Русская линия
Православие и современность03.06.2009 

Почему человек не идет в Церковь?

Почему один человек приходит в храм, а другой нет? Почему столько людей остается за церковной оградой? По сути, этот вопрос ответа не имеет. Каждый раз, когда кто-то открывает для себя Церковь, это тайна и чудо. Однако не имеющий окончательного земного ответа вопрос с неизбежностью встает перед каждым из нас. Мы попытаемся проанализировать причины, не пускающие наших ближних в православный храм. Хотя бы отчасти. Хотя бы некоторые. Ради себя, ради них и ради Церкви.

Священник Вячеслав Данилов, настоятель храма в честь Рождества Христова в селе Рыбушка Саратовского района:

— Среди нашего населения крещеных — большинство, а регулярно в храме бывают из этого большинства… разве что несколько процентов. Перед тем как совершить Таинство Крещения, я каждый раз объясняю — как взрослым крещаемым, так и родителям, и крестным родителям младенцев, — что смысл Крещения как духовного Рождения заключается в последующей жизни в Церкви. И при этом знаю, что реально жить этой жизнью после Крещения будут — единицы. Каковы основные причины? Многие убеждены, что молитва в храме — это удел исключительно пожилых людей, то есть — что человек может быть этим озабочен только в старости, в преддверии смерти, среди болезней и т. д. А в молодости человек должен жить земными интересами. «Мы еще успеем!», «Состаримся — придем» — довольно распространенные ответы людей на вопрос, почему они не бывают в церкви. Люди не думают о том, что жизнь коротка и часто может оказаться короче, чем мы рассчитывали.

Еще одна причина — привычка к потребительскому отношению, распространяемая и на Церковь также. В отношении Церкви такой подход можно назвать магическим. Заболел ребенок — надо прийти и поставить свечку. Что-то не ладится в семье — надо освятить квартиру. Человек не думает, что ему надо освящать себя. Надежда на какое-то механическое действие заменяет людям живую веру, общение с Богом через молитву и участие в Таинствах. Поэтому люди если и заходят в церковь с этими своими нуждами, то по-настоящему в Церковь не приходят. И самое, может быть, страшное — отсутствие желания заполнить духовную пустоту, не заполняемую ни достатком, ни внешним благополучием, ни успехом. Если у человека есть желание эту пустоту в себе заполнить, он начнет это делать хотя бы теоретически, станет книги читать, ведь при любом, даже сельском, храме есть библиотека. И от этих книг перейдет к практическим действиям, к участию в жизни Церкви. Но у людей этого стремления нет, или они пытаются иначе эту пустоту заполнить. Кто-то просто водкой ее заливает. Очень трудно сказать, отчего это. Но вероятней всего — от бездуховности воспитания. От отсутствия духовной составляющей в воспитании человека с детства. Отсюда — духовная неразвитость и духовная глухота, которую потом, в зрелом возрасте, очень трудно преодолеть.

Инна Стромилова, клиросная храма в честь иконы Божией Матери «В скорбех и печалех утешение» при областной клинической больнице г. Саратова:

— На мой взгляд, главная причина того, что люди не спешат в храм, лежит в непонимании реального значения Церкви для построения отношений человека с Богом. Если человек осознает и поверит всем сердцем, что самый удобоприемлемый, самый надежный, самый верный способ богообщения — это тот, который предложен Церковью через Ее богослужения и Таинства, то он попытается примириться со всеми своими обидами, вызванными недружелюбием, сухостью, порой грубостью тех, кто встретил его на пороге храма. Он попытается преодолеть в себе неловкость и стыд перед своими неверующими или невоцерковленными близкими. Он будет терпеливо бороться с собственной неграмотностью и неопытностью в духовной жизни. Он будет стараться не замечать многочисленных внутрицерковных проблем, лишь бы только не потерять главное — возможность живого богообщения. А уж когда человек и возможность эту перенесет из плоскости земной жизни в область вечности (то есть увидит смысл богообщения не в интересном препровождении земного бытия, а в обретении вечной жизни, жизни с Богом), то тогда он еще больше и еще скорее укоренится в желании прийти в Церковь и остаться там.

Ведь, оказавшись на необитаемом острове, где каждую минуту поджидает опасность, болезнь, даже смерть, и увидев причаливший к берегу корабль, я не погнушаюсь ни внешним видом, ни нравами его матросов — только бы меня вывезли из этого ужасного места. Вот и Церковь является для нас таким кораблем. И все, что мне непонятно и неприятно на этом корабле, не имеет значения, потому что он везет меня к спасительному пристанищу — ко Христу.

Руслан Измайлов, кандидат филологических наук, доцент Педагогического института Саратовского госуниверситета им. Н.Г. Чернышевского:

— Почему не идут люди в Церковь? Чтобы найти ответ на этот вопрос, наверное, необходимо сначала задаться другим. Почему люди в нее идут? То есть зачем человеку нужна Церковь? Ответ здесь до банальности прост. Чтобы жить вечно.

Человек не может жить без воздуха, воды, еды. Но все эти необходимые вещи не дают главного — вечной жизни. И только Церковь обладает дарами вечности и преподает их человеку. Жажда вечности влечет к Источнику вечности. Из этого следует, что в Церковь не идет человек, у которого нет этой жажды. Он вполне доволен своим временным благополучием и совсем не желает возвращаться к Отцу. Он не думает о смерти — ему так комфортней. Он не берет на себя никакой ответственности — перед кем ему отвечать?

Но вот главный вопрос: как оторвать ближнего от этой, образно говоря, тарелки с едой, как вывести его из состояния ложного довольства? Как привести человека к Богу, ко Христу, в Церковь? Каждый христианин призван к апостольскому служению. Ежедневно, ежечасно, ежесекундно он должен свидетельствовать об Истине, свидетельствовать о Христе. Словом, делом, а главное — любовью! Человек встретит и примет Христа, если он встретит и увидит подлинного Христа в православном человеке.

Михаил Сычев, студент Института филологии и журналистики Саратовского госуниверситета им. Н.Г. Чернышевского:

— В суете повседневной жизни мы порой не задумываемся над тем, почему вдруг заныло в сердце, когда мы прошли мимо замерзающего нищего. Прошли мимо, заглушив в себе зов совести. «Жалко, голодный… Хотя… Да ну его! Сам виноват, что до такой жизни докатился».

То же и с Церковью. Ваша душа стремится быть с Богом. Проходя каждый день мимо того или иного храма, вы вдруг испытываете необъяснимое желание зайти туда и хотя бы поставить свечку. Но наперекор возникшему желанию тут же возникает мысль: «Нет, не пойду — времени мало» или — у девушек: «Не пойду — я в джинсах, да еще и без платка».

В современном нам обществе царит дух безразличия, самооправдания и самоутверждения. Мы не хотим слушать тот голос, который звучит у каждого из нас внутри и говорит нам, что так — нельзя, а надо как-то по-другому. Мы отвыкли слушать собственную душу и доверять ей. Современный мир отучил нас от этого. А когда мы перестанем дышать, когда нас понесут вперед ногами? Что будет после этого? Не знаем. И, что интересно, не стремимся узнать это.

Если мы не переборем себя, спросит нас Господь на Страшном Суде: «А что вы сделали для того, чтобы быть со Мной?». Мы ответим: «Верили». Но в ответ нам прозвучат слова святого апостола Иакова: «Вера без дел мертва».

Иван Дорошин, кандидат философских наук, преподаватель кафедры религиоведения факультета философии и психологии Саратовского госуниверситета им. Н.Г. Чернышевского:

— Отвечая на вопрос, я буду говорить о молодежи: молодым людям я читаю лекции, они делятся со мной своими размышлениями об окружающем мире.

Во-первых, большая часть молодых людей не идет в Церковь потому, что сейчас люди очень мало читают или не читают вовсе. А христианство — это религия, которая плохо воспринимается без книг и вдумчивого чтения.

Во-вторых, многие придумывают себе такие отговорки: «продажа» в храмах, в храме «некомфортно». Воцерковленные христиане понимают, знают, что продажи в церкви нет — есть пожертвования: деньги можно и не платить, священник окрестит, обвенчает и малоимущих людей. Но чтобы это понять, нужно прийти в храм. А если говорить о «некомфорте»… На пути к Богу требуется некое усилие, конечно же, а часто молодому человеку напрягаться не хочется совсем. И все же — если в храме душно, может, поставить кондиционер?

В-третьих, многие жалуются на священников, на «ревность не по разуму». О случаях немилостивого отношения к себе мои студенты могут рассказывать и рассказывать. Например, молодой батюшка перед Таинством Крещения увидел у девушки неправильный, по его мнению, нательный крестик и сразу объявил, что это — грех. Может быть, крест был действительно неканоническим, но для этой девочки грех — что-то ужасное, гнусное, вроде кражи и разврата, а тут во всеуслышание объявляют, что она — грешница. В общем, церковные кадры решают все — и не только священники, но и простые прихожане. В храме людей должны ждать, тогда они и придут.

Протоиерей Александр Писларь, благочинный Южного округа Саратовской епархии:

— Почему человек не ходит в Церковь? Одно из двух: или он еще не начал борьбу с грехом, поэтому еще не испытывает потребности в благодатной силе Святого Духа, которая подается в Святой Церкви; или же он, уже поняв смысл христианской жизни, осознав, как нужно жить, не решается совершить в своей жизни коренной перелом и вступить в эту тяжелую борьбу со грехом, в борьбу, из которой он без помощи Церкви никогда не выйдет победителем.

Жизнь современного человека отличается крайне опасной духовной расслабленностью, а жизнь христианина требует мужества, самоотречения, борьбы с грехом, борьбы со страстями. Как только эта борьба прекращается, прекращается и богообщение, и человек становится бесплодной высохшей ветвью, которая, по словам Святого Евангелия, годится только в огонь. Церковь предъявляет к человеку самые серьезные требования! Но современный человек не хочет их принять и находит для себя такого рода оправдания: Церковь устарела, закоснела, обряды бессмысленны, посты и молитвы не нужны, все это надо реформировать… Хотя реформировать человеку надо прежде всего себя.

Протодиакон Михаил Беликов, клирик Духосошественского кафедрального собора г. Саратова:

— Причин того, почему люди не хотят идти в Церковь, я вижу несколько. Причем все они взаимосвязаны друг с другом.

Уже давно мы наблюдаем процесс расцерковления общества. Начался он не в прошлом столетии даже, а гораздо раньше — в эпоху Ренессанса, когда Церковь отодвинули на периферию жизни человека. Сегодня в западном обществе процесс этот достиг своего апогея — там даже слово «Бог» нельзя употреблять в официальном общении. В России же сила православных традиций и устоев была такова, что вырвать их с корнем не удалось и за 80 лет безбожия. Однако этот потенциал уже заканчивается.

Что остается в мире взамен христианства? Идеология потребления с культом индивидуализма. Люди разъединяются, обособляются друг от друга, запираются в своих квартирах. Принцип «Мой дом — моя крепость» приобретает смысл: «Моя хата с краю». Человек, отгороженный от других, удобен обществу потребления.

Индивидуализм порождает неприятие главного принципа жизни в христианской общине, где люди общаются друг с другом в духе братской любви. Собственно, только через это общение людей и становится ясна их любовь к Небесному Отцу. А образ жизни современного человека прямо противоречит тому, чему Христос учит в Евангелии.

Комфорт — это тот кит, на котором зиждется общество потребления. Желание получить результат без усилий распространяется, к сожалению, и на сферу духовной жизни. Отсюда — всплеск интереса к оккультизму, суевериям. Даже церковные люди заражены подобным отношением.

Еще одна причина заключается и в нас самих, в христианах. Порой мы не подаем того примера христианского отношения к жизни, к людям, к Богу, который должны, тем самым отталкивая людей от храма. А мы должны показывать этот образ, быть истинными христианами. И сделать так, чтобы в Церкви людям было лучше, чем где бы то ни было.

Юрий Кудинов, актер Саратовского государственного академического театра драмы им. И.А. Слонова:

— Наше поколение слишком долго находилось за бортом Церкви; осознание того, что себя и этот мир надлежит воспринимать несколько иначе, не так, как нас учили, пришло поздно. Немалая часть жизни была посвящена другим целям, другим идеалам. Этих лет уже не вернешь. Признать, что шел по ложному пути, круто развернуться — для этого нужно определенное мужество. Оно есть не у всех. Но то, что я сейчас говорю, — относится все же к людям, умеющим в какой-то степени думать. А многие думать не привыкли вовсе. Они живут тем, чем их в какой-то момент загрузили, — и не задумываются. Беда в том, что вся современная жизнь, сегодняшняя цивилизация убивает в человеке эту способность мыслить, искать смысл существования. Люди ведь не только в церковь не ходят, они и книг серьезных не читают, и музыки настоящей не слушают. Жизнь в Церкви — это нелегкий труд, труд духовный, интеллектуальный, нравственный, а современный человек отучен от этого, он хочет расслабиться и получить удовольствие. И еще одна причина — то, что человек не умеет полагаться на Бога. Если он все же еще не старик, если у него есть еще нормальные человеческие амбиции, он надеется чего-то в жизни достигнуть — он умеет, как правило, полагаться только на себя. Жизнь учила его именно этому. Фильмы учили быть героем, суперменом. В результате он не умеет просить у Бога помощи. А преодолеть себя и научиться этому совсем не просто.

http://www.eparhia-saratov.ru/index.php?option=com_content&task=view&id=6672&Itemid=4


Rambler's Top100 Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru