Одна Родина | Федор Яковлев | 13.06.2009 |
Завершён долгий 8-летний период пребывания этого человека на Украине. Какой бы не была официальная мотивация перемещения В. Черномырдина, даже при самом беглом взгляде на состояние российско-украинских межгосударственных отношений видно, что в последнее время оно стремительно ухудшалось буквально во всех сферах.
Показателен в этом плане последний конфликт в связи с запретом 6 июня въезда на территорию Украины заместителя председателя Комитета Государственной Думы по делам СНГ и связям с соотечественниками, координатора Депутатской группы Государственной Думы по связям с парламентом Украины К. Затулина. В отличие от прошлогоднего инцидента, когда Затулина не пустили на Украину как частное лицо, приехавшее на турнир по теннису, на этот раз он приехал в Крым для участия в 3-м Международном фестивале «Великое русское слово» как официальный представитель Государственной Думы РФ. И если в прошлом году это был конфликт между российским гражданином Затулиным и украинской спецслужбой, то сейчас это можно квалифицировать как очередной межгосударственный конфликт между Российской Федерацией и Украиной.
В аналогичной ситуации 4 декабря 2006 года Служба безопасности Украины нашла компромиссный выход и разрешила Затулину временный одноразовый въезд на территорию Украины для участия в седьмом заседании Межпарламентской комиссии по сотрудничеству Верховной Рады Украины и Федерального собрания Российской Федерации. В настоящее время возможность компромиссного решения украинской стороной даже не рассматривалась.
В мае с.г. Президент РФ Д. Медведев во время рабочей встречи с руководителем Федерального агентства по делам СНГ, соотечественников, проживающих за рубежом, и по международному гуманитарному сотрудничеству Ф. Мухаметшиным заявил: «Мы с Вами занимаемся СНГ, но для того чтобы эта работа была более организованной, более серьёзной, я специально создал отдельное Агентство по делам СНГ, которое Вы и возглавляете. Цель очевидна: для нас отношения с СНГ являются важнейшим внешнеполитическим приоритетом страны. К сожалению, далеко не всегда этот приоритет выходит на реальный передний план» (выделено мною. — Ф.Я.).
Акцент Д. Медведева на усилении работы в странах СНГ понятен: все последние годы Россия, увы, не только не усиливала своё влияние в странах бывшего СССР, но шаг за шагом его теряла. Такая ситуация сложилась и на Украине, особенно после «майданных» событий 2004 года.
Своеобразным итогом пребывания на Украине В. Черномырдина можно считать не только «майдан» и приход к власти откровенно антироссийской группировки, но и данные разных опросов, согласно которым россияне периодически ставят Украину в списке врагов на третье место после США и Грузии. Когда восемь лет назад В. Черномырдин заступал на свой пост посла, о таком упадке отношений между двумя братскими народами не могли мечтать даже злейшие враги России и Украины.
Преемника В. Черномырдина ожидает тяжелейшее политическое наследие, а именно — разруха в российско-украинских межгосударственных отношениях. Вместе с тем нового российского посла ожидает государство с самой большой русской диаспорой в мире, население которого относится к России и её руководству гораздо лучше, чем к своему собственному, а больше половины населения вообще хотели бы иметь российский паспорт. Это означает, что на украинском направлении для решения поставленной Д. Медведевым задачи перехода к «более организованной, более серьёзной» работе в странах СНГ есть широчайшие возможности. Вопрос лишь в том, как и когда они будут реализованы.
Было бы естественно в первую очередь сделать ставку на изменение отношения к русским соотечественникам и их общественным организациям, которые могут и должны стать основным фактором влияния России на украинское общество. В отличие от В. Черномырдина, который за 8 лет так и не нашёл времени для встречи со своими соотечественниками, такая встреча как самая наглядная декларация изменения отношения официального представителя России к братскому народу жизненно необходима.
С учётом предстоящего Всемирного конгресса российских соотечественников, который должен состояться 1−2 декабря 2009 года в Москве, у посольства России на Украине и Россотрудничества есть прекрасная возможность консолидировать русское общественное движение на Украине. Во главу угла должна быть поставлена конкретная работа по укреплению российско-украинских отношений, развитию русского языка, защите прав русского и русскоязычного населения, противодействие пересмотру нашей общей истории, включая попытки героизации фашистских пособников.
Должна стать более прозрачной система материальной помощи общественным организациям соотечественников. Во всём цивилизованном мире давно отработаны принципы работы с общественными организациями по системе грантов. Внедрение такой системы позволит в кратчайшие сроки привлечь в ряды организаций русских соотечественников десятки тысяч новых членов из числа наиболее активной части русской диаспоры.
Необходимо наладить более тесные отношения с российским капиталом на Украине, который в настоящее время не только не поддерживает общественные организации русских соотечественников, но и в ряде случаев своими действиями способствует формированию негативного образа России и русских, открыто финансируя антирусские и антироссийские проекты.
А если к тому же в СМИ хотя бы время от времени будут звучать вопросы президента и премьера РФ к руководителям крупнейших российских государственных и частных компаний, имеющих филиалы в странах СНГ и, в частности на Украине, о том, какую они оказывают поддержку организациям русских соотечественников за рубежами РФ, то проблемы с финансированием у этих организаций практически исчезнут.
Следует активнее использовать достаточно широкое присутствие российских СМИ в информационном пространстве Украины для активной пропаганды основных принципов добрососедских отношений между нашими государствами. Необходимо также поддержать СМИ организаций русских соотечественников, в том числе на региональном уровне.
Самое главное — активизировать ту социально активную часть русской диаспоры, которая в настоящее время входит в состав различных украинских политических партий, ни одна из которых в должной степени не отражает интересов русского русскоязычного населения Украины.
Одной из самых сложных задач нового российского посла станет перестройка работы сотрудников посольства на открытый и честный диалог со своими соотечественниками, вместо полного игнорирования их обращений, вплоть до отсутствия ответов даже на письменные обращения в посольство от руководителей всеукраинских и региональных организаций соотечественников, как это было при В.Черномырдине.
Работы предстоит много, и это должна быть совместная работа посольства и российских соотечественников по укреплению добрососедских отношений между братскими народами дружеских государств на принципах равноправия и взаимного уважения. Работа на благо настоящего и во имя будущего, дабы следующие поколения знали, ценили и берегли то, что создали и отстояли их отцы, деды и прадеды за тысячелетнюю совместную историю.