Русская линия
Фонд стратегической культуры Олег Слепынин28.05.2009 

Русский Собор. Запрягаем. Медленно

Первым Земским Собором называют Собор примирения, созванный молодым царём Иваном IV в 1549 году, 560 лет назад. Будущий Грозный царь искал путь выхода из тупиков своего времени.

В новейшей истории, с 1993 года, по благословению и при участии Церковного Священноначалия, в Москве проводятся Всемирные Русские Соборы (с 1995 года в названии появилось уточнение «Народный» и, соответственно, образовалась аббревиатура «ВРНС»). Современные Соборы возникли, вне сомнения, по инициативе «снизу» и были реакцией на процесс уничтожения исторической России, длящийся более века, разрыва её в 91-м году на части.

В приветствии Собору 1993 года Патриарх Московский и всея Руси Алексий II сформулировал стратегический смысл собрания, указав на роль Церкви: «Русская Православная Церковь была и будет оставаться силой, способствующей становлению национального духа России, созидающей её духовную культуру, заботящейся о её единстве и целостности как национально-государственного организма». Эти высокие слова вселяли надежду.

Вслед за Патриархом выступил тогда один из идеологов создания ВРНС, профессор В.Н.Ганичев (с 1994 года председатель Союза писателей России), он конкретизировал главные задачи Собора: проанализировать потери и обретения в важнейших сферах жизни, определить главнейшие цели и ценности русского национального бытия, заявить о понимании русскими своей роли в мировой истории, наметить пути укрепления единства русского народа, защиты прав и интересов соотечественников, установления на российской земле гражданского мира, межнационального и внутринационального согласия. У истоков Собора непосредственно, как идеолог, стоял нынешний Председатель ВРНС, тогда митрополит Смоленский и Калининградский, а ныне Патриарх Московский и всея Руси Кирилл.

В 1993 году владыка Кирилл отважно заявил о своей патриотической позиции, высказавшись на пресс-конференции по поводу одной шумной и нагло кощунственной антиправославной выставки в сахаровском музее, назвав её провокацией, которая «согласно российскому законодательству, должна быть квалифицирована как преступление». При этом будущий Патриарх напомнил журналистам (далеко не всем это понравилось), что 80% населения страны — этнические русские, большинство которых крещено в Православии, и заявил: «Нет ничего оскорбительного в утверждении, что Россия является государством русских православных людей, в котором живут также национальные и религиозные меньшинства».

Прошло много лет. 16. Случались годы, когда светские власти (и стремящиеся во власть) валом валили на Собор, на его трибуну, например, в канун выборов. Не раз, реагируя на Всемирный Русский Народный Собор, русофобствующая «либеральня» заходились в своих СМИ зубовным скрежетом. Ещё бы! Столько сил положено на разрушение русского сознания, а тут, вишь, критикуют: не по душе соборянам «европейские ценности» — пропаганда и поощрение однополой любви, самоубийств, безбожия, наркомании и пьянства, ненависти к грандиозной русской истории, русским святыням. Несколько раз Собор проходил на высшем государственном уровне — в нём принимал участие тогдашний Президент России В.В.Путин. На многих, если не на всех, Соборах присутствовали представители Украины, Белоруссии.

Темы Соборов все высоки, все актуальны, вот названия некоторых: «Через духовное обновление к национальному возрождению», «Накануне 2000-летия Христианства. Вера. Народ. Власть», «Россия: вера и цивилизация. Диалог эпох».. При взгляде на документы ВРНС можно заметить, что темы некоторых Соборных встреч (предшествовавших Соборам) более значительны, нежели темы самих Соборов, они словно б «сужались» под ударами огненного пресса. Было давление? Нет?… Деформации говорят, что было. Вот в 97-м году тема Соборной встречи — «Русская идея и национальная культура». А тема Собора «Здоровье нации: физическое и духовное». Конечно, тема важная. Но она фрагмент. Составная часть. Сузилось.

Кстати, и о здоровье. С момента I Собора к настоящему дню прошло 16 лет. Выросло поколение. И не выросло: общее население России, Украины, Белоруссии с 1993 года сократилось на 12 миллионов (статистика скорби: 210 — 198 = 12 мил. чел.) Притом ещё около двух миллионов абортов в год. Здоровья стало меньше. Обращает в документах на себя внимание и «заколдованная» белорусская тема. Прозвучало когда-то: «IV Всемирный Русский Народный Собор выражает свою единодушную и решительную поддержку делу воссоединения с братской Беларусью». Это 97-й год. А воз и ныне в кювете. О создании реальных механизмов для сближения с Украиной, кажется, никто всерьёз на Соборе пока и не говорил. Возникает впечатление, что в Москве мало кто что-либо понимает в тонкостях украинских дел. Этим пользуются удальцы вроде Г. Павловского, который косвенно спровоцировал «оранжевую революцию», бездарно (а, может, наоборот — умело и с умыслом) провалив предвыборную кампанию В. Януковича в 2004-м.

21−24 мая 2009 года в Москве проходили мероприятия Тринадцатого ВРНС. Тема: «Экология души и молодежь. Духовно-нравственные причины кризисов и пути их преодоления».

Ряд материалов ХIII Собора опубликован, желающие могут легко ознакомиться. О причинах кризиса высказались многие. Патриарх Московский и всея Руси Кирилл сказал: «Экономическая система, построенная только на стремлении к наживе, на равнодушии к судьбе человека, на пренебрежении к нравственным нормам — лишена устойчивости и может рухнуть в любой момент, погребая под своими обломками судьбы людей. Безнравственная экономика не эффективна и более того — нежизнеспособна, опасна. Не случайно в Своде нравственных принципов и правил в хозяйствовании, принятом Всемирным Русским Народным Собором, говорится: „Состояние экономики напрямую зависит от духовного, нравственного состояния личности“».

Темпераментный мэр Москвы Ю.М.Лужков причиной кризиса назвал несправедливое отношение США к остальному миру. О несправедливых обогащениях на более близких территориях речь вести он не стал. По-юродски (в высоком христианском значении этого слова) хлёстко-блистательно выступил на Соборе писатель Владимир Крупин. Слово его опубликовано в Интернете, от души рекомендую; не пожалеете. Здесь скажу, что он вернул ряду явлений истинное их наименование. «Перестройка — средство убивания России». А вот (мэру понравилась): «..рвутся к нам демонстрации существ, которые присваивают себе — гореть им в огне! — голубой небесный цвет, зовутся какими-то геями. А это гомосексуалисты, это педерасты..» И ещё — об очень высоком, о «самой главной войне — Христа с Велиаром, света с тьмой. Но это же главное счастье — быть воином Христовым..». В. Крупин заметил о прощании с Патриархом Алексием Вторым, о плачущем небе, круглосуточной молитвенной очереди: «Огромная тоска по хозяину русской земли..»

В 1613 году на Земском Соборе избирали царя — хозяина Земли Русской. Имя Михаила Фёдоровича отсутствовало в первом списке претендентов, позже оно появилось, но и вновь было до времени вычеркнуто. Интриги. Партии. Группировки. Это притом, что юный Михаил Фёдорович вовсе и не мечтал о троне. Матерь его, инокиня Марфа Ивановна, отвергнув в Ипатьевском монастыре грамоты, повторяла послам, находя всё новые и новые аргументы «нет!». Она не цену набивала, констатировала: «Московского государства многие люди, по грехом, в крестном целованье стали нестоятелны..» Да и то, уже целовали крест шестнадцатилетнему Фёдору Борисовичу, но удавили богатыря юного; потом Лжедмитрию присягали, Шуйскому и Тушинскому вору, и польскому королевичу Владиславу. Избрали Михаила, а многие и не смирились. Герой князь Пожарский хотел на трон иноземца. Уговаривали шесть часов. На всё соглашалось посольство. В этом был и страх вернуться в Москву ни с чем, но и тоска о хозяине Земли Русской. Уговорили. Целовали крест. Народ, видя уже край, сплотился вокруг юного Михаила Фёдоровича — и воскресла Русь! Тогда тоже долго запрягали. По сторонам глядели, принюхивались к веяниям с Запада.

http://www.fondsk.ru/article.php?id=2174


Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика