Русская линия
Патриархия.RuПротоиерей Максим Козлов25.01.2006 

Новый старый праздник…

празднуется как государственный праздник, Святейший Патриарх Алексий возглавит служение Божественной Литургии в храме св. мц. Татианы при Московском государственном университете им. М.В. Ломоносова. На вопросы пресс-службы Московской Патриархии отвечает настоятель Домового храма МГУ — Патриаршего подворья протоиерей Максим Козлов.

— Отец Максим, для каждого храма богослужение Предстоятеля Церкви — это и огромная радость, предполагающая особую полноту праздника, и огромная ответственность…

— Это действительно так, потому что все мы готовимся к приезду Святейшего Патриарха как к экзамену, который должно сдать — от внешнего благоустройства до подготовки хоров. Но еще, конечно, Патриаршее богослужение — это и большое испытание совести. Всякий раз нужно вновь максимально честно и требовательно задать себе вопросы: все ли и так ли мы делаем, как должны делать.

Мы видим, сколько еще вокруг людей, проявляющих полную религиозную индеферентность, для которых духовные вопросы, казалось бы, вовсе не существуют.

— Прошло 11 лет со дня возрождения вашего храма. Путь, который был пройден, в общем-то новый. Наверное, многое из того, что относилось к дореволюционному статусу домового храма Московского университета, почти трудно связать с сегодняшним днем — и размеры университета, и количество верующих в нем совершенно иные…

— Нашей задачей в эти годы было двигаться по двум направлениям. Одно — не навредить, дать понять всем, что идея существования храма в государственном вузе легитимна. В начале 1990-х ректор МГУ Виктор Антонович Садовничий думал, что храм будет восстановлен как музейное здание, в которое раз в год будет приезжать Святейший Патриарх. Теперь Виктор Антонович нередко в своих выступлениях отмечает, как хорошо для университета, что есть живой действующий храм со своей общиной, как это полезно для нравственной атмосферы в МГУ.

Богослужения все эти годы мы старались совершать, конечно, по уставу, но при этом, как нас постоянно призывает Святейший Патриарх, с соблюдением московской богослужебной традиции. Впитываем все лучшее из практики тех храмов, которые в годы богоборчества не закрывались, учимся у тех священников, которые тогда несли череду своего служения. Обязательности посещения богослужений в МГУ нет и быть не может. И, слава Богу, что нет. Мы прекрасно понимаем, что всякое принуждение в вопросах веры рождает противоположный результат. Уделяем все эти годы внимание достойному церковному пению: даже случайно зашедший на богослужение человек должен получить представление о его красоте в Церкви.

У нас хорошие отношения с профкомом МГУ. Достаточно регулярно профкомы факультетов организуют экскурсии к нам. Мы стараемся их использовать прежде всего в миссионерских целях, чтобы не столько об архитектуре и эстетике храма рассказывать, сколько знакомить с миром Православной Церкви.

С другой стороны, мы, конечно, понимали, что нельзя ограничиться только богослужением. Хотя, вновь и вновь подчеркиваю, для любого прихода, любой общины богослужение — главное…

— Почти с самого начала помимо богослужения вы старались организовать возможность общения людей со священниками в небогослужебное время. Такое до сих пор не столь уж часто встречается в нашей Церкви…

— Все клирики нашего храма очень заняты и где-то еще трудятся — или в Патриархии, или в «Православной энциклопедии», или преподают… Но мы ввели за правило: у каждого священника должен быть дежурный присутственный день, когда он находится в храме для того, чтобы общаться с людьми, отвечать на их вопросы.

Наши прихожане знают: придешь в храм — священник всегда есть, и с ним можно поговорить. Это за годы, прошедшие с момента возобновления здесь богослужебной жизни, принесло много добрых плодов.

— Наверное, возникли и некие начинания, которые естественно вырастали из жизни прихода?

— Конечно. Так или иначе, эти годы издается наша газета «Татьянин день. Со временем эта деятельность расширилась: мы создали сайт, где есть раздел истории храма, постоянно обновляемый раздел «вопросы-ответы». Есть и детский раздел с детским катехизисом и игрой, позволяющей познакомиться с устройством храма.

Затем мы открыли и наше небольшое издательство. К этому Татьяниному дню должен выйти последний крупный неизданный труд священника Павла Флоренского — «Священные переименования».

Новое направление — это медиа-книги. Начинали с церковной музыки. А теперь выпустили первую медиа-книгу «Вифлеемская звезда», в которой собраны различные материалы, связанные с праздником Рождества Христова: и аудио-, и видео-, и текстовые, и даже мультфильм…

— Еще одно направление Вашей приходской деятельности — образование. Расскажите, пожалуйста, об этом.

— Мы испытали разные типы устройства воскресных школ и постепенно пришли к той модели, которую сейчас называем школой духовного пения. Оказалось, что для продуктивного становления воскресной школы нужна некоторая профессиональная основа. Тогда и Закон Божий, и церковные предметы выстраиваются в логической последовательности. Становится понятным, зачем человек учится.

У нас в школе духовного пения обучается более 90 человек. Набираем по двум потокам: или очень маленьких детей — 5−6 лет, — или молодежь студенческого возраста. Детки проходят полную программу, а старшие — ускоренную. Вместе с этим они изучают и основы православной веры, устав и другие церковные предметы.

— В юные годы формируется духовный мир человека, система его взглядов. В том числе и на семью. Помню, как вы не без гордости говорили на встрече с управляющим делами Московской Патриархии, митрополитом Климентом, что у Вас есть совсем молодые прихожанки, у которых по двое-трое детей…

— Теперь уже есть пример, когда в семье четверо детей…

— Но ведь непросто в наше время и учиться, и иметь семьи, заботиться о детях. Наверное, Вы совместно с ректоратом и профкомом МГУ общими усилиями пытаетесь помочь таким людям?

— Постоянно что-то делаем совместно. Ну и, конечно, у нас в общине есть система взаимопомощи.

Для молодых семей всякая помощь важна. Есть у нас и бесплатная юридическая служба. Она функционирует уже два года. Ее возглавляет наш прихожанин, доцент юридического факультета. И многие студенты юрфака, даже невоцерковленные, с энтузиазмом относятся к такому начинанию, по три раза в неделю дают бесплатные консультации. Кстати, ими пользуются весьма большое количество людей не только из университета, но и из социально-незащищенных слоев населения.

— В свое время наш замечательный православный прозаик Борис Зайцев написал очерк о том, почему мученица Татиана, принявшая страдания в далеком Риме на заре христианской веры, стала особо почитаемой русской святой. Подобная неисповедимость исторических судеб святости может показаться удивительной, ведь, скажем, многие «кумиры» совсем недавнего прошлого просто исчезли, забылись…

— Думаю, секрета тут нет. А есть естественная тяга русского человека к настоящему. Сейчас столько суррогатов и подделок… Поэтому этот образ сверстницы — совершенно актуальный для современного молодого человека. Св. Татиана сумела не разменять жизнь на пустую болтовню. Когда потребовалось, она сумела то, во что верила и в чем была убеждена, исповедать не только жизнью, но и смертью. На таких образах и нужно воспитывать нашу молодежь. Показывать им не ложные образцы для подражания, не псевдоисторических или фантазийных медиа-героев, а таких настоящих святых — от мучеников древности до наших современников — новомучеников XX века. Если мы обратимся к их совокупному опыту, у нас есть надежда на спасение в наступившем XXI столетии.

Беседу вел Николай Головкин

http://www.patriarchia.ru/db/text/78 688.html


Rambler's Top100 Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru