Православная книга России | Георгий Гупало | 29.05.2009 |
Материал Георгия Михайловича Гупало, главного редактора издательства «Даръ», руководителя портала «Православная книга России» о состоянии и проблемах православной книжной отрасли, о планах и перспективах развития православного книгоиздания
Положение дел на рынке православной литературы
До самого последнего времени системные исследования рынка православной литературы практически не проводились. Точно не известно, сколько издательств заняты выпуском православной литературы, сколько наименований в год и какими тиражами они издают. Единственной организацией, которая, несмотря на ограниченные возможности, пытается проводить такой анализ, является православное издательство ДАРЪ в рамках созданного им информационно-аналитического портала «Православная книга России». В его базе фиксируется большинство церковных и светских издательств, выпускающих православную литературу, а также большинство наименований этих книг.
Средний тираж книг религиозной тематики значительно выше среднего тиража светской литературыПервые попытки исследовать рынок показали существенное расхождение с официальной статистикой, которая ведется Книжной палатой РФ. Так, по ее данным, книги религиозной тематики составляют лишь 2% от общего числа наименований, ежегодно выпускаемых в стране. При этом нужно учесть, что в раздел «религиозная тематика» они включают также книги всех конфессий и сект, атеистической, эзотерической и оккультно-магической направленности.
По данным «Правкниги», православных книг выпускается значительно больше. В каталоге «Правкниги» за 2008 год выставлено более 2000 наименований православной литературы. Количество издательств, включающих в свои планы такую литературу, ежегодно растет и сейчас насчитывает почти 1000. При этом нужно учесть, что портал «Правкнига» фиксирует далеко не все издания. Мы оцениваем точность подсчетов в 70−72%. Таким образом, реальное положение дел в нашей отрасли несколько отличается от официальных данных КП РФ: православных книг в России издается гораздо больше и средний тираж православных книг значительно выше среднего тиража светской литературы.
Достаточно очевидной является необходимость серьезных исследований рынка православной литературы, проводимых на постоянной основе, к чему и стремится редакция портала «Правкнига». К сожалению, эти усилия не встречают понимания у нынешнего руководства Издательского совета Русской Православной Церкви.
Особая проблема — качество изданий, это касается не только зачастую низкого уровня полиграфического исполнения, но и содержания, которое бывает иногда совершенно антихристианскимНеобходимо подчеркнуть, что наряду с высококачественной святоотеческой, богословской, художественной и научно-популярной литературой, выпускаемой ведущими издательствами (такими, как Издательский совет, издательство Сретенского монастыря, «Даръ» и ряд других), качество некоторых изданий оставляет желать много лучшего. Это касается не только порой невысокого уровня допечатной подготовки и полиграфического исполнения, но и содержания выпускаемой книжной продукции. Встречаются издания, представляющие собой своего рода «православный» аналог поп-культуры, суррогат настоящего Православия, вплоть до сочинений откровенно оккультно-магического содержания в «православной» оболочке. Ярким примером является серия книг и брошюр «Божья аптека», представляющая собой сборник полуграмотных, откровенно шарлатанских «рецептов», приправленных абсолютно некомпетентными рассуждениями о молитве и духовной жизни, далеко отстоящими от Православной Церкви.
Бороться с невежеством и отсутствием образования можно и нужно через книгу, но некоторые представитли Церкви почему-то не заинтересованы в таком просвещении29 июня 2008 г. закончил свою работу Архиерейский Собор Русской Православной Церкви. Собор осудил раскольническую деятельность епископа Чукотского и Анадырьского Диомида, высказывания которого не только вводили в соблазн некоторых православных христиан, но и позорили Церковь, создавая образ маргинальной организации. Раскол, выраженный в игнорировании Соборного голоса Церкви, в неподчинении Предстоятелю Церкви — это страшный грех, за который должно лишать сана и даже отлучать от Церкви. Но Собор только обрубил верхушку дерева, оставив ствол и корень дерева, произрастившего епископа Диомида. Корень этого дерева — невежество и отсутствие образования возвращающихся из тьмы безбожия наших сограждан, умы и сердца которых повредили экономические реформы и общее падение культуры последних десятилетий. Не открыв сердце Христу и не познав Его учения, эти люди увлеченно ищут Антихриста, как им кажется, находят его и героически с ним сражаются. Распространение столь нелепых мыслей во многом вызвано отсутствием четкой церковной политики в деле просвещения и воцерковления граждан. Одним из важных и действенных инструментов просвещения является книга. Настоящей проблемой для Церкви стало полное отсутствие желания заниматься просвещением через книгу. Порой некоторые архиереи и наместники крупных монастырей (отнюдь не обделенные вниманием спонсоров) предпочитают тратить немалые финансовые средства не только на насущно необходимую реставрацию храмов и всякого рода хозяйственных построек, братских корпусов и т. д., но и на громкие пиар-акции, чрезмерно увлекаясь благоустройством территории, активными операциями на рынке недвижимости, торговлей изделиями из драгметаллов и т. д. и т. п., мало заботясь о «едином на потребу» — духовном просвещении своей паствы.
Книга часто рассматривается как источник дохода, а не как средство духовного и культурного просвещенияДаже сама книга, порой все-таки присутствующая в собственно церковной торговле, часто рассматривается лишь как дополнительный источник дохода, а не в своем основном качестве (то есть не как главное средство духовного и культурного просвещения). Есть множество храмов, в которых в лавках выставлены свечи, иконы и фарфоровые ангелочки, но нет Евангелия, Библии, Закона Божия. Еще есть храмы, в которых можно купить откровенно фашистскую литературу. Последних, к счастью, мало, но идеи, распространяемые от лица Церкви отдельными священнослужителями, прочно входят сознание сограждан, лишенных за десятилетия безбожия культуры Православия. В своих выступлениях почивший в Бозе Святейший Патриарх Алексий часто говорил о том, что священнослужителям нужно больше уделять внимания строительству душ, чем строительству стен. Но будут ли, на Ваш взгляд, реальные изменения в этой сфере? Как донести до людей, что Христос — это радость, а не злоба, любовь ко всему миру, а не ненависть, борьба со своим грехом, а не с собратом… Чтение Святого Писания, творений святых отцов, житий святых могут помочь священнослужителю в проповеди Слова Божия. Эти книги должны быть в каждом храме! Но сколько храмов категорически не желают их распространять, прикрываясь неправильно истолкованной цитатой из Евангелия о торгующих в храме.
В Москве есть только три крупных книжных магазина, которые фактически работают на всю страну, таким образом, пропорциональное соотношение церковного и светского книжного рынка выглядит еще хужеВ Определении Освященного Архиерейского Собора Русской Православной Церкви 24−29 июня 2008 года «О вопросах внутренней жизни и внешней деятельности Русской Православной Церкви» сказано: «Собор положительно оценивает состояние церковного издательского дела, появление тысяч новых книг, служащих духовному просвещению и назиданию народа Божия, развитию богословской и религиозно-общественной мысли, церковной науки и культуры». Действительно, радостно, что у нас — православных издателей — появилась возможность выпускать православные книги. Двадцать лет назад об этом никто не мог и мечтать. Но куда девать изданное? В Москве есть 3 православных магазина, в которых выставлено от 2 до 5,5 тысяч наименований книг. Не мало. Хотя в московских светских книжных магазинах представлено до 70 тысяч наименований. При этом все три церковных магазина являются и крупнейшими оптовиками и работают на всю страну, т. е. пропорциональное соотношение церковного и светского книжного рынка выглядит еще хуже. В России нет ни одного областного центра, включая Санкт-Петербург, в котором был бы православный магазин с ассортиментом более тысячи наименований. Большинство областных и районных центров вообще не имеют книжных магазинов, в храмах книги представлены в лучшем случае сотней устаревших изданий, а читающая публика посещает светские книжные магазины, где на полках с эзотерикой и черной магией можно найти и православные книги.
За один год в приход в среднем поступает всего 10 молитвословов, а со святоотеческой литературой дела обстоят еще хужеПравославные издательства не живут, а выживают. Самые большие из них (ИС РПЦ, Сретенский монастырь) в сотни раз уступают крупным светским издательствам по количеству и по качеству выпускаемой литературы. Но и такое количество книг не доходит до большинства приходов. Самые большие тиражи у молитвословов. Никто не ведет подсчет, сколько выходит книг в год. Допустим суммарно выпускается 300 тысяч молитвословов. Разделим это число на число зарегистрированных приходов — 28 000. Выходит, что на один приход за год поступает и продается 10 молитвословов! Это в среднем. Но есть где густо. Значит, во скольких храмах пусто? Со святоотеческой литературой дела обстоят еще хуже. Тираж 3−5 тысяч для творений святых отцов — хороший тираж, который издатель продаст за год. Все это для страны со 140-миллионным населением и миллионами людей, живущих в ближнем и дальнем зарубежье.
Практически в каждом храме можно найти издания, содержащие псевдоблагословение, которого сам архиерей не давал, а издателей в глаза не видел
«Собор полагает необходимым обязательное получение благословения епархиального Преосвященного на выпуск православных изданий, выходящих на территории его епархии, и ведение централизованного учета этих изданий на общецерковном уровне».
Такая мера крайне необходима. Практически в каждом храме можно найти издания, содержащие псевдоблагословение, которого сам архиерей не давал, а издателей в глаза не видел. Проверить наличие настоящего благословения негде, а в наше время еще и технически невозможно. Многие приходы и монастыри не имеют Интернета или по своим соображениям не пользуются им, а распространять специально изданные бюллетени дорого и малопродуктивно. Таким образом, проблема не будет иметь решения еще несколько лет. Некоторые священники предпочтут вообще отказаться от реализации православной литературы, если нужно будет где-то сверять правильность благословения.
Широкое распространение получили благословения всевозможных «старцев», «игуменов», «священников». Для малообразованных работников приходов эти благословения значат куда больше, чем благословение даже Патриарха.
Одним словом, наведение порядка в этой сфере крайне необходимо и требует большого внимания высшего руководства Церкви.
Светский бизнес начинает интересоваться православной литературой, но приходится признать факт крайне недобросовестного отношения этих издательств к подготовке православных книгНарастает количество светских издательств, выпускающих православную литературу. Во всех крупных светских издательствах созданы т.н. православные редакции. Это говорит не только о насыщении рынка разнообразной светской книжной продукции, но и о возрастающем интересе к православной книге. Светский бизнес начинает понимать, как нужно издавать православные книги и что наиболее востребовано в народной среде. К сожалению, приходится признать факт крайне недобросовестного отношения этих издательств к подготовке православных книг. Часто правда перепутывается с вымыслом, а православные молитвы с заклинаниями от снятия порчи. Но, учитывая низкий уровень культуры и малообразованность наших граждан, подобного рода продукция не только пользуется повышенным спросом, но и формирует рынок под себя так, что иной раз священнику приходится приложить много усилий, чтобы объяснить человеку, начитавшемуся подобного рода «Православных энциклопедий», что Церковь не снимает порчу…
Можно привести множество примеров чудовищной профанации.
К сожалению, у крупных светских издательств достаточно много ресурсов и возможностей, чтобы сформировать свой особый читательский «православный» мир, который будет крайне далек от истинного Православия.Нужно не забывать, что однажды Россия уже прошла по этому пути. До 1917 года практически не осталось монастырских или приходских издательств. Как правило, все существовавшие издательства только готовили рукопись к изданию, а собственно изданием и реализацией занимались светские книжники. При этом они же издавали большую часть наименований совершенно самостоятельно, точно так же формируя своего читателя и получая прибыль полностью. Так 97% православных календарей выходило в издательстве Сытина, тратившего немалые средства для борьбы с Правительством и Церковью, активно сотрудничавшего и финансировавшего РСДРП. Деньги, которые могли принадлежать Церкви, работали против нее и всего государства Российского. По всем признакам мы вступаем на тот же путь, по которому прошли наши деды и прадеды и который имел крайне тяжкие последствия для страны и его народа. Как известно, мир безграничной наживы, в котором нет места благородным идеям просвещения, можно победить только его же жестокими методами. Необходимо создать более мощную издательско-торговую структуру, которая должна стать эталоном для всех издательств и поднять уровень православной книги на высоту, достойную ее тысячелетней истории.
Все вышеизложенное побуждает сделать достаточно очевидный вывод о том, что отрасль ныне находится в состоянии кризиса, причем негатив имеет явную тенденцию к нарастанию.
Для его преодоления необходимы серьезные усилия как со стороны высшего священноначалия РПЦ, так и со стороны самих издателей. Необходимо осознать: если мы не пойдем на вполне посильные для каждого жертвы сейчас, впоследствии все мы и отрасль в целом можем оказаться в гораздо более тяжелом положении.