Русская линия
Столетие.Ru Николай Головкин08.06.2009 

У Троицы в Никитниках
Прошлое и настоящее московского храма

Почитание Святой Троицы в Русской земле (этот переходящий двунадесятый праздник всегда совпадает с концом весны — началом лета, в нынешнем году мы встретили его 7 июня) началось со святой равноапостольной княгини Ольги, воздвигшей первый на Руси Троицкий храм в Пскове. Позже воздвигались такие храмы в Великом Новгороде, других городах. А сколько храмов во имя Святой Троицы в Москве! Один из них — Храм во имя Троицы Живоначальной в Никитниках (Грузинской иконы Божией Матери) — находится в самом сердце столице, близ Красной площади.

***

От Старой площади, где на углу с Варваркой сохранилась часть стены Китай-города, поднимаюсь в горку в Никитников переулок. Переулок невелик. И вот открывается храм Троицы Живоначальной в Никитниках.

На рубеже XIX и XX веков он был заслонен большим зданием Московского страхового общества, которое включало в себя гостиницу «Боярский двор» и торговые помещения (архитектор Ф. О. Шехтель). И поэтому издали его не увидать. В давние же времена среди низеньких домиков обывателей этот храм должен был казаться особенно величественным и красивым.

Приближаясь к храму, любуюсь им. Сколько раз бывал здесь! И всегда изумленно смотрю на него. Взгляд скользит снизу вверх по переходам, наличникам, карнизам к кокошникам. В честь Единосущной и Нераздельной Троицы создана эта красота!

Первоначально на этом месте была деревянная церковь великомученика Никиты. В 1626 во время пожара в Китай-городе, церковь, видимо, сгорела, но икону святого Никиты спасли. В 1631—1634 годах, во времена царя Михаила Федоровича при патриархе Филарете, на средства богатого купца Григория Леонтьевича Никитникова, выходца из Ярославля, поселившегося в этом переулке, несколько раз менявшем свое название, был построен каменный храм во имя Живоначальной Троицы -замечательный памятник архитектуры стиля «русское узорочье», являвшийся впоследствии образцом при строительстве многих московских храмов.

Надпись на одной из стен храма гласила следующее: «Лета 7161 при державе благоверного и христолюбивого Государя, Царя и Великого Князя Алексия Михайловича всея Pycи, в осьмое лето благочестивыя державы Царства его, совершена и подписана бысть церковь во имя Святыя Живоначальныя Троицы иждивением гостя Георгия Леонтьева сына Никитникова и сына его Андрея и внука его Бориса».

Впервые имя строителя храма — купца Григория Никитникова мы встречаем в начале XVII века: он молодой земский староста, его подпись стоит в списках участников первого и второго земских ополчений, созданных в Ярославле в связи с патриотическим подъемом народно-освободительного движения в борьбе с польскими и шведскими захватчиками.

Приделы Троицкого храма посвящены святителю Николаю, апостолу Иоанну Богослову, Грузинской иконе Божией Матери.

«Поставленная на высокий подклет на холме, — пишет москвовед Сергей Романюк, — церковь была видна издалека, привлекая взгляд необыкновенной живописностью силуэта — устремленный вверх четверик со спаренными колонками и горкой изящных кокошников увенчан пятью главами на высоких барабанах, обработанных колонками и арочным пояском. Основному четверику вторят пирамиды кокошников двух приделов: северного, Никольского, и южного, Никиты Воина, над усыпальницей купцов Никитниковых, а главному объему — парадная шатровая колокольня и небольшой шатер крыльца. Исследователи считают вероятным участие в строительстве мастеров из Ярославля. Разнообразное декоративное оформление фасадов подчеркивается яркой двухцветной окраской. Уютные интерьеры храма покрыты ковром многоцветной росписи, которая была завершена около 1653 года».

***

В работе над интерьером храма Живоначальной Троицы в Никитниках принимали участие «царские изографы»: мастера Оружейной палаты Симон Ушаков, Яков Казанец, Иосиф Владимиров и Гавриил Кондратьев.

Многие иконы местного ряда в сохранившемся позолоченном деревянном иконостасе главного престола в Троицком храме в Никитниках выполнены иконописцами Оружейной палаты. Для этой церкви в 1659 году иконописцы Яков Казанец, Симон Ушаков и Гаврила Кондратьев написали икону «Благовещение с акафистом», а иконы «Великий архиерей», «Богоматерь Владимирская», или «Насаждение древа Государства Российского», принадлежат кисти Симона Ушакова.

Иконы строгановского письма расположены в верхних ярусах иконостаса. Образа нижнего ряда иконостаса «Благовещение с акафистом» (1659, работа Я. Казанца, С. Ушакова и Г. Кондратьева) и Владимирская икона Божией Матери («Древо государства Московского», 1659, С. Ушаков), а также чудотворная Грузинская икона считаются святынями.

Икону «Владимирской Богоматери» («Насаждение древа государства Российского») можно назвать картиной, изображающей триумф русской государственности. В нижней части ее представлена Кремлевская стена, за ней Успенский собор — главная святыня Русского государства. У подножия собора князь Иван Калита — собиратель русских земель — и митрополит Петр, первым перенесший митрополичью кафедру из Владимира в Москву, сажают древо Русского государства. На ветвях его размещены медальоны с портретами всех наиболее значительных политических деятелей Древней Руси. В центральном, самом большом, медальоне, представлена икона Владимирской Богоматери, почитавшейся покровительницей Москвы. Внизу, на Кремлевской стене, изображенной реалистически, стоят царь Алексей Михайлович и царица Мария Ильинична с царевичами Алексеем и Федором.

***

В 1904 году в подклетке храма на средства церковного старосты А. В. Александрова был устроен особый придел в честь Грузинской иконы Божией Матери в память 250-летия избавления от эпидемии — моровой язвы и в ознаменование посещения храма в 1900 году императором Николаем II. Тем самым было утверждено существование в Троицком храме с XVII века почитание одного из списков чудотворного образа.

Грузинская икона Божией Матери первоначально находилась в Иверии. Она была захвачена персами в 1622 году, когда персидский шах Аббас пленил грузинскую землю. Впоследствии ее купил бывший в Персии по торговым делам приказчик ярославского купца Григория Лыткина Стефан Лазарев.

Во сне Лыткин получил от Бога откровение о драгоценности, приобретенной Стефаном, и приказание отправить ее в Красногорский мужской монастырь Apxaнгельской епархии. По прибытии в Россию икона была помещена в Черногорскую обитель. Впоследствии монастырь переименован Красногорским. В дремучих лесах икона прославилась многими чудотворениями.

Во время чумы 1654 года чудотворный образ доставили на некоторое время в Москву, в церковь Живоначальной Троицы в Никитниках, где многие молившиеся перед ним избавлялись от болезни.

Перед возвращением святыни в Черногорский монастырь с нее сделали список, который оставили в Троицкой церкви. Православные москвичи, глубоко чтившие этот образ, нередко называли храм Живоначальной Троицы церковью Грузинской иконы Божией Матери.

***

Троицкий храм не избежал грабительства неприятелей в 1812 году, но остался невредимым. А почти столетие спустя, в 1917 году, во время октябрьских боев, храм пострадал. А в 1920-е годы с наступлением безбожной власти широким фронтом на веру был закрыт. В 1924—1930 годах в церкви Живоначальной Троицы в Никитниках проводились большие реставрационные работы. В 1934 году здание храма было передано Государственному Историческому музею, который открыл в нем свой филиал.

В 1935—1940 годах производилось раскрытие первоначальных росписей храма. Фрески 1652−1653 годов сегодня поражают верующего человека, настраивают на молитву.

.. В 1991 году власти Москвы приняли решение о возвращении храма верующим и возобновлении богослужений. Многие годы ведется реставрация святыни.

***

Здесь, в этом древнем уголке Москвы, — корни нашего родового древа. В конце XIX-начале XX века в Ипатьевском переулке стоял двухэтажный собственный дом N10 моего прадеда купца Алексея Алексеевича Головкина, человека глубоко верующего, жертвующего деньги на храмы.

Рядом стояли палаты Симона Ушакова (дом 12), которые сохранились и в наше время. Они прямо напротив храма. Наш же дом (N10) был снесен, когда здесь возводился комплекс зданий ЦК КПСС, где ныне размещается администрация Президента РФ.

Дальше по Ипатьевскому переулку, в сторону Ильинки, находился москательный завод Алексея Алексеевича. На Ильинке издавна селились ткачи, поэтому краски для холстов были всегда востребованы.

Прадед умер в 1917-м, а его семью после октябрьского переворота долго не давали в обиду рабочие «национализированного» завода и снабжали продуктами.

Верю, что наши почившие родные и близкие, кто вел праведную жизнь, не раз помогали и всегда будут помогать нам в нашем земном бытии.

Затепливаю свечу у иконы Святой Троицы в Троицком храме в Никитниках. Молюсь и о здравии всех своих родных. И о упокоении усопших. Пресвятая Троице, помилуй нас!

http://stoletie.ru/obschestvo/u_troici_v_nikitnikah_2009−06−08.htm


Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика