Литературная газета | Алексей Карташов | 20.05.2009 |
Не ожидал такого потрясения. Не ожидал, что так можно обходиться с русской историей, с её великими делателями, как обошлись с ними Андрей Эшпай в сериале «Иван Грозный» и руководство канала «Россия», выпустившее эту халтуру на голубой экран. Редкое сочетание убогого внутреннего содержания с выдающимся по убогости изобразительным рядом. Добро бы опыта не было у нашего кинематографа в воссоздании отечественной истории. Вспоминается в первую очередь великий фильм Сергея Эйзенштейна с Черкасовым, Кадочниковым, Названовым, Кузнецовым, Жаровым, Целиковской, Бирман, вспоминается замечательный фильм Сергея Герасимова о юности другого самодержца — Петра Великого. Но более всего — «Иван Васильевич меняет профессию». Но у Гайдая это комедия, а здесь — всё всерьёз, но временами смешнее, чем в булгаковской фантасмагории. Смешон в своей благостности митрополит в исполнении замечательного острохарактерного актёра Михаила Филиппова. Впрочем, упрекать хороших актёров, которых в сериале много, я не могу — в дурацкое положение они поставлены режиссёром. Также не к месту был смешон в предыдущей многосерийной драме Эшпая («Дети Арбата») маршал Жуков (совершенно не похожий на реального), когда беседовал с Сашей Панкратовым и всё-всё понимал про его героизм, выяснив, что он… с Арбата. Главное же впечатление от сериала о первом русском царе — бедность всего, от мыслей до декораций, действие как будто разворачивается не в Москве, не в Кремле, а в каком-то задрипанном селе. Таков масштаб первых серий этой, с позволения сказать, телеэпопеи и её мелкотравчатых героев.
Но вот беда, Андрей Эшпай не одинок: идущий параллельно на Первом канале сериал «Охота на Берию» (режиссёр — ведущий передачи «Человек и закон» Алексей Пиманов) хоть и выглядит побогаче, но как будто соревнуется с «Иваном Грозным» в халтурности и исторической несообразности. Нельзя так, господа, с отечественной историей! Стыдно!