Православие.Ru | Сергей Мельник | 03.06.2009 |
В 2003 году Автокефальная Православная Церковь в Польше прославила в лике святых новых мучеников Холмских и Подляшских. В ХХ веке Холмская и Подляшская земля стала местом особенного страдания, местом Голгофы для Православия, тут пролилась кровь мучеников за святую Православную Веру.
Прославление мучеников Холмских и Подляшских — важное событие не только в жизни Польской Поместной Православной Церкви, причислившей их к лику святых, но и всего Православия. Особенное значение имеет оно для украинского Православия, ведь именно сыны украинского народа пополнили сонм святых. И теперь они стали нашими небесными заступниками перед Престолом Всевышнего.
Решение о причислении Мучеников Холмских и Подляшских ХХ века к лику святых Священный Собор Епископов Автокефальной Православной Церкви Польши принял 20 марта 2003 г. в Люблине. К лику святых причислены восемь человек, мученически скончавшихся на Холмщине и Подляшье в сороковых годах прошлого века. Это протопресвитер Василий Мартыш, прот. Павел Швайко с праведной Иоанной, о. Николай Голец, о. Лев Коробчук, о. Петр Огризенко, о. Сергий Захарчук, монах Игнатий.
Учрежден Собор Святых Мучеников Холмских и Подляшских. В нем имена тех, кого «знаем, и тех, чьих имен не знаем, а ведомы они только Всемогущему Богу». Утверждены литургические тексты и икона новых святых. Празднование Собора Святых Мучеников Холмских и Подляшских установлено в первое воскресенье июня.
Торжества прославления мучеников Холмских и Подляшских, т. е. объявление миру о причислении к лику святых новых подвижников, состоялись 7−8 июня 2003 г. в Холме, древней столице Холмской земли, на протяжении веков бывшей центром духовной жизни региона.
Торжества возглавил первоиерарх Автокефальной Православной Церкви Польши Его Блаженство Блаженнейший Митрополит Варшавский и всей Польши Савва, сын Холмской земли. В торжествах участвовали все иерархи Православной Церкви Польши (архиепископы Симон, Адам, Иеремия, Авель, епископы Мирон, Иаков, Григорий) и представители большинства Автокефальных Православных Церквей.
Представителем Вселенского Патриарха Варфоломея был митрополит Геннадий (Италия). Присутствовал также Предстоятель Финской Автономной Православной Церкви (в юрисдикции Константинопольского Патриарха) митрополит Карельский и всей Финляндии Лев. Были представлены такие Автокефальные Православные Церкви: Александрийский Патриархат (митрополит Серафим, ЮАР), Московский Патриархат (епископ Феодосий, Россия), Сербская Православная Церковь (епископ Василий, Босния и Герцеговина), Румынская Православная Церковь (епископ Софроний, Венгрия), Греческая Православная Церковь (епископ Агафангел, Греция), Албанская Православная Церковь (архимандрит Иустин), Американская Православная Церковь (архимандрит Закхей). Прибыли православные иерархи из Беларуси (епископ Иоанн) и Украины (митрополит Илларион, архиепископы Варфоломей, Августин, Симеон). В празднованиях участвовал священник Украинской Православной Церкви Канады (которая находится под омофором Вселенского Патриарха) прот. Николай Сидорский.
Послание по поводу прославления прислал Блаженнейший митрополит Виннипега и всей Канады Василий, первоиерарх Украинской Православной Церкви Канады. Он является наследником блаженной памяти митрополита Илариона, который во время мученичества Мучеников Холмских и Подляшских — в 40-е годы ХХ в. — был архипастырем Холмщины и Подляшья, архиепископом (позже митрополитом) Холмским и Подляшским.
Торжества состоялись в единственном ныне в Холме православном храме — кафедральной церкви св. Иоанна Богослова. Празднования начались всенощным бдением, которое возглавил митрополит Савва. После всенощной отслужили последнюю панихиду по прославленным Церковью мученикам Холмским и Подляшским. Затем митрополит Савва сказал проповедь о значении прославления святых для православного христианина, подчеркнул, что День Прославления — это Пасха для Холмщины. Во время богослужения, которое продолжалось всю ночь, был отслужен акафист перед Холмской иконой Божией Матери и панихида с заупокойным акафистом. В шестом часу утра в храме св. Иоанна Богослова была отслужена ранняя Божественная Литургия.
Официальные воскресные торжества начались в половине десятого у престола, сооруженного на площади возле храма. После встречи архиереев, всех присутствующих приветствовал своим словом на украинском, польском и русском языках местный архиерей — архиепископ Люблинский и Холмский Авель. С этой минуты начался чин прославления новомучеников Холмских и Подляшских.
Секретарь Священного Собора Епископов Автокефальной Православной Церкви Польши архиепископ Лодзинский и Познанский Симон огласил на церковно-славянском языке Деяние Священного Собора Польской Церкви о причислении к лику святых Мучеников Холмских и Подляшских. Затем хор семинаристов Варшавской Духовной Семинарии и студентов Христианской Богословской Академии под управлением Владимира Волосюка впервые исполнил тропарь, кондак и величание новопрославленным святым.
Одновременно из Свято-Иоанно-Богословского храма была торжественно вынесена икона Собора свв. Мучеников Холмских и Подляшских и мощи новопрославленных святых. Митрополит Савва благословил народ иконой Собора свв. Мучеников Холмских и Подляшских со словами: «Христос Воскресе!».
Пока присутствовавшие архиереи и народ прикладывались к иконе и мощам, хор исполнил написанный специально для торжества кант Мученикам Холмским и Подляшским, слова которого принадлежат холмскому поэту Тадею Карабовичу, а музыка — молодому композитору Юрию Волосюку.
После прославления началась торжественная Божественная Литургия, которую возглавил митрополит Варшавский и всея Польши Савва. Ему сослужили все присутствующие иерархи. Митрополит Савва произнес проповедь о великом событии прославления мучеников Холмских и Подляшских на русском, польском, украинском и белорусском языках. После Литургии был отслужен молебен новопрославленным святым мученикам. В завершение празднования послание Святейшего Вселенского Патриарха Варфоломея зачитал министр Станислав Цёсек, затем выступил со словом мэр г. Холма Кшиштоф Грабчук.
В торжествах участвовали более 100 священников и около 2 тыс. паломников из Холмщины и Подляшья и всех епархий Православной Церкви Польши. Прибыли также сыны Холмщины, которые живут за пределами отчего края: из Львова, Луцка, Владимира-Волынского, а также Германии и Англии. Среди паломников были близкие новопрославленных мучеников: сестра священномученика Льва Надежда Горлицкая-Коробчук и семья священномученика Василия из Варшавы и Люблина.
Присутствовали представители государственных и самоуправленческих властей, Римо-католической и старо-католической церквей, дипломатического корпуса, украинских общественных организаций. Официальным представителем президента Польши Александра Квасневского был министр Станислав Цёсек. Присутствовал также чрезвычайный и полномочный посол Украины в Польше Александр Никоненко.
В связи с празднованиями Люблинско-Холмская православная епархия издала книжечки на украинском и польском языках под названием «Прославление Мучеников Холмских и Подляшских» Холм, 7−8 июня 2003 г. (Холм 2003), под редакцией и обработкой Григория Куприяновича. Иконки Собора святых Мучеников Холмских и Подляшских можно было приобрести во время торжеств.
Холмские торжества прославления Мучеников Холмских и Подляшских 7−8 июня 2003 г. стали крупнейшим церковным праздником в истории Православия на Холмщине и Подляшье. Еще никогда не собирались здесь одновременно представители такого большого количества поместных православных церквей, впервые служилась Божественная Литургия с участием 19-ти архиереев. Для украинского православного народа Холмщины и Подляшья это был день славы и торжества Православия.
Постановление Священного Собора Епископов Святой Польской Автокефальной Православной Церкви о причислении к лику святых Холмских и Подляшских Мучеников ХХ века.
Во имя Отца и Сына и Святого Духа!
В начале третьего тысячелетия Господней Благодати Православная Церковь Польши собирает плоды Божьего посева, удобренного свидетельством веры и мученичества православного народа Холмщины и Подляшья.
Холмская и Подляшская земля, которая приняла святую Веру тысячу лет назад, неоднократно переживала драматические и трагические периоды своей истории. Однако, всегда оставалась она верной Христу и Святой Церкви благодаря заступничеству Богородицы, которая «чудотворную икону Свою православным предкам нашим на Горе Холмской даровала». Даже в самые тяжелые минуты, когда казалось, что свет Святой Православной Веры уже погас, берегла она наследие св. князя Владимира Великого. После времен испытаний и тьмы возвращалась к свету веры, приводя исповедников и мучеников, чьи имена знает только Сам Господь. Порой особенных испытаний стал на Холмщине и Подляшье ХХ век, когда кровь мучеников снова оросила эту землю.
Драма Святого Православия на Холмской и Подляшской земле исполнилась. «Переживаем, — писали в 1944 году сыны этой земли, — страшные и трагические события, которые реками крови заливают мученическую Холмско-Подляшскую землю. Последние дни принесли многим венец мученичества, высшей преданности Богу и ближним». Православная Церковь Холмщины и Подляшья, тогда почти полностью уничтоженная, дала миру новых мучеников и исповедников, чья кровь является ныне фундаментом ее обновления.
Претерпев преследования и смерть, сохранили они веру, любовь и надежду. Не горели жаждой мести, со смирением, с молитвой принимали они мученическую смерть. Отдавали Христу то, что было у них самым ценным — свою жизнь.
Мы сохранили память об их мученичестве. Свидетель этих событий и архипастырь этой земли Холмский и Подляшский иерарх Иларион в своем послании в Праздник Сошествия Святого Духа 1944 года писал: «Глубоко верю, что многие из замученных священнослужителей моей епархии будут присоединены нашей Церковью к лику святых». В прошедшие полстолетия невозможно было провозгласить их святыми. Однако память о них сохранили сыны и дочери нашей Церкви.
Согласно святой традиции Православной Церкви, после исследования материалов, касающихся богобоязненной жизни и их мученической смерти Священный Собор Епископов ПАПЦ единогласно:
1. Учреждает Собор Святых Холмских и Подляшских Мучеников, объединяя в нем тех, имена которых знаем, и тех, имена которых не знаем, а известны они только Всемогущему Богу.
2. Причисляет к лику святых Холмских и Подляшских Мучеников:
отца протопресвитера плк. Василия Мартыша (Тератин, 4 мая 1945 г.),
отца протоиерея Павла Швайка и его супругу Иоанну (Грабовец, 28 августа 1943 г.),
отца Николая Гольца (Новоселки, 2 апреля 1944 г.),
отца Льва Коробчука (Ласков, 10 марта 1944 г.),
отца Петра Огризенко (Чортовец, 10 апреля 1944 г.),
отца Сергия Захарчука (Наброж, 6 мая 1943 г.),
монаха Игнатия (монастырь в Яблочине, 9/10 августа 1942 г.).
3. Признает останки новопрославленных святых мощами и приказывает отдавать им честь. Останки, чьих имен не знаем, оставить Божьей Воле.
4. Присоединяет новопрославленных священников к лику священномучеников, соответственно новопрославленных монахов — к лику преподобномучеников.
5. Утверждает текст тропаря, кондака и величания Собору Святых Холмских и Подляшских Мучеников. Службу в их честь должно отправлять по «Общей Минеи».
6. Устанавливает всецерковное празднование Собора Святых Холмских и Подляшских Мучеников в первое воскресенье июня.
7. Устанавливает почитание памяти известных по имени мучеников в дни их смерти или в другие дни, связанные с их жизнью. Решение по этому поводу принимает епархиальный епископ.
8. Утверждает икону Собора Святых Холмских и Подляшских Мучеников.
9. Принимает постановление об опубликовании жизнеописаний Святых Холмских и Подляшских Мучеников.
10. Принимает постановление о продолжении собирания материалов с целью проведения очередных канонизационных процессов.
11. Принимает постановление об оглашении радостного акта причисления к лику святых Холмских и Подляшских мучеников верным нашей Церкви и назначает канонизационные торжества на 8 июня 2003 года в Холме Люблинском.
12. Принимает постановление уведомить о канонизации Святых Холмских и Подляшских Мучеников главы братских Поместных Православных Церквей и просить их о введении новопрославленных в диптихи святых.
Заступничеством Собора Святых Холмских и Подляшских Мучеников, которые стоят перед Престолом Всевышнего и приносят молитвы за Народ и Землю Отеческую, за Православную Церковь пусть Всемогущий Господь укрепит нашу веру и пошлет Свое благословение. Аминь.
+ Савва, Митрополит Варшавский и всея Польши,
+ Симон, Архиепископ Лодзинский и Познанский,
+ Адам, Архиепископ Перемышльский и Новосанчевский,
+ Иеремия, Архиепископ Вроцлавский и Щецинский,
+ Авель, Архиепископ Люблинский и Холмский,
+ Мирон, Епископ Гайновский,
+ Иаков, Епископ Белостокский и Гданьский,
+ Григорий, Епископ Бельский.
Тропарь, кондак и величание святым Мученикам Холмским и Подляшским
Тропарь
Благословен еси Христе Боже наш, мученики земли Холмския и Подляшския прославивый, гонения жестокая и муки Тебе ради претерпевшия, и сими в стране нашей святое Православие утвердившия, их же молитвами Господи, единомыслие и братолюбие в сердцах наших утверди, миру умирение, Церкви утверждение, и всем грехов оставление даруя.
Кондак
Любве Божия союзом связавшеся, и кровию мучения украсившеся, Холмския земли и Подляшския мученицы святи, злобу человеческия ненависти страданьми честными разрушили есте, темже и вечную славу наследовасте. О нас молитеся ко Господу, даровати всем велию и богатую милость.
Величание
Величаем вас, святии мученицы земли Холмския и Подляшския, и чтим честная страдания ваша, яже за Христа претерпели есте.
Псалом избранный (Пс. 45: 2)
Бог нам прибежище и сила, помощник в скорбех обретших ны зело.
Пастырское послание Священного Собора Епископов Польской Автокефальной Православной Церкви всечестным священникам, боголюбивым монахам и монахиням и всем верным чадам в связи с канонизацией Холмско-Подляшских Мучеников в день 8 июня 2003 г.
«Утверждение на Тя надеющихся, утверди Господи, Церковь, Юже стяжал Еси Честною Твоею Кровию» (Ирмос гл. 3, песнь 3). Иисус Христос, наш Спаситель, приобрел Свою Церковь, которой мы все являемся, страданием и смертью на кресте. «Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих» (Ин. 15:13). Иисус Христос также сказал: «Если Меня гнали, будут гнать и вас» (Ин. 15:20).
Со времен мученичества св. первомученика Стефана неисчислимые ряды мучеников собственной кровью запечатлели свою верность Христу. На их крови растет и развивается Церковь, потому что Кровь является посевом Церкви. В то же время они являются нашими заступниками пред Божьим Престолом. «Это те, которые пришли от великой скорби; они омыли одежды свои и убелили одежды свои Кровию Агнца. За это они пребывают перед престолом Бога и служат Ему день и ночь в храме Его» (Откр. 7: 14−15). Значит, мученичество является силой Церкви.
В ХХ веке мученичество выпало на долю тысяч христиан, которые засвидетельствовали этими страданиями свою веру. Испытания мученичества не обошли стороной также и наших земель. Холмщина и Подляшье могут гордиться многовековой православной традицией, Церковь исповедует на этих землях учение Христово с давних времен и ведет поколения ее обитателей ко спасению. В истории этих земель находим немало наполненных драматизмом событий. Но, даже в самые тяжелые минуты, когда казалось, что свет православной веры в этом крае уже погас, верующие сохраняли свое наследие. Кровь мучеников не один раз орошала эту землю, в частности в прошлом веке. В нашу память записаны драматические минуты междувоенной поры, когда уничтожались православные церкви, периода II мировой войны и времени непосредственно после нее. Православная Церковь на этой территории была почти полностью уничтожена, но память об этих трагических минутах всегда живет в сердцах рассеянных по всему миру православных сынов и дочерей этих земель.
В минувшем столетии все человечество подверглось чрезвычайной атаке сил зла и тьмы, разрушения в человеке образа Божия. Особенное терпение и мученичество выпало на долю Православной Церкви. Некоторые из Поместных Православных Церквей стали полем насильственной атеизации, давая Церкви новых мучеников. Многие из них уже канонизированы. Для нашей Церкви местом мученичества стала Холмская и Подляшская земля.
Актом канонизации Холмских и Подляшских мучеников наша Церковь свидетельствует о том, что она помнит о прошлом, о своей любви к тем, которые были ее самыми верными чадами. Они ныне — наши небесные заступники, и молятся о нас перед Престолом Всевышнего. Молятся о милости веры и мужестве, о прощении, о возрождении Православия на нашей земле. Их кровь — это основание любви, прощения, преображения наших сердец, открытие Божьей благодати. Мученическая смерть — это призыв к единению и прощению долгов: «Прости нам долги наши, как и мы прощаем должникам нашим» (Мф. 6:12). Их мученичество должно стать основанием согласия и любви между людьми разных традиций, культур, меньшинств и конфессий на пороге нового тысячелетия.
Просим святых Холмских и Подляшских Мучеников о заступничестве перед Всемогущим Богом за нашу Церковь, за всех обитателей Холмщины и Подляшья, за наше Отечество и за весь мир. Пусть их заступничеством Милосердный Бог вдохновит нас принимать разумные решения, пусть даст нам шанс сохранить согласие и мир между народами нашего континента, который шагает в новую эпоху своей истории. Пусть объединенная Европа строит свое будущее, опираясь на свои христианские корни, верная заповедям Евангелия.
Прежде всего, мы сами должны стать добрыми и верными слугами, чтобы мир, видя наши добрые дела, становился все ближе к Богу. Святые Холмские и Подляшские мученики являются для нас образцом стойкости в вере и любви. Их любовь, принесшая плоды мученичества и верности Христу до конца, пусть укрепит нашу веру и нашу надежду, ибо без них жизнь человека становится пустой и лишенной смысла. Мученики являются символом единения. Как наш Спаситель, так и они молились о прощении их гонителей. Без прощения немыслимо построить новый мир. Их мученичество указывает на наивысший смысл заповеди любви в жизни отдельных людей и целых народов. Полнота свидетельства о Боге проявляется в Личности и спасительном подвиге Господа Иисуса Христа, Который «на то родился и на то пришел в мир, чтобы свидетельствовать об истине» (Ин. 18:37). В этой полноте свидетельства особенная участь принадлежит мученикам, смерть которых говорит о цене жизни во Христе и со Христом, Который есть «Путь, и Истина, и Жизнь» (Ин. 14:6), о радости быть с Ним, о готовности быть верным Ему даже до смерти, чтобы быть верным свидетелем (Откр. 2:13) в исповедании Его Имени (Мф. 10:32). Тот, кто наследует Христа, есть не только последователь Его жизни, но также он готов быть последователем Его смерти. Холмские и Подляшские Мученики явили великий пример следования за Христом. Верные до конца, они приняли венец хвалы в Божьем Царствии, подавая нам своей жизнью и смертью пример верности Иисусу Христу, Который есть «Жизнь и Воскресение» (Ин. 11: 25). Благодаря их мученичеству слова Господа Иисуса Христа: «Мужайтесь. Я победил мир!» (Ин. 16: 33) — приобретают особый смысл. Мученическая смерть является наивысшей победой человека над злом этого мира.
Помолимся святым мученикам, чтоб мы в нашей повседневной жизни побеждали зло и приближали Царство Небесное, окончательное торжество Христа, Который есть «Альфа и Омега, Тот, Который есть, и был, и грядет» (Откр. 1: 8).
Святые Мученики Холмско-Подляшские, молите Бога о нас!
+Савва, Православный Митрополит Варшавский и всея Польши,
+ Симон, Православный Архиепископ Лодзинский и Познанский,
+ Адам, Православный Архиепископ Перемышльский и Новосанчевский,
+ Иеремия, Православный Архиепископ Вроцлавский и Щецинский,
+ Авель, Православный Архиепископ Люблинский и Холмский,
+ Мирон, Православный Епископ Гайновский,
+ Иаков, Православный Епископ Белостокский и Гданьский,
+ Григорий, Православный Епископ Бельский.
Люблин, 20 марта 2003 г.
Жития святых мучеников Холмских и Подляшких
Св. священномученик Василий
Св. священномученик Василий Мартыш появился на свет на благословенной Богом Холмской земле, в селе Тератин, в конце третьей четверти ХIХ века. Его отец Александр был судьей, позже принял священный сан. Василий, воспитанный в атмосфере благочестия, закончил Холмскую духовную семинарию.
На рубеже столетий двадцатишестилетний Василий посвятил свою жизнь служению Христу, приняв священнический сан. Вскоре он был послан для проведения миссионерской работы на далекую Аляску. Вверенный ему приход раскинулся на островах (в частности на Афогнаке и Кодяке), а пастырство требовало больших усилий и самоотречения. В США (штат Пенсильвания) и в Канаде святой служил Православной Церкви почти двенадцать лет.
По возвращении в Европу о. Василий стал в 1912 г. настоятелем православного прихода в Сосновце (Силезия). Но вскоре пришли тяжелые времена — началась Первая мировая война. Беженцем вместе с семьей о. Василий покинул Силезию и поселился в Москве в Свято-Андрониковском монастыре. Это были трудные времена. Чтобы обеспечить семью, он работал даже на разгрузке вагонов.
После окончания войны св. Василий вернулся в Сосновец, где исполнял свои пастырские обязанности. Но вскоре он начал иной подвиг на ниве Христовой — приступил к созданию православного пастырства в Войске Польском, окормляя служивших там православных христиан.
В 1921 г. он стал православным воинским пастырем, позже верховным пастырем православного исповедания в Войске Польском. Его возвели также в высокий сан протопресвитера. Православное войсковое пастырство св. Василий возглавлял следующие полтора десятилетия, и эта работа ставила перед ним проблемы особой сложности. Св. Василий был также близким сотрудником первых митрополитов Варшавских и всея Польши — Юрия и Дионисия. Принимал участие в подготовке получения Православной Церковью Польши автокефалии.
После ухода на заслуженный отдых св. Василий вернулся в родные края на Грубешовщину и вместе с супругой и дочерьми поселился в Тератине. Именно там пережил трагические годы Второй мировой войны.
Для мученика Василия Голгофа пришла тогда, когда многие уже наслаждались миром. Велика была ненависть к старенькому православному священнику: в Страстную Пятницу 1945 года, в год окончания войны, на его дом напали. В этот особенный для каждого христианина день, пережив великие страдания, св. Василий принял венец мученичества, отдавая свою жизнь за святую Православную Веру.
Тело о. Василия было погребено на тератинском кладбище. В октябре 1963 г. его останки перевезли в Варшаву и захоронили на православном кладбище на Воле. В начале 2003 г. были обретены мощи святого, которые ныне находятся в храме св. Иоанна Лествичника в Варшаве.
Св. священномученик Павел со св. мученицей Иоанной.
В 1893 г. в селе Заболотцы (уезд Броды) в семье Швайков родился св. священномученик Павел. После обучения в школе он поступил в Духовную семинарию в Екатеринославе (сегодняшний Днепрпетровск), которую закончил в июне 1918 г. Вскоре вернулся в родные края.
В 30 лет Павел обвенчался с 24-летней Иоанной (из Лотоцких) в храме св. Николая в деревне Луга Левятинские (Кременецкий уезд) на Волыни. Спутница жизни святого была родом именно из этих мест. Она была выпускницей Торговой школы. Молодые люди, соединенные Таинством брака, создали малую Церковь и вместе несли труды и радости семейной жизни.
Вскоре посвятили они свою жизнь служению Православной Церкви: в сентябре 1924 г. св. Павел из рук митрополита Дионисия принял дьяконскую и иерейскую хиротонии, последнюю — в храме св. Иоанна Богослова в Холме. Св. Иоанна верно поддерживала своего мужа-священника в тяжелой работе на ниве Христовой. Первым местом пастырства новопосвященного о. Павла стал приход в Потоке-Горнем на Белгорайщине.
Через несколько лет, в конце 1927 г., Церковь направила священника на Лемковщину. Там он проводил пастырскую работу среди лемков, которые возвращались к вере своих предков — Святому Православию. На Лемковщине служил в деревнях Святковая-Великая и Дешница (уезд Ясло).
В драматический период преследования Православия на Холмщине в 1938 г 44-летний священник вернулся сюда вместе с праведной Иоанной и начал служение в православном приходе в Седлиськах на Замойщине. В тяжкие минуты, когда православных заставляли отрекаться от своей Церкви, о. Павел стойко укреплял своих прихожан в Православной Вере.
В годы войны о. Павел служил на разных приходах Холмщины (в частности в Снятичах). Нередко его окружала атмосфера вражды и ненависти. Вместе с праведной Иоанной он пережил налет, ограбление, избиение. В 1943 г. его направили на пастырскую работу в Грабовец (Грубешовский уезд). Именно здесь, вместе с мученицей Иоанной, священномученик Павел обрел дорогу к славе небесной. В день праздника Успения Пресвятой Богородицы они приняли мученический венец, претерпев ужасные страдания от рук преступников.
Св. священномученик Николай
Св. священномученик Николай родился в 1907 г. в Котлячев (Житомирского уезда) на восточной Волыни в семье Гольцов. После Первой мировой войны вместе с родителями поселился в древнем городе Владимире-Волынском. Ощутил призвание к служению Церкви и в 30-е годы закончил богословские курсы в Болгарии.
После окончания учебы женился. Позже, осенью 1935 г., принял посвящение. Молодого священника направили в деревню Обша на Белгорайщине, где он стал викарным священником православного прихода в Бобицах. Пастырское служение начал о. Николай в тяжелых условиях, как внештатный священник, и жил лишь на пожертвования верных. В условиях давления на Православную Церковь со стороны государственной администрации не раз оказывался в крайне тяжелых ситуациях.
Затем его назначили викарным священником в православном приходе в Долгошеях (Дубенский уезд). Позже направили в село Когильно (Владимирский уезд), которое было приписано к кафедральному православному приходу во Владимире-Волынском, где он стал викарным священником собора.
В годы войны св. Николай вернулся на Холмщину. Стал настоятелем православного прихода в Новоселках возле Потуржина на Томашовщине. В эти трагические времена помогал многим людям избежать гибели, невзирая на их происхождение и вероисповедание. В своих действиях проявлял большую решительность и отвагу.
Мученическая смерть встретила его вместе с группой прихожан в апреле 1944 г. в Новоселках. Злодеи насильно вывели священника из храма, где он перед этим совершил Таинство Крещения, отвели за село, перед смертью пытали и убили.
Священномученика Николая похоронили в Новоселках, рядом с тем местом, где стоял храм, разрушенный в 1938 г. Точное место погребения мощей святого не установлено. Сейчас на этом месте пахотная земля.
Св. священномученик Лев
Св. священномученик Лев родом из тесно связанной с Холмщиной семьи Коробчуков. Родился он далеко от родной земли — в 1919 г. Ярославской губернии (Россия), куда его родители бежали в годы войны.
Вскоре они вернулись на Холмщину, где его отец, благоговейный пастырь о. Гавриил, стал настоятелем православного прихода в Кульне (Белгорайский уезд). После окончания средних школ в Перемышле и во Львове молодой Лев в 1936 г. поступил в школу чтецов при Яблочинском монастыре, которую окончил в 1939 г.
В тяжелые годы войны Православная Церковь поручила ему обязанности чтеца в православном приходе в Вербковичах на Холмщине. Вскоре он женился. В 1942 г. принял в Холме дьяконскую и иерейскую хиротонии от архиепископа Холмского и Подляшского Илариона, начиная свой священнический подвиг. Сначала молодой пастырь служил в Холме, где ему доверили разные обязанности в епархиальных учреждениях возрожденной Холмско-Подляшской епархии.
Но в скором времени его направили на особо трудную и ответственную пастырскую работу на Грубешовщине, на приход в Ласков. Молодой священник с преданностью трудился на ниве Христовой, служил Богу и своей пастве в тяжелые времена войны. Неоднократно на его дом совершались нападения.
Венец мученичества молодой священник принял вместе с двумя сотнями своих верных чад, в Ласкове 10 марта 1944 г. Перед смертью он претерпел великие страдания.
Тело мученика сначала погребли на месте его смерти. Через несколько недель останки о. Льва похоронили на кладбище в деревне Ласков. Точное место погребения в настоящее время не известно.
Св. священномученик Петр
Св. священномученик Петр родился в 1891 г. в деревне Тарнаватка (Томашевский уезд). В 1908 г. закончил школу. В годы Первой мировой войны будущий пастырь и святой работал учителем.
Тридцатилетний Петр Огризенко ощутил призвание к церковному служению и поступил в Волынскую духовную семинарию в Кременце. После окончания в 1923 г. семинарии женился. В декабре этого же года в Кременце принял дьяконское и священническое посвящение от епископа Люблинского Антония. На протяжении нескольких лет о. Петр был священником Волынской епархии. Служил на многих приходах Владимирского, Дубенского, Луцкого, Гороховского уездов.
В 1939 г. Волынь оказалась под властью богоборческого режима, о. Петр вернулся на родную Холмскую землю — на Томашовщину. Поселился в селе Сумин, а вскоре стал настоятелем прихода в Моратине. В ревностной пастырской работе, которую проводил в тяжелых военных условиях, священник особое внимание уделял молодежи.
Мученическую смерть принял в селе Чортовец (Замойский уезд), которое входило в его приход. В апреле 1944 г. на Страстной Седмице, в Великий Понедельник, о. Петр служил Божественную Литургию для молодежи вместе с великопостной исповедью. Священника в церковном облачении вывели из церкви. Потом сорвали с него облачение, отвели за село и жестоко замучили. Тело мученика, вероятно, погребено на лугах на месте страданий. Пока место захоронения мученика не установлено.
Св. священномученик Сергий
Св. священномученик Сергий родился в 1915 г. в деревне Шиховичи возле Грубешова в благочестивой семье Захарчуков. Его отец, о. Николай, был дьяконом и известным регентом церковных хоров на Грубешовщине. Мать святого, Мария, после смерти мужа поступила в Корецкий монастырь на Волыни. Подготовку к священническому служению Сергий прошел в Волынской духовной семинарии и в школе чтецов при Яблочинском Свято-Онуфриевском монастыре. После женитьбы, накануне Второй мировой войны, принял священнический сан.
Новопосвященный о. Сергий был направлен на пастырское служение на приход в Наброже на Томашовщине, где в 1938 г. был разрушен храм. Как православный священник, постоянно подвергался бесчисленным опасностям.
В мае 1943 г. на дом священника в Наброже было совершено нападение. Двадцативосьмилетнего пастыря подвергли жестоким пыткам, и он принял мученическую смерть. Преступники осквернили также домашний храм.
Мученика похоронили на православном кладбище в его родной деревне — Шиховичах. Весной 2003 г. открыли могилу святого и обрели его мощи. Они помещены в кафедральном храме в Холме.
Св. преподобномученик Игнатий
Св. преподобномученик Игнатий родился в шестидесятых годах ХIХ в. Местом его духовных подвигов стал Яблочинский Свято-Онуфриевский монастырь — твердыня святого Православия на левом берегу Буга. Монашеский постриг принял с именем Игнатий.
Он пользовался большим авторитетом среди местного православного народа. Час великих испытаний пришел для него, как и для всей братии Яблочинской обители, в годы Второй мировой войны. Монастырь тогда находился в особенно тяжелых условиях.
Самой драматической минутой в военной истории монастыря стала ночь с 9 на 10 августа 1942 г., когда военный отряд совершил нападение на обитель. Преступники подожгли монастырские дома и не позволяли монахам гасить пожар, угрожая расстрелом. Часть монахов, в том числе св. Игнатий, пряталась в монастырском саду. Преподобномученик Игнатий решил вернуться, поднялся на колокольню и начал звонить в набат «тревогу». Встав на защиту монастыря, он принял мученическую смерть.
Преподрбномученика Игнатия похоронили на монастырском кладбище. Весной 2003 г. могила святого была открыта. Мощи св. преподобномученика Игнатия помещены в соборе.
Тысячелетнее свидетельство Православия на Холмско-Подляшской земле
Григорий Куприянович
День 8 июня 2003 г. — один из важнейших в тысячелетней истории Православия на Холмско-Подляшской земле. Общецерковное прославление новомучеников Холмских и Подляшских ХХ века — это признание Церковью глубокой веры православного народа Холмщины и Подляшья.
Холм — древняя столица Холмской земли и на протяжении веков центр духовной жизни региона — сегодня является местом щедрого урожая веры, местом важным для всего Православия.
Православие на Холмщине и Подляшье имеет тысячелетнюю традицию. Православная Церковь переживала здесь периоды расцвета, но были в ее истории и трагические времена. Ее судьба в большой степени обусловлена тем, что эти земли были окраинными восточнославянскими землями, западным рубежом византийской цивилизации. На протяжении всей своей истории Холмщина и Подляшье были территорией столкновения восточного православного христианства с миром западного христианства и латинской культуры, и одновременно местом встречи двух этносов — украинского и польского.
Не вызывает сомнений, что крещение земель на левом берегу среднего Буга было совершено в православной традиции. Это произошло после официального принятия Православия святым князем Владимиром Великим и Крещения Руси (988 г.), к которой относились тогда Холмские и Подляшские земли.
Принятие Русью христианства из Византии обусловило дальнейшее историческое и культурное развитие земель Побужья. Обычно христианизация была долговременным процессом, тем более, что земли между Вепрем и Бугом были удалены от киевского центра. Создание основ приходской сети продолжалось здесь на протяжении ХI-ХII веков. Этот процесс стал более интенсивным после создания в недалеком Владимире-Волынском православной епархии. Уже тогда появились здесь первые монастыри.
Новая эпоха в истории этих земель началась со входом Побужья в состав Галицко-Волынского княжества. Значение их заметно возросло, когда князь Даниил Романович (Галицкий) перенес столицу своего государства из Угровесска в Холм. Этот город также стал центром церковной жизни региона, когда князь Даниил — наверное, в конце тридцатых годов ХIII века — переместил сюда епископскую кафедру (основанную ранее в Угровесске).
Вновь созданная Холмская православная епархия охватывала западные окраины Руси и входила в состав Киевской митрополии.
Холмский собор стал главным храмом региона, а также местом захоронения местных князей и холмских епископов. Именно здесь помещена привезенная из Константинополя икона Божией Матери, названная позже Холмской. Княжеский период, когда эти земли входили состав русских княжеств, а Православная Церковь находилась под покровительством властителей, продолжался до половины ХIV века.
Вхождение надбужских земель в состав Польши и Литвы, а потом польско-литовского государства, изменило положение Православной Церкви. Православие становилось вероисповеданием второстепенным, свойственным меньшинству, на него распространялись различные юридические ограничения. Но приходская сеть Православной Церкви не уменьшалась, а наоборот — даже развивалась: строились новые церкви, монастыри, что свидетельствовало о стойкости местной русской православной общественности, не смотря на неблагоприятные политические условия. Это было значимым еще потому, что Владимирская и Холмская епархии были, наряду с Перемышльской, наиболее западными епархиями Киевской православной митрополии.
В ХVI-ХVII веках значительную роль в церковной жизни играли церковные братства. Они действовали, в частности, в Замостье (1604 г.), Люблине (1586 г.), Красноставе (1589 г.). Символичным свидетельством связи этих земель с православным миром был визит в Замостье в 1589 г. Константинопольского Патриарха Иеремии, в юрисдикции которого находилась Православная Церковь Речи Посполитой.
Конец ХVI в. положил начало новому — тяжелому и трагическому — периоду в истории Православия на земле Холмской и Подляшской. Брестская уния (1596 г.) привела к лишению Православной Церкви ее прежних прав, фактически ставила ее вне закона. Хотя Холмский и Владимирский епископы приняли унию, большинство верующих и духовенства сохранили веру своих предков.
Несколько следующих десятилетий ХVI в. стали временем борьбы православных за свои права, временем преследований и мученичества за Православную Веру. Символом этого мученичества стал священномученик Афанасий Брестский. В течение этого столетия дважды (1620, 1651 гг.) возрождали Холмскую православную епархию, но давление и преследования со стороны униатов и государственных властей были такими сильными, что многие приходы и монастыри отходили от Православия.
В ХVIII в. роль Православия на этой земле, казалось, совсем умалилась. Одним из немногих мест, где непрестанно горел свет Православной Веры, оставался монастырь прп. Онуфрия Великого в Яблочине. Среди верующих, в большинстве уже униатов, сохранялась память о наследии св. князя Владимира Великого, о восточных истоках духовности. Именно из этого источника выросло позже стремление вернуться к вере предков — Православию.
С началом ХIХ в. изменились политические обстоятельства — Холмщина и Южное Подляшье вошли в состав Царства Польского, которое было объединено союзом с Российской империей. С сороковых годов ХIХ в. были приняты меры для возвращения местных униатов к восточным корням. В 1875 г. состоялось формальное возвращение в Православие обитателей Холмщины и Южного Подляшья. К сожалению, политические обстоятельства и несоответствующие меры, которые применялись при возвращении Православия, привели к тому, что около 180 тысяч чад Холмщины и Подляшья вскоре полностью порвали с восточно-христианской традицией своих предков.
В 1905 г. для утверждения православных традиций этих земель была восстановлена Холмская православная епархия, созданы несколько новых монастырей. Вскоре началась Первая мировая война. В 1915 г. большинство местного православного населения была эвакуировано вглубь Российской империи, возвращение беженцев состоялось только через несколько лет.
В 1918 году земли Холма и Подляшья вошли в состав Польского государства (1918 г.). В новых условиях Православная Церковь воспринималась польскими властями враждебно. Хотя формально она имела гарантированные права, но на практике государственные власти всячески уничтожали ее: уменьшали количество приходов, разрушали храмы, дискриминировали православных. Католическая церковь делала все, чтобы переманить православных в латинский обряд. Однако Православие в Холмско-Подляшской земле сохранялось.
Самые трагические минуты пришли для Православной Церкви в 1938—1939 гг., когда государственная власть проводила здесь «полонизационно-ревиндикационную акцию»: было разрушено более 120 православных храмов, открыто преследовали православных, а более десяти тысяч людей были вынуждены перейти в католицизм.
В это время часть сынов Холмщины и Подляшья находились также на территории СССР, где в двадцатых, тридцатых годах велась открытая борьба с религией. Среди мучеников и исповедников, которые засвидетельствовали там свою веру, были также люди родом из Холмской епархии. Двух из них сестринские Православные Церкви причислили уже к лику святых: это св. священномученик Онуфрий (Гагалюк), рожденный в западной части епархии, и прп. Леонтий (Стасевич), родом из Тарнагорода.
После тяжелых лет 1938−1939 гг. пришло для Холмщины и Подляшья еще более горькое время. Вторая мировая война стала периодом высвобождением наихудших человеческих инстинктов и ненависти. Но парадоксальным образом период войны стал временем, когда возможным стало возрождение структур Православной Церкви на Холмщине и Подляшье. Возродилась Холмско-Подляшская епархия, которую возглавил архиепископ Холмский и Подляшский Иларион, был восстановлен ряд приходов, создано много других церковных учреждений. Это все вызвало особенную враждебность к Православию. В годы войны и в послевоенное время Православная Церковь понесла большие утраты — мученической смертью погибли более десяти православных священников, свои жизни отдали несколько тысяч местного украинского православного населения. Трагически запечатлелись в памяти такие названия, как Сагринь, Модринь, Ласков, Верховины. Православный люд Холмщины и Подляшья пережил тогда время великих испытаний и свидетельства веры и верности своей традиции.
Окончание войны не принесло покоя. В 1944−46 гг. из Холмщины и Южного Подляшья было выселено в СССР около 190 тысяч православных украинцев. Остальных, около 45 тысяч человек, депортировали в рамках акции «Висла» (1947 г.) на южные и западные земли Польши. Почти полностью были ликвидированы структуры Православной Церкви. Власти разрешили оставить лишь нескольких православных приходов и Яблочинский монастырь.
Ситуация изменилась лишь в 50-х годах, когда началось возвращение населения, депортированного в рамках акции «Висла». Тогда были восстановлены православные приходы. В 80-х годах ХХ в. здесь начали строить церкви. Завершением этого процесса стало возрождение в 1989 г. Люблинско-Холмской епархии.
Сегодня, на пороге третьего тысячелетия, после десятилетий преследований, депортаций, репрессий, на Холмщине и Южном Подляшье осталось немного православных. Люблинско-Холмская православная епархия объединяет лишь 21 приход и насчитывает всего 50 храмов, разделенных на четыре благочиния. Духовной твердыней Православия на этой земле является ставропигиальный монастырь прп. Онуфрия Великого в Яблочине, подчиненный непосредственно первоиерарху Православной Церкви Польши. Верные чада этой земли с преданностью и ревностью несут свет веры, свидетельствуя о тысячелетней традиции Православия, возрождая церковную жизнь под духовным омофором и руководством своего архипастыря — Высокопреосвященнейшего архиепископа Люблинского и Холмского Авеля.
Теперь, когда, казалось бы, Православие в этих землях почти уничтожено, православный мир становится свидетелем одного из значительных событий в церковной истории — причисление к лику святых Мучеников Холмских и Подляшских. Это событие это доказательство того, что Православная Церковь исполняет в этой земле свою основную миссию — ведет православный народ этой земли ко спасению, укрепляя в вере. Мученичество, т. е. наибольшее доказательство преданности Христу и Святой Церкви, непреложно свидетельствует об этом. Символическим является тот факт, что поместную Православную Церковь, которая причислила к лику святых Мучеников Холмских и Подляшских, возглавляет именно сын Холмской земли.
За всю историю Автокефальной Православной Церкви Польши это вторая канонизация святых, которые жили и действовали во время автокефального бытия Польской Православной Церкви. Сегодня Православие на Холмщине и Подляшье переживает время славы и исполнения, но не во временном, земном значении, а в духовном, спасительном.
http://www.pravoslavie.ru/cgi-bin/sykon/client/display.pl?sid=654&did=1590