Фонд стратегической культуры | Николай Головкин | 02.06.2009 |
***
Здания, которые строили наши предки, стоят столетиями. Современные здания в России нередко рушатся словно сами собой. Может, потому, что возводятся на оплёванной земле?! Именно так выглядел ежедневно, как я мог наблюдать, работая неподалеку, тротуар перед МИСИ, возле которого по утрам, перед началом занятий, толпились питомцы этого строительного вуза России. Пока подобное происходило и в МГУПСе (МИИТе) — старейшем железнодорожном вузе страны, наверное, и крушений на наших железных дорогах было больше.
«Когда я впервые появился в МИИТе после долгого перерыва, — вспоминал митрополит Волоколамский и Юрьевский Питирим (Нечаев), — меня поразило количество окурков перед зданием. В наше время такого не было /../. Для человека настоящей нашей русской культуры это невозможно — русский мужик даже не плюнет на землю, потому что земля его кормилица, она ему мать. Это же всё равно, что плюнуть матери в лицо, — кто может это сделать, если не подонок?!».
Как созвучны слова владыки с теми, что говорил Патриарх Кирилл, выступая на открытии XIII Русского собора: «В поведении людей сегодня присутствуют черствость, безответственность, хищническое отношение к природе, погоня за удовольствиями, которая часто оборачивается мучительной ломкой — все эти бедствия коренятся в человеческой душе, и, не исцелив душу, нельзя оздоровить ни экономику, ни экологию, ни какую-либо вообще из сторон нашей общественной жизни. По состоянию наших подъездов, дворов и улиц, по уровню загрязненности рек, лесов и атмосферы мы можем сказать о состоянии наших душ. И это ясно свидетельствует о том, что без нравственного обновления, без очищения души через принесение нравственных норм в систему образования, через проявление этих норм в реальной жизни людей, мы никогда не решим в том числе и экологических проблем. Если ребенок не приучен к тому, что грешно ломать дерево, грешно загрязнять природу, то этот ребенок не научится ничему и в будущем. Пренебрежительное и эксплуататорское отношение к окружающему миру станет частью его натуры, и его трудно будет изменить».
Слава Богу, воспитанник МИИТа владыка Питирим (1923−2003), смог изменить духовный облик студентов родного вуза. Здесь был открыт теологический факультет — первый в технических вузах России, возрожден домовый храм во имя святителя Николая Чудотворца.
***
МГУПСу (МИИТу) принадлежит также заслуга возрождения стройотрядовского движения в постсоветской России. К концу движения у студенческих строительных отрядов советского времени изменились приоритеты: на первый план выдвинулось зарабатывание денег. Но ведь главная цель движения — патриотическое воспитание студенческой молодежи.
Символично, что первый после длительного перерыва миитовский отряд отправился в 1996 году, в год 100-летия этого вуза, на реставрацию Иосифо-Волоцкого монастыря. «Митрополит Питирим, наместник этой древней обители, — поделился со мною воспоминаниями первый проректор МГУПС (МИИТ) профессор А. А. Выгнанов, — благословил безвозмездный труд студентов. Мы нашли 20 добровольцев. Это были ребята вполне современного вида. Увидев их, владыка пошутил: «Александр Апполонович, если я встречу таких вот ребят на улице в вечернее время, постараюсь отойти в сторонку».
Когда я приехал туда через месяц, ближе к завершению работы этого отряда, все 20 человек перестали курить. А если кто-то и курил, то только за оградой монастыря. И как высокую честь они воспринимали встречи с владыкой. Поменялся и тон их разговоров.
«Александр Апполонович, если можно, попросите владыку, чтобы он сфотографировался с нами на память», — услышал я просьбу наших студентов.
После этой поездки они, во-первых, изменили в лучшую сторону свое отношение к учебе. Во-вторых, многие из них стали посещать храм. И, в-третьих, до конца учебы они ежегодно ездили в монастырь и безвозмездно помогали в различных работах. Вот каково влияние владыки на людей предельно приземленных, тех, кто в значительной степени исповедует потребительскую идеологию сегодняшнего дня.
Прямо на моих глазах происходила их психологическая, нравственная метаморфоза. Эти ребята поверили, что есть светлое начало в нашей жизни, несмотря на все ее проблемы. Но они и поняли, что о светлом надо не только мечтать — для этого надо и потрудиться".
Движение это, к счастью, не заглохло. Миитовцы продолжают и ныне ежегодно работать в стройотряде, помогающем возрождению Иосифо-Волоцкого монастыря, наместником которого был известный архипастырь, работают в других стройотрядах. А ведь было когда-то и здесь, в МГУПСе (МИИТе), плёвое, неуважительное отношение к родной земле…
***
Добрый пример другим вузам показывает и Московская государственная геологоразведочная академия. В 2005 году, когда В. Путин поддержал предложение Центрального совета Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры (ЦС ВООПИиК) о возрождении молодежного студенческого движения помощников реставраторов, в этом вузе из студентов-старшекурсников был сформирован отряд «Наследники России».
Подобные студенческие отряды, созданные при содействии Министерства культуры РСФСР и ЦС ВООПИиК в далекие 1960-е, когда рождалась эта ставшая столь авторитетной общественная организация, успешно работали многие годы в разных уголках России. Они занимались консервацией, восстановлением, благоустройством таких уникальных центров историко-культурного наследия, как Соловецкий и Кирилло-Белозерский монастыри, Крутицкое митрополичье подворье, Кижи, крепости «Орешек» и «Копорье», памятники Старочеркасского историко-архитектурного музея-заповедника и Государственного заповедника имени А.С. Пушкина в Пушкинских горах.
В смутные 1990-е эта добрая традиция, к сожалению, прервалась.
В 2005-м ребята из отряда «Наследники России» занимались натурными и лабораторными исследованиями фундаментов и оснований монастыря на острове Спас-Каменный в Кубенском озере.
Вся история этого маленького, Богом хранимого островка посреди озера и учрежденного на нем в XIII веке монастыря неразрывно связана с противостоянием природе. Даже сама обитель возникла здесь благодаря шторму, в который попал Белозерский князь Глеб Василькович. Остров стал для князя спасением. В исполнение обета он основал на Спас-Каменном в 1260 году, как гласит предание, первый на Вологодчине монастырь. А в XV веке в этом монастыре, который занимает особое место в истории каменного зодчества Русского Севера, был возведен и самый первый в крае храм из камня — в честь Преображения Господня.
С того времени начинается история борьбы со стихиями, окружавшими обитель. Островные монахи более других были изолированы от мира с его соблазнами и пороками. Этому способствовало не только географическое положение острова, но и строгий, как на знаменитом Афоне, устав Спас-Каменного монастыря — женщинам путь на остров был закрыт.
В Средние века Спас-Каменный был не только духовным, но и хозяйственным центром региона. У монастыря было 7 сел, 4 сельца, 98 деревень, два подворья в Вологде и две соляные варницы в Тотьме.
Советская власть закрыла монастырь в 1925 году. Монахов прогнали, а в жилых помещениях попытались устроить колонию для малолетних преступников, которые, правда, по осени разбежались. В 1937 году ради кирпича, который нужен был для строительства местного Дома культуры, был взорван Спасо-Преображенский собор. Остальные постройки закрытого монастыря, приспособленные для хозяйственных нужд, со временем ветшали и разрушались.
В наши дни монастырь хоть и медленно, но возрождается. Первым посвятил свою жизнь восстановлению жемчужины Русского Севера генеральный директор Вологодского завода вентиляционных приборов Александр Плигин. Он ушёл со всех своих почётных и прибыльных должностей, чтобы поселиться на крохотном острове. В 2004 году этого удивительного, искреннего человека, патриота России не стало.
.. Я много раз слышал страстные и вместе с тем взвешенные, аргументированные выступления одного из инициаторов возрождения молодежного студенческого движения помощников реставраторов, доктора геолого-минералогических наук Евгения Пашкина, известного ученого и педагога, по поводу зашиты нашего историко-культурного наследия.
Однажды Евгений Меркурьевич очень уместно вспомнил слова Бориса Пильняка о том, что самодержавие сменилось хамодержавием. Известный советский писатель имел в виду свое время, но пророчески заглянул и в наше, оказавшееся гораздо более благоприятной питательной средой для хамства. По мысли Пильняка, при самодержавии лучшие сыны Отечества думали о его процветании, при хамодержавии — исключительно о себе.
Конечно, помощь студентов в сохранении историко-культурного наследия, воспринявших нравственные уроки Евгения Пашкина, его коллег и соратников, пришла тогда более чем кстати. И нужна она не только здесь, на Спас-Каменном, но и по всей России, где многие храмы и монастыри после безбожного лихолетья до сих пор лежат в руинах. Работы для подобных стройотрядов — непочатый край.
***
На встрече со студентами и членами юношеских организаций в столичном спортивном комплексе «Измайловский» Патриарх Кирилл говорил:
«Строительные отряды, которые были и в советское время, при всех существовавших слабых местах в той программе, отличались чем-то очень существенным и важным: в этих коллективах формировались навыки жизни человека в социуме. Именно в таких коллективах выявляются организаторы, лидеры, каждый человек может почувствовать в чем он слаб, а в чем силен».
Восстановление практики организации молодежных строительных отрядов, лагерей — очень большое подспорье в воспитании молодых людей, считает Предстоятель Русской Православной Церкви. «А если в центре этой работы — еще и сохранение наших замечательных исторических памятников, приобщение к памятникам культуры нашего народа, то я думаю, что это вдвойне полезно», — подчеркивает Святейший Патриарх.
Сейчас по поручению президента РФ Д. Медведева Министерство по науке и образованию совместно с Министерством спорта, туризма и молодежной политики разрабатывает законопроект о воссоздании системы студенческих строительных отрядов. Закон определит права этих отрядов, а также предоставит работодателям, привлекающим на работу студентов, льготы при прохождении различных конкурсов. Документ должен быть готов к 1 июля 2009 года.
Но, на мой взгляд, важно и другое. В последние годы на ниве ЕГЭзированного образования, из которого выхолащивается уважение к отечественной истории, литературе, русскому языку, новые лысенки пытаются вырастить человека-потребителя, равнодушного к великим сокровищам русской культуры. Поэтому важно не потерять не только реликвии прошлого нашего народа, но и вот этих молодых людей, за души которых идет ожесточенная борьба. Потеряем молодежь — потеряем Россию. Может быть, соборное милосердие студентов к израненным памятникам отечественной истории поможет им стать настоящими людьми, патриотами своей Родины.