Русская линия
Одна Родина Федор Яковлев13.06.2009 

Украина после Черномырдина

По сообщению пресс-службы Кремля, 11 июня Президент РФ Дмитрий Медведев освободил своим указом В.С. Черномырдина от должности посла на Украине, назначив его этим же указом советником президента. На него возложены обязанности специального представителя президента по вопросам экономического сотрудничества с государствами — участниками СНГ.

Завершён долгий 8-летний период пребывания этого человека на Украине. Какой бы не была официальная мотивация перемещения В. Черномырдина, даже при самом беглом взгляде на состояние российско-украинских межгосударственных отношений видно, что в последнее время оно стремительно ухудшалось буквально во всех сферах.

Показателен в этом плане последний конфликт в связи с запретом 6 июня въезда на территорию Украины заместителя председателя Комитета Государственной Думы по делам СНГ и связям с соотечественниками, координатора Депутатской группы Государственной Думы по связям с парламентом Украины К. Затулина. В отличие от прошлогоднего инцидента, когда Затулина не пустили на Украину как частное лицо, приехавшее на турнир по теннису, на этот раз он приехал в Крым для участия в 3-м Международном фестивале «Великое русское слово» как официальный представитель Государственной Думы РФ. И если в прошлом году это был конфликт между российским гражданином Затулиным и украинской спецслужбой, то сейчас это можно квалифицировать как очередной межгосударственный конфликт между Российской Федерацией и Украиной.

В аналогичной ситуации 4 декабря 2006 года Служба безопасности Украины нашла компромиссный выход и разрешила Затулину временный одноразовый въезд на территорию Украины для участия в седьмом заседании Межпарламентской комиссии по сотрудничеству Верховной Рады Украины и Федерального собрания Российской Федерации. В настоящее время возможность компромиссного решения украинской стороной даже не рассматривалась.

В мае с.г. Президент РФ Д. Медведев во время рабочей встречи с руководителем Федерального агентства по делам СНГ, соотечественников, проживающих за рубежом, и по международному гуманитарному сотрудничеству Ф. Мухаметшиным заявил: «Мы с Вами занимаемся СНГ, но для того чтобы эта работа была более организованной, более серьёзной, я специально создал отдельное Агентство по делам СНГ, которое Вы и возглавляете. Цель очевидна: для нас отношения с СНГ являются важнейшим внешнеполитическим приоритетом страны. К сожалению, далеко не всегда этот приоритет выходит на реальный передний план» (выделено мною. — Ф.Я.).

Акцент Д. Медведева на усилении работы в странах СНГ понятен: все последние годы Россия, увы, не только не усиливала своё влияние в странах бывшего СССР, но шаг за шагом его теряла. Такая ситуация сложилась и на Украине, особенно после «майданных» событий 2004 года.

Своеобразным итогом пребывания на Украине В. Черномырдина можно считать не только «майдан» и приход к власти откровенно антироссийской группировки, но и данные разных опросов, согласно которым россияне периодически ставят Украину в списке врагов на третье место после США и Грузии. Когда восемь лет назад В. Черномырдин заступал на свой пост посла, о таком упадке отношений между двумя братскими народами не могли мечтать даже злейшие враги России и Украины.

Преемника В. Черномырдина ожидает тяжелейшее политическое наследие, а именно — разруха в российско-украинских межгосударственных отношениях. Вместе с тем нового российского посла ожидает государство с самой большой русской диаспорой в мире, население которого относится к России и её руководству гораздо лучше, чем к своему собственному, а больше половины населения вообще хотели бы иметь российский паспорт. Это означает, что на украинском направлении для решения поставленной Д. Медведевым задачи перехода к «более организованной, более серьёзной» работе в странах СНГ есть широчайшие возможности. Вопрос лишь в том, как и когда они будут реализованы.

Было бы естественно в первую очередь сделать ставку на изменение отношения к русским соотечественникам и их общественным организациям, которые могут и должны стать основным фактором влияния России на украинское общество. В отличие от В. Черномырдина, который за 8 лет так и не нашёл времени для встречи со своими соотечественниками, такая встреча как самая наглядная декларация изменения отношения официального представителя России к братскому народу жизненно необходима.

С учётом предстоящего Всемирного конгресса российских соотечественников, который должен состояться 1−2 декабря 2009 года в Москве, у посольства России на Украине и Россотрудничества есть прекрасная возможность консолидировать русское общественное движение на Украине. Во главу угла должна быть поставлена конкретная работа по укреплению российско-украинских отношений, развитию русского языка, защите прав русского и русскоязычного населения, противодействие пересмотру нашей общей истории, включая попытки героизации фашистских пособников.

Должна стать более прозрачной система материальной помощи общественным организациям соотечественников. Во всём цивилизованном мире давно отработаны принципы работы с общественными организациями по системе грантов. Внедрение такой системы позволит в кратчайшие сроки привлечь в ряды организаций русских соотечественников десятки тысяч новых членов из числа наиболее активной части русской диаспоры.

Необходимо наладить более тесные отношения с российским капиталом на Украине, который в настоящее время не только не поддерживает общественные организации русских соотечественников, но и в ряде случаев своими действиями способствует формированию негативного образа России и русских, открыто финансируя антирусские и антироссийские проекты.

А если к тому же в СМИ хотя бы время от времени будут звучать вопросы президента и премьера РФ к руководителям крупнейших российских государственных и частных компаний, имеющих филиалы в странах СНГ и, в частности на Украине, о том, какую они оказывают поддержку организациям русских соотечественников за рубежами РФ, то проблемы с финансированием у этих организаций практически исчезнут.

Следует активнее использовать достаточно широкое присутствие российских СМИ в информационном пространстве Украины для активной пропаганды основных принципов добрососедских отношений между нашими государствами. Необходимо также поддержать СМИ организаций русских соотечественников, в том числе на региональном уровне.

Самое главное — активизировать ту социально активную часть русской диаспоры, которая в настоящее время входит в состав различных украинских политических партий, ни одна из которых в должной степени не отражает интересов русского русскоязычного населения Украины.

Одной из самых сложных задач нового российского посла станет перестройка работы сотрудников посольства на открытый и честный диалог со своими соотечественниками, вместо полного игнорирования их обращений, вплоть до отсутствия ответов даже на письменные обращения в посольство от руководителей всеукраинских и региональных организаций соотечественников, как это было при В.Черномырдине.

Работы предстоит много, и это должна быть совместная работа посольства и российских соотечественников по укреплению добрососедских отношений между братскими народами дружеских государств на принципах равноправия и взаимного уважения. Работа на благо настоящего и во имя будущего, дабы следующие поколения знали, ценили и берегли то, что создали и отстояли их отцы, деды и прадеды за тысячелетнюю совместную историю.

http://www.odnarodyna.ru/topics/1/214.html


Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика