Одна Родина | Александр Колотило | 01.06.2009 |
«Украина. Повторение пройденного». Так называется документальная лента (фильм второй), премьера которой состоялась в ходе пресс-конференции 28 мая в медиацентре газеты «Известия».
Прежде чем приступить к рассказу о втором фильме, надо коротко вспомнить о первом. Работа над фильмом была закончена в 2007 году. Создан он Продюсерским центром «Студия Третий Рим» по заказу канала ТВЦ совместно с харьковскими тележурналистами. В различных регионах Украины и России были собраны свидетельства очевидцев, мнения экспертов и политиков о деятельности военизированных формирований украинских националистов времен Великой Отечественной войны.
Первый документальный фильм «Украина. Повторение пройденного» длительностью 39 минут вышел в эфир на канале ТВЦ 29 сентября 2007 года. Автор сценария — Александр Ткаченко, режиссер — Юлия Коробко, продюсеры — Валерий Шеховцов и Филипп Пастухов. Фильм посвящен периоду истории Украины с 30-х по 50-е годы прошлого века. Многочисленные архивные документы и свидетельства очевидцев, приведенные в фильме, позволили авторам показать истинную историю 14-й гренадерской дивизии «СС Галичина», батальонов «Нахтигаль», «Роланд», воевавших на стороне фашистской Германии, других военизированных формирований украинских националистов. В фильме приняли участие жители разных областей Украины — свидетели войны, ветераны, политологи, историки. Главное, что удалось создателям картины, — показать, что использовать в политической борьбе и предвыборных лозунгах «героический путь» предателей, как это делают сейчас «оранжевые» политики", — значит идти в никуда.
Продюсерский центр «Студия Третий Рим» известен тем, что снятый им в своё время документальный фильм «Нацизм по-прибалтийски», повествующий о легионах СС, в немалой степени способствовал запрету властями Латвии и Эстонии традиционных маршей неонацистов. Еще до его трансляции каналом ТВЦ отдельные политики развернули истерическую кампанию, направленную на срыв показа. Но фильм вышел в эфир. Миллионы телезрителей увидели живых свидетелей, исторические документы, жестокую, не ретушированную, не лакированную правду о «борцах за независимость» в эсэсовской форме.
И вот «Студия Третий Рим» при содействии Фонда «Историческая память» завершила работу над вторым фильмом «Украина. Повторение пройденного». Длительность ленты — 40 минут. Премьера фильма для широкого зрителя состоится 1 июня 2009 года в 22.05 на канале «ТВ Центр».
В пресс-конференции в «Известиях», состоявшейся после допремьерного показа, приняли участи продюсер фильма Валерий Шеховцов, автор сценария Александр Ткаченко, режиссер Михаил Роговой и генеральный директор фонда «Историческая память» Александр Дюков.
Как и предыдущий, новый фильм посвящен одному из самых больных вопросов в современной Украине — возрождению национализма, фальсификациям истории. Своим отношением к происходящему со зрителями делятся академик Национальной академии наук Украины Петр Толочко, архиепископ Сергий, архимандрит Нестор, сын расстрелянного в Бабьем Яру 6 ноября 1941 года архимандрита Александра (Вишнякова) фронтовик Гавриил Вишняков, главный раввин Киева и Украины Яаков Дов Блайх, историк Александр Войцеховский, политолог Иван Симоненко, журналист Юрий Козлов, жители различных областей Украины Матрена Яковец, Виктор Романов, Владимир Терещенко и другие.
Особо надо сказать еще об одном участнике фильма — Юрии Шухевиче. Здесь он скромно представлен как историк. Сын героя Украины — заместителя командира разведывательно-диверсионного батальона немецкой военной разведки «Нахтигаль», а затем 201-го охранного батальона, боровшегося с советскими партизанами, генерал-хорунжего УПА Романа Шухевича, он провел в советских лагерях и тюрьмах свыше 30 лет жизни. И сейчас этот историк, который так спокойно держит себя перед кинокамерой, в отсутствие ее может запросто, по свидетельству сценариста Александра Ткаченко, перейти на крик, реагируя на «неугодные» вопросы касательно украинского национализма.
Лента «Украина. Повторение пройденного» (фильм второй) содержит много уникальных кадров военной кинохроники, современных видеосюжетов, свидетельств очевидцев событий, мнений экспертов. Фильм обличает преступления пособников фашистов — украинских националистов. Вспоминается книга знаменитого украинского историка профессора Виталия Масловского «С кем и против кого воевали украинские националисты в 1941 — 1945 г. г.», изданная на украинском языке. Автор ее был убит в 1999 году во Львове на пороге собственной квартиры вскоре после выхода книги-обличения в свет. В книге Виталия Масловского рассказывается о том, например, как после прихода фашистов в 1941 году их пособники — бандеровцы устроили во Львове и других городах Галичины так называемые «петлюровские дни» в память о гибели Петлюры, убитого еврейским террористом. Летом 1941 года бандеровцы убивали не только евреев и поляков; во Львове и других городах Западной Украины оставалось еще сравнительно много русских — членов семей советских офицеров, деятелей науки и культуры. Беззащитных русских без разбора пола и возраста выбрасывали из окон верхних этажей, вешали на балконах. Так погибли несколько сот женщин, стариков и детей.
Рассказал профессор в своей книге и о том, как на Западной Украине, в особенности на Волыни, в 1941 — 1944 гг. происходило массовое истребление поляков. Целиком вырезались польские села. Палачами были так называемые «мирные» украинские селяне — «волыняки». Погибло от 50 тысяч (данные американцев) до 250 тысяч (данные польской стороны) мирного населения.
Так вот, когда поляков на Волыни не осталось, «мирные» украинские селяне взялись за «покручев» и «крыжакив». «Покручи» — это люди от смешанных браков (польско-украинских, украино-еврейских и т. д.). «Крыжаки» — это католики, добровольно перешедшие в православие или греко-католичество (униатство). И «покручи» и «крыжаки» жили и трудились в украинских селах бок о бок с «чистыми» украинцами. Но в 1941 — 1944 гг. эти «чистые» и «мирные» украинцы зверски вырезали своих соседей, (а зачастую и кумовей, дальних родственников, друзей детства). Только стремительное приближение Красной Армии и активизация советских партизан остановили в 1944 г. эту кровавую вакханалию.
В фильме авторы ссылаются и на такого авторитетного эксперта, каким был известный канадский политолог, доктор гуманитарных наук Виктор Полищук, написавший книгу «Гора родила мышь. Бандеровскую», где четко указывается, что преступными формированиями ОУН Бандеры, одним из которых являлась УПА, убиты 120 000 поляков и 80 000 украинцев.
Касаясь расстрелов еврейского населения в Бабьем Яру, создатели фильма беспристрастно рассказывают о зверствах Буковинского куреня и его главаря Петра Войновского. Во время горбачевской перестройки в Черновцах был открыт памятник этому куреню, а самому Войновскому присвоено звание «Почетный гражданин города».
Александр Дюков пишет: «…группа, организованная членом Буковинского провода ОУН Петром Войновским, 5 июля 1941 г. устроила бойню евреев в селе Милиево, убив около 120 человек. Через некоторое время Войновским был сформирован т.н. «Буковинский курень», направившийся к Киеву. 7 июля по приказу надрайонного руководителя ОУН (М) Степана Карабашевского было убито 45 евреев в Боровцах и 54 — в Киселеве. В селе Турбов националисты вырезали всех мужчин-евреев (чему немцы не препятствовали) и хотели сжечь заживо оставшихся женщин и детей (чему воспрепятствовали немецкие солдаты). Подобные убийства совершались отрядами националистов повсеместно; по данным израильского исследователя Арона Вайса, только на Западной Украине националисты уничтожили около 28 тысяч евреев.
Летом 1941 года на базе отрядов украинских националистов немецкими оккупационными властями стали формироваться батальоны вспомогательной полиции. На основе батальонов «Нахтигаль» и «Роланд» немцами был создан 201-й батальон охранной полиции, участвовавший в карательных операциях против партизан в Белоруссии. «Буковинский курень» П. Войновского выполнял полицейские функции в Киеве, а в начале 1942 г. его члены влились в состав 109-го, 115-го и 116-го украинских шуцманшафтбатальонов. Сформированные из украинских националистов полицейские подразделения принимали активное участие в акциях массового уничтожения евреев. Украинская полиция принимала участие в расстреле киевских евреев в Бабьем Яру, а также в одном из самых первых массовых расстрелов еврейских детей в Белой Церкви под Киевом. О масштабах участия украинской полиции в Холокосте свидетельствует сообщение штаба 444-й охранной дивизии от 20 октября 1941 г., в котором отмечается, «еврейский вопрос» на Юге Украины «решен окончательно», а «украинская полиция хорошо зарекомендовала себя при исполнении служебных обязанностей».
В фильме свидетельствуют о зверствах фашистских пособников и простые жители городов и сел. Вот что рассказывает, например, Виктор Романов из Львова: «Бандиты убили директора школы и его жену, жена была на девятом месяце беременности. Когда я вошел в квартиру и посмотрел в дверь, у нее еще живот ходил — ребенок еще живой был. Пробита грудь, пробиты руки, пробита шея..»
Воспоминания о войне и кадры кинохроники сменяются в фильме другими сюжетами: президент В. Ющенко и генсек НАТО, семья президента Украины В. Ющенко и семья бывшего президента США Д. Буша. А вот в кадре бывший госсекретарь США Мадлен Олбрайт — та самая, которая несколько лет назад очень сокрушалась по поводу той «несправедливости», что «Сибирью владеет всего одна страна — Россия». Ее ненависть к России столь же зоологична, как ненависть некоторых украинских политиков.
Делаются в документальной ленте и ссылки на современные украинские учебники, искажающие историю.
«Все наши фильмы объединены общей темой, — говорит продюсер Валерий Шеховцов, — темой, которая касается попыток фальсификации истории. Это происходит в силу тех или иных политических задач, в силу тех или иных политических целей. Не только политики, но иногда и руководство целых стран пытаются переписать историю, пытаются из победителей сделать виноватых, а тех, кто проиграл войну, тех, кто осужден человечеством, мировым сообществом, — реабилитировать, сделать из них героев. И построить на этом свою альтернативную национальную историю. К сожалению, эти попытки ведут не только к искажению взгляда целых народов на историю, но и к расколу, к внутреннему расколу в самих этих странах. Мы прекрасно понимаем, что в той же Прибалтике есть много людей, которые очень болезненно воспринимают шествия легионеров или заявления о том, что Саласпилс — это какой-то воспитательный трудовой лагерь. На самой же Украине подавляющее большинство людей, я это знаю по опыту собственного общения, живут иной историей и иной очевидностью, не той, которую пытается создать, написать нынешнее руководство Украины. Поэтому мы и работаем над темой, раскрывающей попытки фальсифицировать историю. Мы старались привлечь компетентных людей. Я надеюсь, что наши герои были представительны и убедительны. В фильме четко выражено и наше личное отношение к происходящему. Мы этого не скрываем. Мы переживаем за Украину, переживаем за наши отношения с ней, переживаем, когда нас пытаются ссорить, пытаются разделять. Мы переживаем, видя, что на Украине все эти попытки ведут только к расколу — национальному, ментальному, культурному и религиозному, в конце концов. Я надеюсь что фильм будет встречен с не меньшим интересом, чем наши предыдущие работы..»
В том, что фильм вызовет немалый резонанс, сомневаться не приходится.