Русская линия
Одна Родина Олег Слепынин03.06.2009 

Полтавское лето — 300. Наступило

Нынешняя Полтава — вотчина «оранжевых сил»; город — бютовский («юлькин»), область — нунсовская («ющенки»). Ясно, им Полтавская победа — не победа. Они готовы «отмечать», но не праздновать. Ощущаете разницу? Отмечать — собирать деньги, инвестиции и ими распоряжаться. Синонимом подобного «распоряжения» на вершинах украинского политикума является словечко «дерибан». Знатоки утверждают, что официальная «Полтава-300» насобирала уж за 100 миллионов гривен (за эти деньги, как говорят недоброжелатели оранжевого режима, все памятники Полтавы, включая «памятник галушке» и задуманные — Карлу с Мазепой, можно было б золотом покрыть). Но работы во многом ещё не завершены, а в ряде случаев проведён лишь косметический ремонт — для отвода глаз.

Действительно, обращает на себя внимание центр Полтавы, его «сердце» — памятник «Славы», он всё ещё в лесах. А какие-то новоделы на Мемориале (на поле сражения), похоже, рискуют остаться объектами строительства и после «отмечания». Но ясно, ко дню «икс» «марафет» будет наведён, леса разобраны, недострой закамуфлирован, трава подстрижена. Приедут делегации. Званые властями и незваные. Вероятно, несколько тысяч. В Полтаве есть на что посмотреть, есть о чём вспомнить. Благодаря Полтавской победе город стал жемчужиной степной Украины. Благодаря совместной героической обороне гарнизона и горожан маленькая крепость (каких было да было) Указом императора в 1802 году превращена в губернский город. Неужели наследники тех героических полтавчан, горожане нынешние, которым лукаво вбито, что они особый народ и не являются частью единого русского народа, разобщённого врагами православия (с лживым акцентом, мол, «малоросс», это звучит оскорбительно!), неужели будут они смотреть на мероприятия официальной «Полтавы-300» как на чужой праздник?..

Однако существует и неофициальная «Полтава-300».

В последний день весны, 31 мая, в Полтаве прошло Собрание православно-патриотической общественности по теме «300 лет общерусский победы под Полтавой». Устроителем собрания выступило Всеукраинское объединение «Православный выбор» и его председатель Юрий Егоров. Собрались гости из многих регионов Украины, но «гуще» всего — из Харькова и Киева. Полтавская победа для приехавших — праздник. Именно под Полтавой родилась Российская империя, возникли те смыслы всемирной отзывчивости, которые сделали страну великой. Здесь заметим, что размеры страны зависят от величины идеи, в ней заложенной. Это как книга на стеллаже вечности. «Братья Карамазовы», «Пирамида», «Красное колесо» не лишь оттого столь объёмны, что событий в них много.

На собрании обсуждались вопросы участия общественности в торжествах. Стало известно, что полтавские власти своим приказом запретили какие-либо мероприятия (например, крестные ходы), не входящие в перечень официальных мероприятий. При этом на собрании были зачитаны фрагменты очерка столетней давности, в котором ярко описаны торжества по поводу 200-летия Полтавской битвы — приезд Государя Императора Николая Второго, многотысячные крестные ходы (хроникёр указал подробность — одних лишь хоругвей было 138, такое ныне и представить сложно), всеобщее самое искреннее ликование горожан.

Не осталось без внимания участников собрания и то, что городские власти Полтавы приняли решение увековечить клятвопреступника гетмана Мазепу: назвать его именем улицу города и установить ему памятник. Тем самым власти Полтавы, как ранее в Киеве, продемонстрировали, что они не желают считаться ни с мнением Русской Православной Церкви, анафематствовавшей иуду-гетмана за тяжкие грехи в 1708 г., ни с протестами православной общественности Украины, которая уже почти два года активно выступает против прославления Мазепы.

Здесь уместно вспомнить, как известный историк Н.И. Костомаров описал вполне в мягких тонах патологическую гнусность Мазепы: «Измена своим благодетелям не раз уже выказывалась в его жизни. Так он изменил Польше, перешедши к заклятому её врагу Дорошенку (у которого сделал карьеру, став ротмистром, а потом и писарем. — Авт.); так он покинул Дорошенка, как только увидал, что власть его колеблется; так, и еще беззастенчивее, поступил он с Самойловичем, пригревшим его и поднявшим его на высоту старшинского звания (дорос при нём до чина генерального есаула, потом интригами и взятками избавился от него, отправив сына Самойловича на плаху, а самого с семейством — в Сибирь. — Авт.) Так же поступал он теперь со своим величайшим благодетелем, перед которым еще недавно льстил и унижался..»

Ушлый Мазепа ловко втесался в доверие к молодому русскому царю. Он давал советы по «польской проблематике» и «давил» восстание Петрика (Петра Иваненко), который не признавал ни русского царя, ни польского короля; Мазепа принимал участие в Азовских походах, строил в Киеве по приказу царя Печерскую крепость. Он был награждён высшей наградой, имевшей девиз «За веру и верность!» — орденом «Андрея Первозванного».. 19 лет Мазепа ждал своего часа, часа для очередной измены. И вот на Западе взошла новая звезда — Карл ХII. Мазепа, нарушив клятву, с частью казаков перешёл на его сторону.

В своём выступлении Ю. Егоров сказал: «Особенно тревожны попытки оправдать и возвеличить Мазепу представителями канонической Церкви, которая отлучила изменника в ноябре 1708 года. В первую очередь это относится к митрополиту Черкасскому и Каневскому Софронию. Многим верующим непонятно публичное высказывание Митрополита Украинской Православной Церкви Московского Патриархата о том, что он склоняется перед гетманом Мазепой. Какой пример для поклонения своей пастве даёт Митрополит Софроний, если известно, что Соборное решение Русской Православной Церкви по отношению к Мазепе является обязательным для каждого православного христианина, в том числе и архиерея. Позволительно ли митрополиту, члену Синода УПЦ, публично пропагандировать личное мнение, противоречащее позиции РПЦ, которое в политических целях востребовано частью украинской власти?»

О дате. Битва произошла 27 июня. В календарях ХХ века — это 8 июля, в современном — 10 июля, это и есть день памяти преподобного Сампсона странноприимца, в который случилась столь замечательная виктория. Небезынтересно, что Пётр Первый предполагал устроить сражение двумя днями позже — на святых Петра и Павла; Господь судил иначе. Этот день открывает свои смыслы. В житии преподобного Сампсона (врач, живший в Константинополе в VI веке) есть значительный эпизод -он чудесным образом исцеляет императора, а на полученное вознаграждение открывает дом милосердия. Полтавская битва «исцелила», «реабилитировала» русского царя после поражения под Нарвой и дала возможность народам, даже и самым малым, вошедшим под скипетр, успешно выжить, развиваться, открывать в свой час университеты, создать промышленность (а эти всё лгут о «колониальной политике» России. Если сравнивать: где коренное население Северной Америки? Где университеты Африки?..) Договорим о Сампсоне. Само его имя происходит от имени ветхозаветного Самсона, одним из подвигов которого была победа над львом, которому герой разорвал пасть. В гербе Швеции четыре льва. Если считать Карла, Наполеона, Адольфа (объединявших Европу), то впереди ещё один, горделиво рычащий.

Собрание православно-патриотической общественности в Полтаве поддержало инициативу представителей православного Львова провести крестный ход с иконой «Нерушимая стена» вдоль границ Украины, Белоруссии и России. Поддержана была инициатива и полтавчан, которые намерены устроить небесный крестный ход вдоль границ Святой Руси с Каплуновской иконой Божией Матери, по примеру крестного хода над Москвой в 1941 г. Известно, что перед чудотворной Каплуновской иконой молился Пётр Первый накануне решающего сражения.

Судя по всему, шведы к Мазепе относятся с презрением. Украинские «оранжевые» журналисты, побывав недавно в Национальном музее шведской армии, были обескуражены: «Победам и поражениям Карла XII в музее отведен целый этаж. Но ни в одном из залов, даже посвященном Полтавской битве, не вспоминают о его союзнике Иване Мазепе». В голосе журналистки обида. Она-то была уверена, что Мазепа очень крупный и уважаемый европейский деятель… Печальна судьба изменников. Ну и власти Украины, избравшие для своей политической деятельности метод измен и обмана в качестве основного, были обескуражены узнав, что шведы не рвутся участвовать в «отмечании», не рвутся ставить и памятник Карлу, к которому в Швеции отношение «неоднозначное». Оранжевые к шведам приставали с маниакальной настойчивостью, и те подарили Полтаве. свой государственный флаг. Вы не поверите, этот флаг (современной Швеции) ныне выставлен в музее Полтавского сражения! В уважающем себя музее хранятся лишь подлинники, свидетели эпохи. Этот «экспонат», кроме смеха, иных реакций у посетителей, кажется, не вызывает. Ну, а обилие в музее разнообразных портретов Мазепы — вызывает. Вот кто-то с раздражением напоминает экскурсоводу, что Мазепа в сражении участия не принимал.

На исходе мая украинские СМИ облетело торжественное сообщение: шведы подарили Украине памятник Карлу и вскоре привезут его на самолёте. Каковы же размеры памятника? Оказалось — символично, Карла и есть Карла, метр высотой! Вместе со шляпой и всеми смыслами современной Европы. Вот такой бы рядом с ним и памятник Мазепе соорудить. Даже можно б и на вершок повыше.

http://www.odnarodyna.ru/articles/4/680.html


Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика