Православие.Ru | Елена Гаричева | 01.06.2009 |
В Великом Новгороде 10−13 мая 2009 года проходила IX Международная научная конференция «Духовные начала русского искусства и просвещения». Эта ежегодная конференция изначально посвящена памяти святителя Никиты Новгородского, которого Церковь чтит 30 апреля / 13 мая, и поэтому называется еще Никитскими чтениями. Нынешние чтения были также посвящены и 1150-летию Великого Новгорода (первое упоминание города в летописи относится к 859 году). Как обычно, работа проходила при поддержке Новгородского государственного университета имени Ярослава Мудрого, Новгородской епархии Русской Православной Церкви, администраций Новгородской области и Великого Новгорода, Международной академии наук педагогического образования (Москва).
В конференции приняли участие более 70 докладчиков. Зарубежную науку представляли гости из Италии, Хорватии, Украины, Белоруссии, Литвы, а Россию — посланцы Петрозаводска, Ростова-на-Дону, Калининграда, Омска, Орла, Твери, Кемерово, Казани, Пскова, Уфы, Рязани, Шуи, Тольятти, Вологды, Москвы, Санкт-Петербурга и Великого Новгорода. Среди участников были священники, педагоги, филологи, искусствоведы, библиотекари, преподаватели вузов, аспиранты, студенты, школьные учителя и ученики.
Никитские чтения начались с молебна в Софийском соборе, а затем участники отправились в Юрьев монастырь, где в епархиальном духовном училище проходила основная работа. Пленарное заседание Никитских чтений открыл архиепископ Новгородский и Старорусский Лев, который отметил значимость того, что конференция проходит в стенах монастыря, поскольку монастыри изначально были центрами русского просвещения. Архиепископ Лев поблагодарил участников конференции за то, что они сохраняют традиционные ценности, назвал путь, который они избрали, путем служения алтарю Отечества.
После приветственных слов состоялось вручение свидетельств об окончании двухлетних курсов повышения квалификации «Духовное образование и воспитание детей и молодежи», которые проводили для педагогов Великого Новгорода совместно Новгородская епархия и Новгородский университет. Свидетельства получили преподаватели самых разных дисциплин, поскольку целью курсов было приобщение специалистов к духовным ценностям отечественной традиционной культуры.
На пленарном заседании конференции были обсуждены проблемы соотношения просвещения и образования, нравственности и рационализма в науке, преемственности византийских традиций в русской культуре, сохранения ценностного ядра русского языка, сохранения целостного духа отечественной словесности, приобщения молодежи к православной вере через систему образования и семью.
Протоиерей Александр Ранне (Великий Новгород) обратился к личности и трудам Ильи Мечникова и показал близость его мировоззрения философии Эпикура, Ницше. Отец Александр проследил опасные духовные пути, по которым ходили и продолжают ходить некоторые представители русской интеллигенции. М.В. Антонова (Орел) рассказала о деятельности первого новгородского архиепископа Нифонта, благодаря которой осуществлялась преемственность византийской и русской культуры. И.А. Есаулов (Москва) рассматривал родное и вселенское в русской языковой картине мира как единство церковнославянского и православного. Т.В. Шмелева (Великий Новгород) обратила внимание на то, что слово «византийский» вытесняется из современной языковой картины мира. Т.В. Федосеева (Рязань) заметила различие между русскими и зарубежными представителями предромантизма: если мировоззрение западных предромантиков было противоречивым, то русские представители предромантизма (Н.М. Карамзин, Г. Р. Державин, В.А. Жуковский) утверждали единство нравственного и духовного. А.В. Шмелева (Москва) рассказала о деятельности новгородского архимандрита Фотия, настоятеля Юрьева монастыря, как борца против масонского магизма.
На пленарном заседании Никитских чтений о духовном аспекте русской словесности говорили Стефано Алоэ (Верона, Италия), Наталья Видмарович (Загреб, Хорватия), Л.Ф. Алексеева (Москва), С.Ю. Николаева (Тверь), Т.А. Кошемчук (Санкт-Петербург). Исследователи русской словесности обращались к творчеству В.К. Кюхельбекера, М.Н. Загоскина, Ф.М. Достоевского, В.А. Сумбатова, Н.И. Тряпкина. О смене духовных ориентиров в истории русского языка докладывала Л.В. Табаченко (Ростов-на-Дону), о сохранении ценностного ядра в русском языковом сознании говорила Н.В. Семенова (Великий Новгород). Пути развития современной педагогики как педагогики духовного просвещения, приобщения к православной вере, истории русского народа стали предметом размышлений Н.М. Копытцевой, И.Н. Извекова, А.В. Моторина — преподавателей Новгородского университета.
В дальнейшем работа конференции осуществлялась по отделениям: «Духовное становление русской словесности», «Мир и человек в свете русского слова», «Духовные начала в творчестве Ф.М. Достоевского», «Духовные начала в русском просвещении», «Духовные начала в русском искусстве».
Отделение «Духовное становление русской словесности» открыла Н.Г. Комар (Казань), обратившись к православным догматам как основе адекватного понимания произведений древнерусской словесности. О библейском тексте в «Сказании» Авраамия Палицына поведала А.П. Ковалева (Орел), о христианских мотивах и литературных реминисценциях в лирике Г. Р. Державина рассказали А.В. Шунков (Кемерово), О.Н. Шанаева (Рязань). Литературную деятельность славянофилов рассматривали Э.В. Захаров (Москва), Д.А. Кунильский (Петрозаводск). Значение деятельности А.Н. Муравьева для русской культуры раскрыла И.В. Моклецова (Москва). О христианских началах в творчестве русских романтиков рассказывали И.В. Вирпадже (Великий Новгород), Т.Ю. Мишина (Орел), о духовной лирике Антония Бочкова — А.В. Медведев (Санкт-Петербург). Сложные мировоззренческие проблемы А. Фета, Л.Н. Толстого, А.П. Чехова привлекли внимание Л.И. Черемисиновой (Саратов), С.В. Сызранова (Тольятти).
На отделении «Мир и человек в свете русского слова» исследователей интересовали как мировоззренческие проблемы, так и проблемы поэтики, языка художественной словесности. М.Е. Локтева (Ростов-на-Дону) рассказывала о наименованиях Пресвятой Богородицы в древнерусском языке. О том, как преодолевал влияние католицизма, протестантизма в своем творчестве Н.В. Гоголь, размышлял В.Н. Сузи (Петрозаводск). Возникновение ценностного пространства в лирике А.С. Пушкина и М.Ю. Лермонтова рассмотрели Н.П. Жилина (Калининград) и Г. В. Косяков (Омск). Нравственные категории долга, праведничества в творчестве С.Т. Аксакова, Н.С. Лескова привлекли внимание Е.Ф. Григорьевой (Вологодская область), И.В. Крахмалевой (Орел). Художественные особенности сборника И.А. Новикова «Духу Святому» исследовала Т.В. Ковалева (Орел). О теме любви и одиночества в творчестве А.Н. Толстого и Ю. Фельзена рассказывали С.М. Червоненко (Москва) и Н.В. Летаева (Московская область). На сохранение рождественского и пасхального сюжета в творчестве Б. Пастернака, К. Чуковского, Е. Шварца, В. Солоухина указали И.В. Акимова (Москва), С.М. Панич (Москва), И.В. Васильева (Москва), Л.Г. Дорофеева (Калининград). Л.А. Макарова (Москва) показала, как в творчестве И.С. Шмелева раскрывается православная модель мира, а В.А. Редькин (Тверь) обратился к апокрифическим мотивам в поэме Ю. Кузнецова «Путь Христа».
Работа на отделении «Духовные начала в творчестве Ф.М. Достоевского» проходила в диалоге исследователей друг с другом и с отцом Александром Ранне, посетившим эту секцию. Н.М. Секулич (Верона, Италия) обратилась к традициям «говорящих имен» репертуарной драмы и раскрыла духовное значение имен и отчеств героев романа «Идиот», обратила внимание, как метафорическое значение имени разворачивается в действии. С.С. Серопян (Шуя) показал, как в творчестве Достоевского отражаются идеи святителя Иринея Лионского, который был борцом против ересей и утверждал, что народ образует на земле духовное единство, в котором люди привыкают вмещать Бога, благодаря таинствам Церкви. Е.А. Гаричева (Великий Новгород) проследила эволюцию положительного героя Достоевского: сохранение в герое «раненого сердца», совести и возрастание в нем любви, смирения, нестяжания, радости бытия, чувства ответственности, прозорливости, открытости к диалогу (Мышкин, Макар Долгорукий и Зосима). Н.Н. Подосокорский (Великий Новгород) на творчестве Достоевского показал разницу между бонапартизмом как явлением политическим и наполеонизмом как явлением духовно-нравственным (осознаваемое героем избранничество). С.С. Шаулов (Уфа) проследил эволюцию эпистолярной риторики Достоевского по способам определения авторской позиции и выделил три этапа: докаторжный (отождествление себя с блудным сыном), конец 60-х годов XIX века (жалобы Иова) и конец 70-х годов (позиция христианского проповедника среди язычников). Д.Е. Расовская (Симферополь, Украина) обратилась к эволюции детских образов в «Дневнике писателя»: от ребенка как воплощения чистоты и невинности до страдающего дитяти, искупающего грехи взрослых. И.С. Ярышева (Петрозаводск) рассказала о благотворительной деятельности А.Г. Достоевской, жены писателя: о том, как Анна Григорьевна помогла старорусскому священнику Иоанну Румянцеву создать школу нового типа, где целью было духовно-нравственное воспитание детей и где педагоги были помощниками священника. Доклад Д.Л. Башкирова (Минск, Белоруссия) касался религиозных истоков идеи «всемирной отзывчивости» в русской культуре и творчестве Ф.М. Достоевского.
На отделении «Духовные начала в русском просвещении» был рассмотрен опыт русских просветительских учреждений на протяжении многих веков: от древнерусского периода до сегодняшнего дня. Н.А. Асяева (Казань) рассказала о библиотечной деятельности святых древней Церкви. Об авторе жития преподобного Евфросина Синозерского как просветителе поведала Полина Григорьева (Вологодская область). Методы и средства воспитания в духовных академиях и семинариях XVII—XIX вв.еков были рассмотрены в докладах А.Д. Моториной, Н.В. Салонникова, И.Л. Григорьевой, Ю. Орлова (Великий Новгород), Е.А. Мануйловой (Псков). Современный опыт повышения квалификации педагогов, управленческих кадров путем приобщения их к духовно-нравственным отечественным ценностям был представлен в докладах О.С. Орлова и Г. А. Орловой (Великий Новгород), Т.В. Мартыненко (Ростов-на-Дону). О приобщении учащихся к духовно-нравственным ценностям на уроках словесности рассказывали Л.А. Юрявичиене (Клайпеда, Литва) и Е.В. Каурова (Великий Новгород).
Докладчики отделения «Духовные начала в русском искусстве» в своих выступлениях соединили искусствоведческий и богословский анализ произведений русского искусства. Протоиерей Алексей Комов (Орел) рассказал о почитаемом списке Тихвинской иконы Божией Матери из Болховского Троице-Оптина монастыря. М.В. Васина (Санкт-Петербург) размышляла о языке светского искусства и языке иконы. М.А. Комова (Орел) познакомила слушателей с новонайденным рукописным Евангелием конца XVI века из собрания орловских старообрядцев. Употребление знаменного распева в Русской Православной Церкви XIX века рассмотрела Ю.В. Шеронова (Великий Новгород). О символике изображения корабля на кирпиче из кладки новгородской церкви в честь Успения Пресвятой Богородицы на Волотовом поле поведала О.Ю. Тимонина (Великий Новгород). Своими размышлениями о Чехове и церковном пении поделилась Н.Ф. Иванова (Великий Новгород). Религиозно-эстетический аспект творчества Владимира Смоленского отметил А.Г. Данилов (Москва). С разными видами ремесленного ученичества в крестьянской среде у русских познакомил В.И. Ярыш (Великий Новгород). В.С. Кутковой (Великий Новгород) на примере картины «Смерть комиссара» раскрыл парадоксальность и философскую глубину творчества К.С. Петрова-Водкина как представителя культуры «серебряного века». Формирование гуманной среды в архитектурном проектировании проследила Л.В. Робежник (Великий Новгород). Все выступления на отделении сопровождались иллюстрациями, даже была возможность услышать знаменный распев.
Итоги конференции были подведены на «круглом столе» в школе имени святых Кирилла и Мефодия. Участники согласились, что Никитские чтения проходили в «соборном сотворчестве», в очень теплом и дружеском общении, что не исключало дискуссию по проблемным вопросам.
Важной составляющей работы Никитских чтений является посещение святых достопримечательностей Новгорода и его окрестностей. Хождение ко святыням настраивает ученых на особый лад духовного общения. 10 мая посетили музей деревянного зодчества «Витославлицы», расположенный на месте села Витославлицы и Пантелеимонова монастыря XII века. Обратили внимание на самый маленький храм — церковь Успения Божией Матери XVI века из Любытинского района. С ней связано предание о чудотворной иконе Божией Матери: когда началась польско-литовская интервенция, во время службы в церковь Успения пришли литовцы, убили священника, но, ослепленные образом, перерубили друг друга. Подобное предание сохранилось и о другой церкви, которая находится рядом, — Рождества Богородицы из Боровического района, которая имеет два придела — во имя святых Никиты и Николая Чудотворца. Во время реконструкции этого храма в его алтаре обнаружили поминальную записку, в которой говорилось об убиенных во время польско-литовской интервенции. Рядом располагается церковь Николая Угодника Окуловского района XVIII века. Все эти три храма создают священное пространство заступничества Пресвятой Богородицы и Николая Чудотворца за русскую землю.
Рассматривая деревянные избы, хозяева и гости Никитских чтений соотносили их с храмом: модель мира избы — христианская, об этом свидетельствует символика орнаментальных знаков на наличниках, галерее, крыше. После обеда поднимались на Софийскую звонницу в кремле, построенную в XV веке, а в XVI веке увенчанную пятью шатрами. Особенно гостей поразил Никоновский колокол весом в 1614 пудов, отлитый в новгородском кремле мастером Ермолаем Васильевым.
Затем отравились в Николо-Вяжищский женский монастырь, основанный в XV веке архиепископом Евфимием, чьи мощи до сих пор пребывают под спудом в Никольском соборе. Всех поразили удивительной красоты изразцы и очень гармоничный облик храмов. По дороге, по просьбе участников Никитских чтений, заехали на Архиерейскую мызу к церкви святителя Никиты Новгородского, спели величальную (среди участников конференции были певчие).
А еще успели побывать на могиле архимандрита Фотия и А.А. Орловой-Чесменской у Благовещенской церкви близ Юрьева монастыря. Церковь сейчас реставрируется, купол покрыт осиновым лемехом, который пока золотится на солнце, а потом будет серебриться. Голубое небо и яркое солнце сопровождали участников Никитских чтений весь день.
Между первой и второй частью пленарного заседания 11 мая участники Никитских чтений посетили храм благоверного князя Александра Невского, при котором проводились курсы повышения квалификации «Духовное образование и воспитание детей и молодежи». Настоятель храма отец Сергий рассказывал об истории храма, относившегося первоначально к Александровской земской учительской школе, и радовался продолжению традиции в настоящее время.
12 мая обед проходил в трапезной Покровской церкви. После обеда преподаватель воскресной школы познакомил гостей со школой. Посетили также Покровскую церковь, где приложились к мощам преподобного Саввы Вишерского. Успели сходить и в церковь Симеона Богоприимца — «обыденный» храм, срубленный в XV веке за один день во время моровой язвы: мор был остановлен соборною молитвой перед иконой Знамения Божией Матери. Об этом событии напоминает икона «Молящиеся новгородцы», которая находится в новгородском музее.
13 мая — день памяти святителя Никиты Новгородского. Начался день литургией в Софийском соборе, во время которой можно было приложиться к открытым мощам святителя Никиты. Богослужение было необыкновенно торжественным. Служил архиепископ Новгородский и Старорусский Лев.
После богослужения участники Никитских чтений отправились в Варлаамо-Хутынский монастырь, где посетили Спасо-Преображенский храм и приложились к мощам преподобного Варлаама Хутынского, почтили память Г. Р. Державина, чей прах находится в приделе Иоанна Богослова. Сходили на горку, где, по преданию, была келия преподобного и где до сих пор совершаются чудеса исцеления. Спасо-Преображенский Хутынский монастырь в XII веке сохранял византийские традиции (это видно по сохранившимся фрескам старого храма, по служебнику Варлаама Хутынского, по шитью на его поручах). В XVI веке при перестройке монастырь уже ориентировался на Москву: Спасо-Преображенский храм строился по образцу Успенского собора Московского Кремля, столпообразная церковь святителя Григория, просветителя Армении, напоминала колокольню Ивана Великого.
Затем участников Никитских чтений принимал отец Николай, настоятель церкви Успения Божией Матери в Колмово, который рассказал об истории храма и монастыря. Во время прощального обеда в трапезной при храме Успения Божией Матери участники Никитских чтений говорили очень теплые слова в адрес Новгородской епархии, университета, организаторов конференции. Заметили, что во время Никитских чтений создается по-настоящему семейная атмосфера.
Ярким завершением Никитских чтений стало посещение церкви Спаса Преображения на Нередице — одного из самых совершенных древнерусских храмов. Известный искусствовед Татьяна Анатольевна Ромашкевич показала только что восстановленную фреску, на которой князь Ярослав вручает модель храма Спасителю. Она сообщила, что восстановление фрески происходило с помощью современных компьютерных технологий. Призналась, что кое-что пришлось писать самим реставраторам (это выделено более светлым цветом). Рассказала и о программе росписи храма, которая связана с темой Преображения и с трагедией в семье князя Ярослава — смертью его сыновей. Среди фресок есть изображение святого Мартирия, небесного покровителя архиепископа Мартирия, строителя этого храма, а также Спасского монастыря в Старой Руссе. Участники Никитских чтений выразили благодарность и признательность директору Новгородского музея-заповедника Николаю Николаевичу Гриневу и сотруднице музея Татьяне Анатольевне Ромашкевич.
Так темой Преображения завершились Никитские чтения. И хотя на улице было уже холодно и дождливо, это совсем не чувствовалось, поскольку всех согревала любовь и радость общения. Все говорили о том, что повезут тепло Никитских чтений в разные концы нашего Отечества и за его пределы.