Православие и современность | Протоиерей Владимир Пархоменко, Виктория Федорова | 10.06.2009 |
Во-первых, когда наблюдаешь за церковной жизнью со стороны, складывается впечатление, что человек, живущий в соответствии с этическими нормами Православия, должен быть очень мягким, добросердечным, терпеливым и т. д., и т. п. А эти качества при их преобладании в характере легко могут соседствовать с такими, как слабохарактерность, безволие, покорность, нерешительность. И получается, вместо того чтобы прикладывать усилия для достижения в жизни успеха, такой индивидуум будет скорее довольствоваться тем, что у него уже есть. Даже если по нынешним меркам у него ничего не будет — ни дачи, ни машины, ни большой квартиры, ни возможности съездить за границу. Такой человек скорее будет выглядеть в глазах большинства ущербным, а не тем одухотворенным православным, на которого хочется стать похожим. А тот, кто стремится к обладанию материальными благами, будет выглядеть вдвойне ущербным уже с православной точки зрения. И про него легко можно сказать: «Вот он, подлец, пошел, наворовал, душу дьяволу продал, ничего человеческого в нем не осталось». Но, постойте, если материальные ценности являются частью этого мира, зачем от них отказываться? И почему богатые люди в христианском понимании кажутся «иудами», вместо того чтобы пользоваться уважением? Так и напрашиваются выводы о том, что Православие — религия для успокоения слабых и обездоленных.
Во-вторых, сама атмосфера Церкви совсем не предполагает искрометной радости, счастливых объятий, фейерверков по праздникам и очень часто отпугивает внешней унылостью. Многочасовые службы, посты, запреты, необходимость покаяния и т. д. — да на это может уйти полжизни! И вместо того чтобы поехать в воскресенье на тот же пляж загорать и купаться, кто-то пойдет в храм и проведет там большую часть дня, особенно в церковный праздник. Одно дело — раз в месяц зайти в храм, поставить свечу, помолиться и продолжать жить привычным уже образом; по такому принципу и живут многие люди. Совсем другое — вести образ жизни церковного человека, который должен молиться утром и вечером, поститься, исповедоваться и причащаться, посещать службы. И где тогда в жизни место радости; как этот человек отмечает, например, свои личные праздники? Трудно представить прихожанина храма отплясывающим по случаю семейного торжества. Или у церковных людей уже нет на это ни времени, ни желания? А может быть, радости православного человека отличаются от радостей других людей? Но тогда чем?
В-третьих, поражает в Православии масштабность идеи прийти к спасению души через страдание. Почему, в конце концов, мы должны страдать, когда можем получать от жизни удовольствие? Или мы за свою жизнь накопили такой багаж грехов, что теперь до скончания своих дней должны их искупать? Но разве человек не рожден для счастья? Почему необходимо соблюдать посты, отказываясь от скоромной пищи, почему мы должны быть непритязательны в своих желаниях и даже в мыслях не пытаться возжелать такой же «БМВ-Х5», как у соседа? Почему девушкам нужно скромнее одеваться и в идеале быть кроткой благочестивой девой, когда хочется «зажигать» на дискотеке? И зачем всем христианам нужно всегда быть примером добродетели для окружающих себе в ущерб?
В Евангелии написано: «Вы слышали, что сказано: око за око и зуб за зуб. А Я говорю вам: не противься злому. Но кто ударит тебя в правую щеку твою, обрати к нему и другую; и кто захочет судиться с тобою и взять у тебя рубашку, отдай ему и верхнюю одежду; и кто принудит тебя идти с ним одно поприще, иди с ним два. Просящему у тебя дай, и от хотящего занять у тебя не отвращайся». Разве все вышесказанное можно в современном мире принять как норму? Неужели у человека не должно оставаться никакого уважения к себе, и он должен подставлять себя под новый удар? Почему нужно отдавать последнее? Отчего православный христианин в этом мире — это в высшей степени страдалец, а не радостный, довольный жизнью человек? Или я что-то не так понимаю?
Виктория ФЕДОРОВА
«Всегда радуйтесь. За все благодарите»
Согласиться с тем, что христианство — «скучная религия», невозможно именно потому, что основная истина нашей веры — Воскресение Христа. Когда мы читаем Евангелие, что может больше взволновать душу, как не благовестие о возможности вечной жизни, и не для кого-нибудь, а именно для тебя!
Послушаем, как торжественно звучат слова апостола Павла: «Смерть! где твое жало? ад! где твоя победа?… Благодарение Богу, даровавшему нам победу Господом нашим Иисусом Христом!» (1 Кор. 15, 55, 57). Этой Славой Воскресшего Христа наполнена Церковь, наполнено наше богослужение. Только это надо увидеть, это необходимо познать.
Конечно, проповедь несут конкретные люди, и христианин в силу различных причин не всегда может удержать эту радость, о которой апостол говорит: «Всегда радуйтесь. Непрестанно молитесь. За все благодарите» (1 Фес. 5, 16−18). Хотя самый, наверное, известный пример — жизнь преподобного Серафима Саровского, который хранил эту радость о Воскресшем Христе в своем сердце и делился ею с каждым приходящим к нему, приветствуя всех: «Христос Воскресе!». Для того чтобы жить этой небесной радостью, необходимо сердце, свободное от греха. Причем свобода эта достигается не только собственными усилиями, но силой освящающей благодати Духа Святого. Очень показательна история, которую рассказывал наш преподобный Силуан Афонский. Однажды в деревне (он тогда был еще юношей) он увидел, как на гулянье веселился его односельчанин, который несколько лет назад убил человека, был судим и отправлен на каторгу. Юноша не выдержал, подошел к нему и спросил: «Как же ты можешь веселиться, если ты убил человека?». Мужичок замолчал, положил гармонь и смиренно тихонько ответил: «Но ведь Христос меня простил».
Так что радостью наполнена наша жизнь, только не той мирской, а подлинной. Это радость обретения веры, радость покаяния, радость встречи с Богом. Посмотрите, что радостью называет Господь наш Иисус Христос. Это радость «о едином грешнике кающемся» (Лк. 15, 7−10), «радость о рождении человека в мир» (Ин. 16, 21), «радость от слышания слова Божия» (Ин. 15, 11), «радость от встречи с Ним Самим» (Ин. 16, 22) — вот это действительно радость.
Конечно, мир, не принимающий Христа, не принимает и христианский образ жизни. Часто «со стороны» церковная жизнь кажется некоторым скучной и однообразной, но это именно внешнее восприятие, которое напрямую зависит от веры и духовного развития человека. Помню, что когда я пришел в Церковь, меня захватил этот мир. Единственное, что казалось мне очень тяжелым, «неудобоносимым», так это длинные службы. Как-то раз в алтаре нашего храма молились монахи. В конце службы (а я был алтарником), снимая стихарь, говорю про себя: «Ну, Слава Богу, отслужили», и слышу слова проходящего мимо меня монаха: «Вот, хоть отдохнули немножко — Слава Богу!». Меня тогда поразила эта разница восприятия. Почему я еле выстаиваю, а они отдыхают. Церковная жизнь познается только опытом.
А большинство из нас несет бремя греха, который и мешает духовной радости. Есть еще и формальные христиане, которые заходят в храм раз в месяц свечку поставить; конечно, в лицах таких богомольцев не увидишь озарения Духа.
Что же касается внешнего образа жизни христианина, то, действительно, нас часто воспринимают как слабых, не умеющих «устроиться» в жизни.
Это не удивительно и не должно смущать христианина, ведь, может быть, пройдет время, и люди убедятся, что благочестивым быть хорошо, таких любит и благословляет Бог. Вспомните историю патриарха Иакова, как благословил Бог сродника его Лавана, за то, что Иаков жил у него (см. Быт. 30, 30).
Отдельно затронем вопрос о страданиях. Да, многие люди приходят к Богу путем больших скорбей. Среди прихожан наших храмов таких, наверное, большинство. Все это естественно накладывает свой отпечаток и на них, и на тех, кто с ними общается. Такова настоящая жизнь. Смысл страданий в том и заключается, что они есть действенное средство спасения человека от греха и духовной смерти. Страдания смиряют нас, заставляют задуматься над смыслом жизни, рождают в нас «печаль по Богу» и покаяние. Сам Христос Своими Страданиями показал их необходимость для спасения и возрождающую силу. Страдания — это вообще наша жизнь, которая наполнена скорбями и лишениями, часто происходящими от нас же самих. Страдания учат любить, не страдавший сам не может по-настоящему и сострадать. И самое главное: страдания приводят нас к подлинной духовной радости. К той радости, которую обретает человек, вернувшийся к Богу. И когда сердце человека переполняется, тогда действительно можно достаточно бурно выражать свою радость. Пророк и царь Давид, как известно, плясал от радости перед Ковчегом Завета (см. 2 Цар. 6, 14−21). В Церкви, например, на богослужении эта радость выражается особенно торжественным пением, красивым убранством храма, да и какой же праздник без трапезы! Да, христиане тоже устраивают застолье и, конечно, не только с орехами и грибами. И благодаря Бога, вкушают вино, которое, по слову Писания, «веселит сердце человека» (Пс. 103, 15) и вообще радуются жизни гораздо полнее, чем кто-либо, потому что живут верой в Того, Кто Победил смерть!
Протоиерей Владимир ПАРХОМЕНКО,
настоятель храма в честь Преображения Господня в с. Пристанное
http://www.eparhia-saratov.ru/index.php?option=com_content&task=view&id=6703&Itemid=3