Фонд стратегической культуры | Николай Димлевич | 20.06.2009 |
Одним из наиболее эффективных подходов, успешно практикуемых Соединёнными Штатами со второй половины XX века, является осуществление мер по завоеванию сознания опорных социальных групп, а не только территории государства — объекта управляемого воздействия. Такой подход многократно снижает возможные угрозы, затраты и потери при разрешении существующих противоречий. Данный подход не нов, он успешно применялся против России Германией и Великобританией в начале XX века при подготовке революции 1917 года, а также использовался Советским Союзом в деятельности Коминтерна, а затем в поддержке национально-освободительных движений.
Особенностью современного этапа развития форм и методов аналогичной деятельности, проводимой Соединёнными Штатами, являются целенаправленность, глобальность и системность. Вашингтон к началу 90-х годов эффективно завершил первый этап долгосрочного курса, определённого в 1948 году в директивах СНБ N 20/1 «Цели США в отношении России» и N 58 «Задачи США в отношении стран Восточной Европы». В 80-х годах этот курс проводился в рамках доктрины «Освобождение». Основные концепции доктрины были разработаны комплексом неправительственных центров под эгидой Фонда «Наследие» в многотомном труде «Мандат на лидерство».
При опоре на комплексное информационное превосходство в сферах дипломатии, экономики, науки, политических и военных отношений США склонили в условиях «холодной войны» советское руководство к принятию стратегических решений, которые привели к эскалации дисфункций советской управленческой и хозяйственной системы, завершившейся распадом Организации Варшавского Договора (ОВД) и СССР на множество образований.
В последние годы данный подход в США обозначен термином информационная война. В «Объединённой доктрине информационных операций», принятой за океаном в 1998 году, сказано: «Информационная война — это комплексное воздействие на систему государственного и военного управления противостоящей стороны, на ее военно-политическое руководство, которое уже в мирное время приводило бы к принятию благоприятных для стороны-инициатора информационного воздействия решений, а в ходе конфликта полностью парализовало бы функционирование инфраструктуры управления противника».
В июне 2007 года в США была представлена новая стратегия борьбы с «мировым злом». Она разработана под руководством тогдашнего заместителя госсекретаря Карен Хьюз, возглавлявшей Координационный комитет стратегических коммуникаций и общественной дипломатии США. Поддержка фундаментальных ценностей американского общества и обеспечение национальной безопасности объявляются главной задачей стратегических коммуникаций и общественной дипломатии Америки. Стратегия подразумевает принятие всех необходимых мер для установления контактов с гражданами различных стран, которые разделяют фундаментальные ценности американского общества.
В стратегии соответствующим структурам США предлагается развернуть эффективную работу с так называемыми «группами влияния» и «уязвимыми группами населения». В «группы влияния» включены политики, общественные деятели, религиозные лидеры, журналисты и другие люди, пользующиеся авторитетом в своих странах. К «уязвимым группам населения» отнесены молодёжь, женщины, национальные, религиозные и иные меньшинства.
Сегодня интенсифицируется деятельность США по установлению «гарантированного» контроля над постсоветским пространством с опорой в условиях «холодного мира» на наращиваемое информационно-управленческое превосходство. Для достижения поставленных целей намечается активизация государственных СМИ США, расширение образовательных программ и программ обмена специалистами, помощь различным странам в сфере образования, здравоохранения и других областях. Все это именуется переходом к тактике «демократия в действии».
Основной целью данных мероприятий применительно к России является создание предпосылок для дезинтеграции страны с последующим разделом на ряд управляемых, слабых в политическом, экономическом и военном отношении территориальных образований.
Осуществляются эти мероприятия на системной основе при помощи развития дисфункций определённого государства, склоняющих его руководство к принятию предъявляемых Соединёнными Штатами и их союзниками требований. При этом могут быть выделены следующие основные формы/стадии данной деятельности.
НЕВООРУЖЁННАЯ КОНФРОНТАЦИЯ, приводящая к «демократической» переориентации государства (пример — Грузия). Она осуществляется при опоре на невоенные воздействия (внешнеполитические, финансово-экономические, научные и технологические, экологические, информационные, демографические и социально-экономические, общественно-психологические, внутриполитические), направленные на скрытое ослабление национального потенциала и невооружённое насилие. В рамках данной формы/стадии используются и непрямые военные воздействия (военно-стратегическая дезинформация, военно-стратегические соглашения и договоры с государством — объектом воздействия, инициирование внешних и внутренних конфликтов государства — объекта воздействия с третьей стороной, провокации, диверсии, террористические акции вне и на территории государства — объекта воздействия силами третьей стороны), направленные на скрытое ослабление невоенных и военных основ национального и военного потенциала.
ВООРУЖЁННАЯ КОНФРОНТАЦИЯ, в ходе конфликтов и войн, приводящая к кризисно-«миротворческой» переориентации государства (пример — Югославия).
ПОСТКОНФРОНТАЦИОННОЕ ПРОТИВОБОРСТВО — в формах оккупационно-силового и политического урегулирования, приводящее к военно-силовому подчинению государства (пример — Ирак).
«Мягкий» сценарий реализации данных мероприятий охватывает возможности усиления влияния сил ориентированных на США; скрытого «перепрограммирования» влиятельных персоналий в высших эшелонах власти страны, в т. ч. с возможным использованием прямого и непрямого подкупа и шантажа, переубеждения и спецвоздействий (суггестивных, биохимических, техно-информационных и др.); физического устранения (через террористические акты, аварии на транспорте, спецвоздействия и пр.) ключевых фигур в руководстве страны, сопротивляющихся её трансформации; «демократического» приведения к власти ставленника США.
«Полужёсткий» сценарий подчинения государства может включать: эскалацию кризисных и конфликтных процессов в развитии государства — объекта воздействия; естественные и/или инициируемые чрезвычайные бедствия в крупных его центрах (землетрясения, взрывы и аварии на крупных объектах эколого-опасного производства и др.), вызывающие «паралич» системы национального управления, эскалацию экологических бедствий, массовой паники, хаоса; срочные обращения за «международной помощью» со стороны «авторитетных общественных и государственных деятелей», в т. ч. из числа бывших и действующих представителей государственного управления; экстренные переброски в зоны бедствий боеготовых и мобильно усиливаемых контингентов коалиционных миротворческих сил, с формированием «временного правительства национального спасения»; динамичное развёртывание под их контролем местных органов управления на оккупируемых территориях с опорой на заблаговременно подготовленные там «силы поддержки» и привлечение к сотрудничеству лояльных представителей и формирований дислоцированных там военных и правоохранительных структур при подавлении сопротивления со стороны отдельных критически настроенных групп; расчленение территории указанного государства на отдельные контролируемые зоны, с последующим развёртыванием там «демократических» «выборов» и «судов», а далее — сети «независимых» государственных образований, полностью подчинённых де-факто государству, осуществляющему вышеуказанную деятельность.
«Жёсткий» сценарий противоборства предполагается при недостаточной эффективности его предшествующих стадий, но с опорой на достигнутые на этих стадиях результаты, подрывающие готовность противника к сопротивлению развиваемой вооружённой агрессии до уровня, минимизирующего возможные потери государства-агрессора.
В организации такого рода деятельности государство — объект воздействия — рассматривается как организм. Для поражения его «головы» (национального руководства) взаимосвязанно подрываются его подсистемы: «нервная» (административно-управленческая), «кровеносная» (финансовая и энергетическая), «двигательная» (социально-экономическая), «иммунная» (безопасности, медицины и экологии), «мышечная» и «воспроизводящая» (демографическая), «душа» (сознание социума) и, наконец, «руки» (армия). Особое внимание придается человеческому фактору. При этом развиваются средства и методы воздействия, которые скрыто используются на стадии невооружённой конфронтации, стирая фактическую грань между миром и войной.
Системное применение этих средств и методов воздействия постепенно приводит государство к состоянию управляемости извне.