Фонд стратегической культуры | Петр Искендеров | 19.06.2009 |
До этого косовским урегулированием занималась в основном ОБСЕ — и прославилась скандалом вокруг своей Верификационной миссии во главе с американским дипломатом-разведчиком Уильямом Уокером. Этот ветеран подрывных операций ЦРУ в Центральной Америке, выполняя очередной заказ своих работодателей, закрывал глаза на антисербский террор боевиков албанской «Армии освобождения Косова», но зато умело срежиссировал так называемую «резню в Рачаке». В январе 1999 года тела боевиков АОК, погибших в столкновениях с сербскими силами безопасности, были представлены в качестве жертв «этнических чисток», что дало США и НАТО желанный предлог для бомбардировок Югославии.
В июне 1999 года казалось, что процесс косовского урегулирования наконец-то удалось ввести в международно-правовые рамки. Однако последующее развитие событий подтвердило, что речь идёт о новом этапе реализации западного сценария, в котором роль исполнителей теперь отводилась уже не ветеранам ЦРУ, а функционерам с цивильным ооновским мандатом. От перемены мест слагаемых сумма не меняется — и первый глава Миссии ООН в Косове француз Бернар Кушнер (ныне — глава МИД Франции) действовал в полном соответствии с директивами Центра (очевидно, вспоминая на досуге, как американцы спешно вывозили его последним вертолётом из Сайгона, в панике спасаясь от наступавших вьетнамских войск).
Именно при Бернаре Кушнере Косово покинули сотни тысяч сербов, бежавших от террора, развязанного албанскими военизированными формированиями, а на их место приехали сотни тысяч албанцев из соседней Албании, которых Миссия ООН заботливо снабжала необходимыми документами. Именно так выстраивалась та демографическая картина Косова, которая сегодня позволяет албанским сепаратистам и их западным покровителям утверждать, что пути назад к сербскому Косову нет. В последующие годы сценарий не претерпел изменений. Как отмечали в беседах с автором этих строк представители косовских сербов, лишь датчанин Ханс Хеккеруп на посту главы Миссии ООН понимал суть косовской проблемы, но он и занимал эту должность рекордно короткое время — меньше года… Все остальные, начиная с Кушнера и заканчивая германским дипломатом Йоахимом Рюккером, при молчаливом согласии которого албанские сепаратисты провозгласили в феврале 2008 года независимость, служили послушными исполнителями в западном сценарии по Косову. А один из них, датчанин Сорен Йессен-Петерсен, прославился тем, что во всеуслышание назвал бывшего полевого командира АОК Рамуша Харадиная, обвинённого Гаагским трибуналом в десятках убийств, «другом» и человеком «динамического руководства, твёрдых убеждений и взглядов».
После десяти лет подобного, с позволения сказать, «миротворчества» ООН оказалась в глубоком косовском тупике — что и засвидетельствовал нынешний доклад Пан Ги Муна. Конечно, нельзя отрицать, что в своих отдельных констатациях он весьма точно отражает косовские реалии. Генсек ООН подчеркивает, что местные власти в Косове «поддерживают минимальный контакт» с краевой Миссией ООН и даже требуют вообще её вывести, «утверждая, что резолюция СБ ООН N 1244 от 1999 года более не относится к делу, и что у них нет правового обязательства её придерживаться». Доложил Пан Ги Мун и о «серии инцидентов» в северных районах, где компактно проживают косовские сербы.
Однако в докладе по Косову отсутствует главное — стратегия дальнейших действий, что делает его беззубым. Ну, а в качестве главного вывода генсек ООН призвал «все общины и правительства в Приштине и Белграде продолжить тесное сотрудничество со всеми международными представителями в целях снижения напряжённости и нахождения мирного решения». Этот абстрактный призыв — максимум, на что решился господин Пан Ги Мун, удостоившись гораздо более жёсткого комментария со стороны постоянного представителя России при ООН Виталия Чуркина: «Спецпредставитель генсека и возглавляемая им Миссия ООН в Косово должны продолжать осуществлять возложенные на них функции, включая содействие обеспечению прав и безопасности национальных меньшинств и достижение в крае установленных международным сообществом демократических стандартов».
Неспособность и нежелание нынешнего руководства ООН решать проблему Косова показательно контрастируют с активными попытками этой же организации навязать, с подачи западных держав, своё видение ситуации в Абхазии и Южной Осетии. В том, что касается Кавказа, и у Пан Ги Муна, и у США, и у ведущих стран Европейского союза сразу же появляются и жёсткость, и решительность в отстаивании «территориальной целостности», что продемонстрировали результаты недавнего заседания СБ ООН о продлении мандата ооновской миссии в Абхазии.
Нынешнему генсеку ООН Пан Ги Муну — бывшему министру иностранных дел Южной Кореи никак не откажешь в дипломатическом опыте. Остаётся только сожалеть, что он превращает себя и свою организацию в инструмент реализации сценариев, написанных в других центрах власти. Сценариев, цель которых — установить на планете новый миропорядок с ролью ООН в качестве фигового листка, прикрывающего «двойные стандарты», беззаконие и право сильного.