Одна Родина | Сергей Смолянников | 19.06.2009 |
Перед решающим боем Петр I обратился к солдатам со знаменитым призывом: «Воины! Вот пришел час, который решит судьбу Отечества. И так не должны вы помышлять, что сражаетесь за Петра, но за государство, Петру врученное, за род свой, за отечество…» Победа под Полтавой стала коренным переломом в ходе многолетней изнурительной Северной войны и предрешила ее исход в пользу России. Именно под Полтавой была решена не только судьба России, но и всей Северной Европы. Так оценивали историки мира значение Полтавской битвы для судеб Европы начала XVIII века. В нашу историческую память Полтавская битва вошла не только как материал из энциклопедий и учебников по истории военного искусства, но и как произведения искусства, созданные художниками, поэтами, скульпторами. Достаточно вспомнить «Полтаву» Александра Пушкина, шедевр мирового декоративно-прикладного искусства — мозаику Михаила Ломоносова или Монумент Славы в Полтаве, созданный Щедриным, Мартосом и Гордеевым.
Полтавская битва стала символом борьбы славянского мира против шведской агрессии, борьбы православия с католическим и лютеранским засильем. Ведь не стоит забывать о том, что основными участниками битвы, впрочем, как и всей Северной войны, были, с одной стороны, русские и украинцы, а с другой — шведы, поляки и часть саксонцев. Другое дело, что некоторые «историки от политики» на первый план Полтавской битвы выдвигают исторические персонажи, чья роль в этой битве сводится к известной фразе «видел — значит, участвовал», или извращают исторические факты с целью героизации антигероев и определения им «достойного места и роли в истории».
Соответственно юбилей Полтавской битвы должен стать юбилеем правды, а не празднованием «Дня предателя». Именно такое определение допустимо в отношении исторической персоны, которой является Иван Степан-Адам Колединский, более известный как Иван Мазепа.
Если отойти от политических штампов и принципа «историко-национальной целесообразности» и просто обратиться к устному народному творчеству украинского народа, то трудно будет найти в истории Украины личность, более непопулярную и презираемую, чем Иван Степанович Мазепа. «Проклята Мазепа», «Клятий пес Мазепа», «Всеклята Мазепа» — вот тот далеко не полный перечень эпитетов, которыми наградили «нашего героя» его современники, вложившие в народный фольклор эти страшные характеристики. И ни одного доброго слова… А ведь украинский народ — мудрый народ. Даром давать такие «убойные имена» не будет. И это вовсе не случайно, ибо всю свою жизнь, не брезгуя никакими средствами, посвятил Мазепа борьбе за власть, почести и богатство, интересы же украинского народа были ему абсолютно чужды.
Прошло почти три столетия с того славного дня, однако словосочетание «Полтавская битва» вновь на слуху, но уже не только историков, но и политиков. Уже совсем другие акценты расставляются для определения значения судьбоносной для Европы битвы, личного участия в ней того или иного исторического персонажа. Не секрет, что сегодня на Украине речь идет об установке памятников Карлу XII и Мазепе, и не где-нибудь, а в Полтаве и Киеве. Но, позвольте, скажет любой здравомыслящий историк, ни тот ни другой к Полтавской битве не имеют никакого отношения, ведь известно даже школьнику, что шведский король незадолго до сражения был ранен и войсками не командовал вообще, а Мазепа. просто состоял при Карле. Так за что же ставить памятники тем, про которых принято говорить, как о «темных личностях, не причастных к данному историческому событию», или тем, кто стал героем, «видя бой издалека». Тем более что первого принято считать оккупантом, а второго.
Вот об этом втором и скажем правду, чтобы не только разобраться в отношении Мазепы к Полтавской битве, но и поставить его, т. е. его деяния и поступки, на заслуженную историческую полочку. Причем поставим там, где сегодня хотят его увековечить.
Речь идет о том месте украинской столицы, где совсем недавно (до начала прошлого столетия) стоял памятник героям, «отдавшим жизнь за царя». Не секрет, что в районе древних Печерских холмов, между нынешней площадью Героев Арсенала и Киево-Печерской лаврой кое-кто желает установить памятник «освободителю украинского народа» гетману-иуде Мазепе. Почему именно там. Да потому, что и сегодня «этим кое-кому» имена Искры и Кочубея, которые истинно любили свою родину и отдали жизнь за правду, за что и были казнены Мазепой, стоят «как кость в горле».
Их имена в истории не остались забытыми. После Полтавской битвы Петр I признал, хоть и с роковым опозданием, правоту Искры и Кочубея, восстановил добрую память о них и проклял предателя Мазепу. Несколько позже в произведениях литературы и искусства началось воспевание благородных чувств верных слуг государя, было установлено надгробие на их могилах в Киево-Печерской лавре. А в 1909 году, к 200-летию Полтавской битвы, в Киеве был установлен им памятник. Сегодня киевляне, назначая место встречи в районе станции метро «Арсенальная» для большей точности говорят: «Встретимся у пушки». Но мало кто из них и гостей украинской столицы знает о том, что до 1918 года на этом же самом постаменте стоял памятник Искре и Кочубею, кстати, на одноименной площади. Во времена Украинской Народной Республики, гетманата Скоропадского и Директории, постамент оставили, а вместо него, как историческое издевательство, поставили памятник .. Мазепе. Да-да. Только в головах изощренных иезуитов мог возникнуть план поставить памятник убийце на постаменте, где стояли убиенные им патриоты государственности. Но история все-таки умеет устранять ошибки политиканов. Памятник Мазепе, выполненный из гипса, простоял чуть более года. Затем он «поплыл», и этот «сгусток истории», в прямом и переносном смысле, был снесен с постамента.
Ну, а новая, советская, власть, дабы не убирать такой постамент, вместо памятника поставила на него горную пушку как образец мужества и стойкости арсенальцев в борьбе с буржуазными националистами.
Понятно, что в советские времена Мазепа никак на роль революционного героя не подходил, да и Искра с Кочубеем погибли за царя и Отечество, а потому также в герои эпохи социализма не годились.
Новейшая история Украины также не лишена парадоксов. В чьем воспаленном сознании возникла идея улицу, начинающуюся от площади Героев Арсенала, бывшей Памяти Искры и Кочубея, назвать улицей Гетмана Мазепы, мне неизвестно. Но подобного издевательства над исторической памятью украинского народа еще не было. Осталось только, издав очередной Указ, вынести обезглавленные останки Искры и Кочубея из Лавры и вычеркнуть из в очередной раз переписываемой украинской истории доброе имя героев, не побоявшихся развенчать вельможного иуду.
Очень хочется верить, что 7 или 8 июля юбилейного 2009 года от площади Героев Арсенала (т.е. от площади Искры и Кочубея) до их могилы в Киево-Печерской лавре пройдет крестный ход в память о героях, отдавших жизнь за свой народ, за свою Украину. Лучшего подарка героям Полтавской битвы и тем, кто ее приближал, по-моему, и не придумать. Ведь историческая память, истинный патриотизм украинского народа намного сильнее оранжевых перелицовщиков истории, желающих прикрыть солнце Полтавы своей административной дланью. Так и улица имени Гетмана Мазепы канет в небытие, ибо вызвана была исторической конъюнктурой, а не исторической правдой. Ведь правда, как солнце: ее ладонью не прикроешь даже самого вельможного гетмана-иуды.