Православие и современность | 19.05.2009 |
Если ты будешь внимателен, то заметишь, что Христос сначала молится Отцу, а потом приступает к чудотворению.
Если человек хочет спастись — он должен все время подвизаться. И первая его задача — это победить самого себя. Сам человек, в своем собственном коварстве — главный враг самому себе. И это потому, что не слушает другого, а слушает только то, что говорит ему помысл. И это в то время, как мы имеем столько святых отцов, чтобы, читая их творения, подражать им. Но очень часто господствует наше собственное «я». Когда человек победит самого себя — он наибольший великомученик и победоносец перед Богом.
А крест — он всегда присутствует. Почему? Потому что Глава наш взошел на Крест — и мы взойдем. Но, с одной стороны, Крест сладок и легок, а с другой — он горек и тяжел. Но и это от нас зависит. Если возьмешь с любовью крест Христов, он будет легок, как губка или пробка, а если как-то иначе, тогда он станет тяжел и неподъемен.
Поэтому я и говорю: где бы ни находился человек, пусть не теряет надежды, не унывает, не смущается. Господь знает и по известным Ему причинам испытывает тебя. Можешь выдержать эту скорбь? Могу. Получишь дар взамен. Не можешь? — И то, что имел, отниму от тебя. Мне не нужны трусливые люди, как те, которых послал Моисей разведчиками: Видели сынов гигантов, и перед ними мы как саранча (ср.: Числ. 13, 34). Так? Да, но кто говорит это? Кто говорит? Не скорый на послушание говорит: Лев при дороге и убийцы на площадях (ср.: Притч. 26, 13). Трусливый человек ничего не стоит, тогда как храбрый всегда выходит победителем. Понял?
Нигде Священное Писание не предписывает оправдываться. Святые не только не оправдывались, но и добровольно страдали за других.
Будь терпелив, борясь со своими страстями. Но будь терпелив и к моим. Так станешь святым.
Лучшая молитва та, которая только что родилась у тебя. Хочешь прочитать правило ко Причащению, чтобы причаститься? Недостаточно. «От скверных устен, от мезкаго сердца..», — читаем, но ничего не понимаем, что говорим. Ты сам найди молитву. Тогда поймешь, что ты хочешь сказать Богу. В этом кроется огромная сила, огромная!
Человек, когда молится Богу, как бы впитывает в себя свойства Божии. Бог, скажем, добр, не гневается, долготерпит. И к тебе после молитвы приходит долготерпение. И если этот или другой кто тебе навредит — не страшно, неважно это, потому что благодать тебя одаривает и впоследствии соделает непрерывно молящимся. Да, получил этот дар, молясь Богу, — получил и свойства Самого Бога.
Иной раз нас Господь испытывает, чтобы пробудить от спячки. Посылает тебе какое-нибудь искушение. Господь хочет тебя разбудить: «Не спи, не спи, твори молитву!».
Когда Господь посещает нашу душу, Он желает найти ее в молитве. Да не будет душа наша и разум наш в парении! Это печалит Бога. Можем мы целый день держать себя во внимании? Это нам поможет.
Милость Божия огромна. Старец Иосиф нам говорил, что не только с помощью Божественной литургии, но и молитвой можно вызволить душу из ада.
Молился старец Иосиф длительное время за одну душу. В конце концов, как он нам сказал, было ему видение, в котором эта душа призналась: «Великий день для меня сегодня — иду в новый свой дом». Так он получил извещение, что эта душа спаслась.
Святые отцы знают, что говорят, знают. Открываются очи души. Поэтому будем читать отеческие книги и Божественное Писание. Нет свободного времени? Хотя бы полчаса каждый день читай. То очищение, просвещение, которое получишь, читая Божественное Писание, будет тебя поддерживать весь день и ночь.
Я всего лишь гимназию закончил, больше нигде не учился. Записал имена всех своих соучеников, учителей, преподавателей, начиная с первого класса школы до последнего класса гимназии. Когда их поминаю, то большую радость получаю. А это потому, что поминаю тех, кто трудился, чтобы сделать меня хорошим человеком.
Сейчас уже год, как я не служу литургию, потому что не слышу и не вижу, а все же хочется поминать эти имена и потихоньку-потихоньку их вспоминаю, и эти люди получают пользу. Поэтому, чадо мое, хочешь спасти свою душу за просто так? Как можно больше имен поминай!
Не сужу тебя за то, что совершил много серьезных грехов: нет, ты человек, как и все. Но сужу тебя за то, что не исповедуешься. Пал? Иди к духовнику. Снова упал? К духовнику, все к духовнику. И преподобная Мария Египетская начала с исповеди.
Авва Памво, когда еще был в миру, ходил с друзьями воровать сики (инжир) из соседнего сада: как-то заметил их сторож — бросились они бежать. У Памвы из платка, где были завязаны сики, выпала одна и, чтобы она не пропала даром, схватил он ее и съел. Вот и говорит авва Памво: «Когда вспоминаю эту сику, сижу и плачу..»
Так и я, когда вспоминаю непослушание, которое оказал старцу Иосифу, аки другий апостол Петр, сижу и плачу. Зачем я ослушался? А мог бы обогатиться.
Если тебя обличает совесть, то пойди и попроси прощения: «Брат, прошу тебя простить меня, согрешил». Это исправит твою ошибку. Следи за своей совестью, все мы, люди, друг перед другом виноваты: или что-то сказал тебе не так, или не исполнил того, что ты мне сказал. Поэтому совесть нас и обличает. Внимай этому, смиряйся и проси прощения у брата своего или старца.
Не могу удержать себя, поэтому и говорю об этом. Как тот муравей, который, когда находит пищу, бежит и рассказывает всему муравейнику, и все приходят за пропитанием. Святой Златоуст говорит: «Телец упитан, трапеза полна. Никто не уйдет голодным» (Слово на Пасху Господню). Так и я — не могу удержаться. Приходите и вы насытиться тем, что я нашел, — здесь сокровище!
Когда приближаешься к человеку духовному, то обогащаешься, приобретаешь.
На днях читали на вечерне Преображения — там, где Бог говорит к пророку Илии. Вначале был «ветер, раздирающий горы и сокрушающий скалы. и не был там Бог». Затем «как в землетрясении, и не был Бог в землетрясении». И затем «огнь. И не в огне был Бог, а в дыхании тонком, там был Бог» (Ср.: 3 Цар. 19, 11−12). В дыхании тонком, которое, если Богу угодно, лишь ночью человек может ощутить. Днем трудно человеку воспринять это, потому что имеет много помыслов. А ночью это возможно.
Множество раз в церкви, в алтаре, я чувствовал присутствие Бога. Он извещает тебя. Многократно у старца Иосифа я не знал: я ли служу или Старец? Вся церковь была погружена в некую духовную сладость, как в мед: Старец служил, а я ощущал присутствие благодати.
У одной игуменьи (не буду называть ее имени) был рак. Операции — одна, другая, а она молится, и вот увидела на престоле Пресвятую Деву.
«Проходите, преподобные», — говорит Пресвятая. Все преподобные прошли пред Ней, как на параде. «Проходите, великомученики».
Игуменья присутствовала при этом, и наконец пошла и она. Сделала поклон, поцеловала ручку Пресвятой (рука у Нее была, как бархатная). А Пресвятая и говорит ей: «Терпение, терпение, терпение». И здесь проснулась игуменья.
Что это значит? Если хочешь быть учеником или ученицей Христа, то обязательно взойдешь на крест.
Избавления от страданий ни один святой не просил у Бога. А просили все о даровании терпения. Если ты терпелив, то получишь и малую награду свою. А если не потерпишь, то ничего не заработаешь, никакой награды.
Вместе с Иисусовой молитвой приходят и слезы, и хотя в малой степени, но все-таки зависит и от тебя, как обрести этот дар слез.
Поверьте мне, что слезы есть в некотором роде привычка. Если привыкнешь плакать, то и на следующий день плачешь, и далее, и дойдешь до того, что скажешь: «Почему плачу? Сам не пойму». Так-то.
Но, знаешь ли, какая со слезами происходит чистка внутри? Как ты стираешь майку свою, платок с мылом, так же действуют и слезы в молитве. Внутри тебя все очищается, очищается, очищается, и за первыми слезами приходят и другие.
От первых слез у вас заболит голова, потому что эти слезы — очистительные, все очищают внутри.
Затем приходят другие слезы — преображающие. Они и лицо ваше соделают красивым, преобразят его. Твоего ближнего, собрата твоего будешь видеть прекрасным, в духовном смысле, — вот что я имею в виду.
Есть еще и такие слезы, которые зависят от нашего подвига — от нашей ревности, от теплоты сердечной.
Молятся старец с послушником: «Восставше от сна, припадаем Ти, Блаже, и ангельскую песнь вопием Ти, Сильне: Свят, Свят, Свят..» и так далее.
«Ква-а, ква-а, ква-а», — квакают снаружи лягушки.
— Ну-ка, — говорит старец послушнику, — сходи к лягушкам и скажи: «Старец сказал, чтобы вы замолчали, потому что мы хотим вычитать службу».
— Благословите, батюшка, — он был настоящим послушником.
Видишь, не сказал: «Ты что, батюшка, пойду с лягушками разговаривать!». Нет. Послушание!
— Вот что, лягушки, старец сказал, чтобы вы сейчас же прекратили квакать, потому что мы хотим вычитать службу.
Тогда в ответ одна лягушка и говорит:
— Скажи старцу, что мы уже заканчиваем славословить Бога и скоро пойдем отдыхать.
И лягушки славословят Бога! Вся природа, можно сказать, песнословит, восхваляет Бога и, в зависимости от нашей чистоты, слышим и мы это мистическое славословие, которое даже камни совершают. «Огнь, град, снег, дух бурен…» (Пс. 148, 8), холмы и горы, деревья и рыбы — все славословит Бога! Но так как мы помрачили разум души нашей, мало мы это разумеем, мало.
Чем больше очищаешь себя, тем больше получаешь просвещения и понимаешь, что никакая тварь Божия не остается праздной, но все славословят Бога: и муха, и комар, и вол, и мул. Когда очистишь душу свою, тогда услышишь это тайное славословие Бога — в той мере, насколько очистишься. Услышишь и скажешь: «Несчастный человече, ты один не славословишь Бога!».
http://www.eparhia-saratov.ru/index.php?option=com_content&task=view&id=6585&Itemid=3