Русская линия
Фонд стратегической культуры Виктор Боршевич12.06.2009 

Призраки Римской Империи и проблема молдавской государственности

«История есть продолжение политики».

Н.Я.Данилевский

Балканский узел и проблемы Молдовы

Отслужив четыре года на «дипломатической бирже» в Пекине среди представителей многочисленных дипмиссий и разведок, я усвоил главное: без ясного понимания культурно-исторических традиций, исторических устремлений и ожиданий наций и этносов, никакой серьёзный анализ региональных и геополитических проблем невозможен.

Сказанное выше в особой мере относится к карпато-балканскому региону, этому не прекращающемуся источнику «головной боли» для европейских, российских и американских дипломатов и аналитиков. Карпато-балканский узел конфликтов зародился с момента развала Римской Империи и начала эпохи Великого переселения народов. Последовавшие за этим этногенетические и государствообразующие процессы не затихают по сей день: недавний развал югославского (а точнее, южнославянского) проекта — ярчайшее тому свидетельство и подтверждение.

Драматические события в Молдове с горящим парламентом и беснующимися толпами молодых вандалов и мародёров, которые медийным смерчем пронеслись по телеэкранам и интернет-порталам, требуют особого ракурса освещения, а именно — этногенетического и этнополитического. И тогда бессмысленное, на первый взгляд, буйство подвыпивших кишинёвских ребят обернётся знаком не только молдавских и балканских, но и общеевропейских (включая Россию) проблем.

Европейские аналитики путаются в догадках — что это? Бунт отчаявшейся молодёжи? Очередная «цветная революция», попытка неудавшегося государственного переворота? Проявление «подковёрной» борьбы Запада и России? Но причём тогда здесь полотнище с картой довоенной «Великой Румынии» на фасаде разгромленной резиденции Президента Молдовы? Попробуем разобраться.

Феноменология современного бунта

Безусловно, это был бунт молодого поколения против «стариков», олицетворяющих власть. Стадион и площадь являются самыми подходящими местами, где удручающее чувство невостребованности и бесперспективности из недр подсознания толпы вырывается наружу могучим и агрессивным извержением насилия и погромов. И уже совершенно неважен политический окрас противостоящих.

Почему? Да, потому, что в той же просвещённой Европе — во Франции, Германии, Греции, Португалии, Италии и т. д. молодёжь устраивает погромы под лозунгом «Долой глобализм и капитализм!», а в Молдове то же самое — под прямо противоположным лозунгом «Долой тупых стариков и коммунистов!» Значит, дело не в политических доктринах. Политические доктрины и бренды оказываются лишь средствами, с помощью которых хитроумные политики от «оппозиции» (и тех, кто за ней стоят) утилизируют взрывоопасный материал молодёжного бунта в своих манипуляциях.

Кризис идентичности

Однако дело принимает совершенно особый оборот в случае, когда социальный и экономический кризис сопровождается кризисом этнической идентичности. А именно это имеет место в Молдове, где на протяжении доброго десятка лет молдавской молодёжи талдычили в школах, колледжах и университетах, что «молдаване — это румыны», что «Румыния и Молдова — это два румынских государства», что их отцы и прадеды «тупые и необразованные», что они не знают «исторических истин», что «Бессарабия — румынская земля», что «Республика Молдова — это сталинская химера», что молдаване — «фантомная нация». И другие разрушающие национальное самосознание и основы молдавской государственности мантры и заклинания.

Уже в глубокой древности доцент буддийского университета Наланды, великий маг и чародей Падмасамбхава, применял такого рода средства воздействия на умы «непросвещённых» тибетцев. Он заявил им, что древние боги Тибета всего лишь слуги Будды, которым он, Падмасамбхава, поручил отныне охранять Учение. Объявив предков молдован румынами, знаменитый учебник «История румын» превращает их в подданных «Великой Румынии». Вот почему молодой мэр Кишинёва повёз румынскому президенту Бэсеску горшочек с родной землёй. Чему учили, тому и научили.

Не зря мудрейший Бисмарк говорил, что великой Германию сделали не генералы, а учителя. Впрочем, наблюдая за процессом формирования румынского государства в XIX в., тот же Бисмарк как-то ехидно заметил: «Румыны — это не нация, это профессия». Речь шла о бухарестских политиках.

Особенность проблемы состоит в том, что в противостоянии «румынистов» и «молдовенистов» на стороне первых находится могучая и хорошо отработанная методология «имперской» румынской историографии, которая принята, в общих чертах, в качестве «научной истины» мировыми университетами и академическим сообществом. Принята под влиянием мощного потока румынских публикаций совершенно некритично и потому аксиоматически. То есть наобум.

Потому и не удивительно, что в своё время весьма уважаемый английский исследователь Д. Делетант (это не эпитет, это фамилия) ухитрился назвать молдаван «the most artificial nationality in the USSR». И поныне это авторитетное и абсолютно неверное мнение мелькает в академических изданиях. Ведь молдавскому народу более 650 лет!

Но имена этносов не являются предметом научных конвенций, как это принято в математике, физике и биологии. И вот почему.

Конфуций: «исправление имён»

В традиционном названии этноса заложено не только его историческое прошлое, но и будущее, его этническая программа. Измените название программы и введите её в компьютер — компьютер начнёт вытворять немыслимое. А если вы измените название этноса, да ещё вобьёте его в подсознание молодого поколения — ждите беды! Потому, что самый простой способ уничтожить целый народ — это стереть его историческую память и разрушить его этническую программу.

Мудрые китайские историографы в лице в лице великого Конфуция глубоко осознали и взяли на вооружение знаменитый принцип «исправления имён». Смени имена — и полученный от этого эффект будет равносилен действию многочисленных армий; смени имена — и твои предки станут предками моих предков; смени имена — и моя воля подчинится твоей воле! Именно в этом и заключается смысл страшного феномена «манкуртов» (забывших свой род), описанного безвременно ушедшим Чингизом Айтматовым.

Тени забытых предков

Вся ирония этнической судьбы молдаван заключается в том, что древний народ влахов, из которого более 650 лет назад «отпочковался» молдавский этнос, был «перекрещен» трансильванскими книжниками эпохи позднего Возрождения (XVI в.) в «румын», то есть в «римлян». Тогда как на самом деле древние племена влахов, заполонившие Балканы и Карпаты уже во времена раннего Средневековья, являются результатом сложнейшего этногенетического синтеза, в котором участвовали не только потомки римских колонистов, но и предки современных албанцев, славян и даже (как это установлено в последнее время румынским историком, профессором Нягу Джуварэ) половцы, пришедшие из евразийских степей.

Однако книжники Трансильвании знали, что титул «благородного римлянина» намного престижней титула «разбойного влаха» («волоха» древнерусских летописей). И после объединения в 1859 году Румынии и Молдовы (запрутской) в единое государство молдавский народ с правого берега Прута как этнос прекратил своё существование. Потому что бухарестские бояре умудрились сделать Бухарест столицей нового объединённого государства. А где столица, там и власть, и деньги, и «пиар». Так запрутские молдаване стали «румынами».

Упорство молдавской традиции

Но молдаване так называемой «Бессарабии», перешедшей в 1812 году от Турции к России, не участвовали в этом этнически самоубийственном акте. Наши молдавские крестьяне, вопреки улюлюканью потомков трансильванских книжников и недоумению их просвещённых европейских коллег, упорно продолжают считать себя молдаванами, говорящими на молдавском языке, а свою землю — Молдовой. По сей день, точно так же, как и много столетий тому назад.

Этносы, имеющие свою государственную и этническую традицию, так легко не сдаются. Даже перед напором современных книжников, сделавших казалось бы, беспроигрышную ставку на призраки великой Римской Империи.

Во время драматических событий в Кишинёве из-за транспортного паралича я вынужден был пересечь злополучный сквер между парламентом и резиденцией президента как раз в тот момент, когда наступило время «разбрасывания камней». И я заметил одно: количество молдавских флагов в руках у молодёжи раз в десять превышало количество румынских.

В самый критический момент кавказского мятежа российский президент сказал: «Речь идёт о существовании Государства Российского!». Сейчас мы говорим: «Речь идёт о существовании Государства Молдавского!». И если в первом случае шла речь о кризисе государственной самоидентификации чеченцев, то, во втором случае, речь идёт не столько о государственной, сколько об этнической самоидентификации молдован.

Риски «политической экологии»

Возникает очень серьёзная угроза исчезновения с политической карты мира не только одного из государств Европы, но и целого этноса! Этноса молдаван.

А это грозит нарушить стабильность всего механизма сдержек и противовесов в евразийском регионе, потому что такого рода «исчезновения» равносильны взрыву «вакуумной» бомбы. Ниже объясним — почему.

С такого рода «этноликвидационными» процессами мировая дипломатия и мировая медиатика ещё не сталкивались. До сих пор мы имели дело только с «размножением» этносов и стран, особенно на Балканах. Случай с Молдовой уникален в мировой практике — угроза культурного этноцида молдаван эквивалентна экологической катастрофе, когда в экосистеме начинает исчезать целый биологический вид.

Сны о «Великой Румынии»

В противостоянии молодого и старого поколениий молдаван, когда энергию бунта молодых прожжённые политиканы пытаются канализировать в русло «продвинутого румынизма» против «тупого молдовенизма», заключена величайшая опасность, которую совершенно недооценивают (и даже в полной мере не осознают) европейские, российские и американские политики, дипломаты и медиамагнаты. И те, кто пытаются примером «объединения двух Германий» оправдать планы столь желаемого для них «объединения двух румынских государств», лукавят. Мы имеем тут дело не только с лукавой «исторической параллелью», но и с попыткой идеологов «Великой Румынии» дестабилизировать послевоенные реалии Европы, пользуясь разработками своей «имперской» историографии.

Однако уважаемые «великорумыны» забывают, что при первой же попытке овладеть территорией Республики Молдовы их венгерские соседи немедленно поднимут вопрос об отторгнутой у них в пользу Румынии территории Трансильвании. Потому что Иосиф Виссарионович, отобрав у Румынии отобранную когда-то Александром I у турок Бессарабию, тут же «подсластил им пилюлю» — отдал им старое наследство венгерской короны, Трансильванию. А мест массового коллективного проживания венгров в Трансильвании более чем достаточно. Такой вот расклад, и с этим приходится считаться всем «великорумынским» сновидцам. Да и с Гагаузией и Приднестровьем Молдова для них «несъедобна».

И тем не менее, полотнище с довоенной картой «Великой Румынии» на фасад резиденции молдавского президента они всё-таки повесили. Повесили, воспользовавшись неразберихой во время бунта. Точнее, подкинули. Знать, заранее ведали дорогие румынские братья, что бунт произойдёт. С чего бы это? Уж не сами ли ему способствовали?

Папа Иоан Павел II: «И всё-таки, она существует!»

Покойный римский папа, поляк Войтыла, раскладывая средневековую карту Европы перед изумлёнными дипломатами Республики Молдова, сказал: «Смотрите, здесь чётко обозначено — Terra Moldaviae. Значит, она ещё существует!»

И будет существовать, если европейские и американские политики поймут, какую опасность таит в себе оболванивание и «манкуртизация» молодого поколения Молдовы. Великая ирония судьбы заключается в том, что именно так называемые «русские оккупанты» de facto сделали всё возможное, чтобы сохранить многовековое этническое самосознание и чувство государственности молдаван. Великий Союз развалился, и древняя Молдова возродилась из пепла времён. Опыт истории учит, что «освободители» нередко превращаются в оккупантов, тогда как «оккупанты» — в спасителей. А уроки музы истории забывать не след — мадам Клио весьма злопамятная особа.

Замечательный английский памфлетист и философ Джонатан Свифт как-то заметил: «Правда, которая как утверждают, находится на дне колодца, оказалась заваленной грудой камней». Значит, согласно библейскому Экклезиасту, настало время не только разбрасывать, но и собирать камни.

http://www.fondsk.ru/article.php?id=2220


Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика