет ничего сильнее на свете, чем земелька с батюшкиной могилки, которую нужно привязывать к больным местам и посыпать ею порог квартиры? Может, в храмах Самарской епархии уже все землей с могилки обсыпали?
9. «Что лучше трех мужиков убить, нежели малого ребенка»?
10. Что «за один аборт нужно делать в день 50 поклонов, кушать один раз в день без растительного масла»?
11. Что «каким органом грешите, тот и болит»?
12. Что не нужно пользоваться услугами докторов, т.к. они все «калечат»?
Стоит ли продолжать этот печальный список вопросов? Если это Православие, если так учат нас уважаемые Высокопреосвященные Владыки, то как тогда в храм ходить, в котором нет еще святой земельки?
Если священник делает ошибку, то Архиерей его строго наказывает. А если Архиерей ошибается, то все должны молчать и ждать, когда осудит его Архиерейский собор и Патриарх? А мирянам вообще рот не раскрывать? Нет, господа Владыки, позвольте и нам иметь слово в нашей Церкви. У нас она с вами общая. Мы такие же чада Христовы, как и вы. Позвольте напомнить вам очень распространенный на Руси образ Страшного Суда. Там ближе всего к диаволу изображены вы, дорогие архиереи. Потому что кому многое дается, с того и больший спрос. Поставив свое благословение на книгу, не прочитав ее, вы навсегда одобрили все то, что в ней написано. Вы отвечаете за книгу, которую наградили, за сайт со сновидениями, за автора, которому навешали медалей.
Однажды мне одна мудрая матушка рассказала анекдот. Умер писатель, который за всю свою жизнь не обидел и мухи, но писал мерзкие, безбожные книги. Попал за них в ад. Сидит в кипящем котле, рядом с ним убийцы и насильники. Проходит сто лет, двести. Огонь под разбойниками утихает, а под писателем все сильнее разгорается. Писатель взвыл: как же так, я в свою жизнь мухи не убил, а подо мной горит пуще, чем у разбойников? А бесы ему отвечают: то зло, которое они посеяли на земле, ушло и забылось. Умерли люди, которые от них пострадали. И дети и внуки померли. А твои книги издают и переиздают. И все больше людей от Церкви отходит".
Это сказка, да в ней намек. Сладко спать, вкусно есть, ездить на хороших машинах, да служить изредка — это еще не все, что должны делать Архиереи. Они еще должны, по меньшей мере, книги читать, прежде чем их благословлять. Чтобы не получилось у нас так, как писал Гиляровский: «В России две напасти: внизу — власть тьмы, а наверху — тьма власти».
Георгий Гупало,
Главный редактор издательства ДАРЪ,
Руководитель портала «Православная книга России»,
Член Правления Ассоциации книгоиздателей России (АСКИ)
PS Давно назрел вопрос о духовной цензуре. Такая книга еще раз поднимает этот острый, болезненный вопрос. От лица портала «Православная книга России» прошу глубокоуважаемого Митрополита Климента, Председателя Издательского Совета Русской Православной Церкви обратить внимание на наличие в церковных лавках псевдоправославной литературы. Мы, православные издатели, ждем и надеемся, что с Вашим приходом в Совет, таких книг станет меньше или они вовсе исчезнут. Тогда у читателей станут пользоваться спросом творения святых отцов, а не 100 способов лечения всех болезней землей из могилки.