Русская линия
Русский дом Ирина Голотина03.06.2009 

Просветившие сидящих во тьме

3 июня — память святых благоверных князей Константина и чад его Михаила и Феодора, Муромских чудотворцев, просветителей язычников

Град Муром — в центре Ростово-Суздальской области. В древнее время он был поселением языческих финно-угорских племён: муромы, мери и мордвы. Просветить их светом Христовой веры безуспешно пытались черниговские епископы, не смог одолеть сопротивления христианству этих языческих племён и святой благоверный князь Глеб, поселившийся не в самом Муроме, а в нескольких верстах от него.

Однако, несмотря на то, что город был населён инородцами-язычниками, «страстотерпцу святому Глебу поревновав, пожелал еси неверный Муром в княжение себе приятии» младший сын Святослава Ярославича, князя Черниговского, а затем Киевского, благоверный князь Константин (Ярослав).

Будучи потомком святого равноапостольного Великого князя Владимира, крестившего Русскую землю, он, воспринявший имя прославленного византийского императора Константина Великого, и сам захотел послужить утверждению христианства на Руси. Потому и выбрал своим уделом город Муром. Он стал родоначальником дома князей Муромских и Рязанских.

После убийства святого Глеба, великий и славный Муром, «множеством людей живущих в нем и богатством всяким кипящий», долго жил без христианского князя, под влиянием своих соседей волжских булгар. Потому благоверный князь Константин с сыновьями и бывшей при нём дружиной должен был в битве завоёвывать город. Он одержал победу, но в этом сражении был убит его сын Михаил.

Начав княжить, Константин не стал принуждать язычников силой к принятию веры Христовой, однако мысли об их просвещении не оставил. Он построил в Муроме храм в честь Благовещения Пресвятой Богородицы и похоронил в нём своего сына Михаила. Прибывшие с князем священнослужители проповедовали горожанам о Христе, сам Константин, призывая к себе старейшин, убеждал их переменить веру.

Правление христианского князя казалось чуждым языческому городу, и жители его поклялись убить или выгнать князя, но христианства не принимать. Однажды толпа язычников подступила к его дому. Можно было покинуть город, предав его Божьему суду. Но князь Константин был воином, воеводой, и мужественно принял решение стоять до конца, возложив всё упование на Бога и волю Его.

Вместе с княгиней Ириной и сыном Феодором он заперся в Благовещенском храме. Вся семья усердно молилась пред иконой Пресвятой Богородицы. Заступница рода христианского не оставила их, они услышали голос, исходящий от иконы: «Константине! Услышана молитва твоя, дерзай, не бойся. Аз семь с тобою». Князь вышел на паперть церкви к мятежникам с иконой Пресвятой Богородицы в руках. Сияние, которое исходило от иконы, ошеломило горожан: побежденные чудом Божиим, они решились принять святое крещение.

Подобно тому, как некогда Днепр принял в свои воды крещающихся киевлян, река Ока стала купелью для многих жителей города, крещённых правнуком святого Владимира. Благоверный князь решил утвердить их в правильности выбора веры. Акафист воспевает, прославляя святого Константина: благоверный князь в городе Муроме «веру утверди», жителей «от прелести идольския избави», приведя их «к земле обетованной спасения». Сын Феодор был ревностным помощником отцу в деле утверждения Православия на муромской земле.

После крещения муромцев настало для князя время радостных трудов во славу Божию, — надлежало позаботиться об умножении храмов, основании монастырей. Он учредил в Муроме епископскую кафедру. Уже в 1098 году, согласно летописи, в Муроме был построен Спасский монастырь — это говорит о том, что за непродолжительное время его княжения в народе появились первые иноки. Святой Константин княжил в Муроме до своей кончины, последовавшей в 1129 г. Оплакиваемый народом, о котором князь, подражая своему великому прадеду, заботился, подавая помощь бедным, больным и немощным, святой Константин Муромский был похоронен у построенной им Благовещенской церкви, рядом с сыновьями Михаилом и Феодором. В 1345 г. потомок святого князя Константина, благоверный князь Георгий Ярославич, восстановил разрушенную во время татарского ига церковь Благовещения Пресвятой Богородицы, и у гробов княжеской семьи стали совершаться чудеса.

В 1547 г. на Соборе, созванном митрополитом Московским Макарием, святые благоверные князья Константин, Михаил и Феодор были прославлены в лике святых. В Муроме местно чтилась и память супруги князя Константина, княгини Ирины. В 1553 г. Царь Иоанн Грозный, идя войной на Казань, зашёл в город Муром. Совершив молебен у гробов святых муромских чудотворцев, он дал обещание, что в случае возвращения с победой, построит здесь монастырь.

Казань покорилась грозному Царю, и, возвратившись в Москву, он велел начать строительство каменной церкви у гробов святых чудотворцев. Когда стали копать рвы для церкви, мощи святых князей были обретены нетленными. В нише церковной стены для них было устроено особое место. Царь Иоанн повелел рязанскому епископу Гурию освятить храм и сам прислал для него церковную утварь.

Храм был освящён, при нём устроен монастырь, в котором поныне молятся просветителю Муромской земли благоверному князю Константину и его святым чадам, муромским чудотворцам Михаилу и Федору, прося сохранить град сей и муромскую обитель от всех козней и стрел демонских, даруя и всей стране нашей мирное житие.

http://www.russdom.ru/node/1768


Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика