Русский дом | Александр Крутов | 19.05.2009 |
Имя Александра Крутова известно не только в России, но и далеко за ее пределами. Он депутат Государственной Думы Российской Федерации IV созыва, президент Международного фонда славянской письменности и культуры и сопредседатель Собора славянских народов Беларуси, России, Украины.
Телевизионные передачи Крутова и журнал «Русский дом», главным редактором которого он является, выделяются из бурного информационного потока высокой нравственностью.
С Крутовым мы встретились на III Соборе славянских народов Беларуси, России, Украины, который проходил недавно в Киеве.
Триединый народ
— Есть понятие «точка невозврата», — говорит Крутов. — Во взаимоотношениях Украины, России и Белоруссии мы, по-моему, сейчас как раз находимся именно в этой критической точке или близки к ней. Потому что в этих республиках вся идеология властной политической системы направлена на создание новых наций: россиян, украинцев, белорусов. Мы забыли о главном — о том, что 1020 лет назад Русь обрела православную веру, на основе которой появился триединый русский народ. Триединый народ создал огромное государство и освоил огромные пространства Евразии. И что бы ни говорили скептики, триединый народ — это не устаревшее понятие, а объективная реальность. Это — социокультурное явление с 1000-летней историей. Это — суперэтнос, существующий в геополитическом пространстве, которое сегодня искусственно разорвано. И, главное, он составляет основу восточнославянской православной цивилизации, которая выпестована многовековым опытом бытия славянских народов на сопредельных территориях, имеющих общий языковой корень и православную веру.
Кризис
Эта цивилизация смогла пережить не один кризис в истории человечества. Что же до нынешнего кризиса, то выйти из него можно лишь с принципиально другой системой и управления и потребления. Однако фундаментальность идущих процессов все еще не осознается. Руководители государств находятся в состоянии плохо скрываемой растерянности перед лицом растущего количества проблем, их остроты и неотложности, для решения которых нет не только проекта — нет идеи, нет метода решения. Они — в растерянности как по отношению к внешней, так и к внутренней политике. Принимаемые решения основываются исключительно на текущих интересах. Население отчетливо осознает несостоятельность действующих общественных форм и руководителей из-за отсутствия альтернатив. Повседневность становится все более напряженной. Население находится в состоянии тревоги и опасений. Мещанство становится образом жизни.
Идеологический разброд, деградация нравственности, паразитизм как ценность, повсеместно расширяются. Уроки исторического развития не извлекаются. Использование чужого опыта превращается в некритическое заимствование. Уровень жизни населения — ниже уровня, способного обеспечить производительные силы.
О причинах и характере разразившегося кризиса существует множество мнений: от вины биржевых игроков до сознательных действий тайных международных групп. Говорят также, что все зло — от Америки, государства, абсолютизировавшего потребление, приведшее в состояние агонии весь мир, который вряд ли выйдет из нее.
Что делать?
— Не случится ли так, что принимаемые антикризисные меры обострят проблемы и вызовут последствия, перед которыми побледнеет развертывающийся кризис?
— Если постараться выделить проблемы, вызвавшие кризис, то нужно признать, что это кризис ценностей, социальных групп, лиц, обществ и человечества в целом. В современном мире господство этих ценностей стало разрушительным. Модель человека, созданного на западных ценностях, терпит кризис духа и кризис души. Она еще может быть генератором новых технологий и научных открытий, но, по всей видимости, исчерпала свои возможности по предложению существования человека.
— Что же нас ждет?
— Если представить, что будущее являет собой безмерное богатство немногих при нищете масс, то получится одна оценка текущего развития. Если же предполагать, что вселенской ценностью является каждый человек, личное богатство которого в социальном положении не играет роли, то получится другая квалификация.
В первом случае мы наблюдаем завершающие шаги деградации человечества. Во втором — осознание человечеством своей миссии — устроить земную жизнь по Божьему замыслу. В этом случае православная идея получает шанс быть востребованной как мировоззренческая ценностная основа для творческого созидания обновленного мира.
— То есть нужно ответить на главный вопрос: что есть человек — царь природы или творение Божье?
— Да. Если творение, то в этих условиях православная идея восточнославянской цивилизации может проявить себя как главное звено, ухватившись за которое можно вытянуть мир из кризиса. Наши представления о высшей правде и всечеловечности, справедливости могут стать актуальным ресурсом в новом миростроительном проекте. Трудно не согласиться со словами, что настал момент, когда миру нужны личности и народы, способные на творчество и жертву, а не только на эквивалентный финансовый обмен. Работать над укреплением нашей самобытности, ценности и осмысливать их — это наша социально-философская задача. Сегодня, к сожалению, преобладают центробежные процессы. Они обусловлены логикой развития политических процессов на территории ядра Русского мира и качеством политических элит, исповедующих принципиально неприемлемую для Русского мира либеральную идеологию, при которой ценности становятся «эластичными», когда речь заходит о власти и прибыли.
Мы теряем нить, связь времен, отрываем прошлое от настоящего и будущего, обессмысливаем всю нашу более чем тысячелетнюю историю. Ведь если в истории нет смысла, то какое нам дело до свершений и подвигов предков? Да и есть ли смысл в собственной жизни? Мы кое-как прожили, и потомки наши как-нибудь проживут. Но предки наши рассуждали совсем по-другому. Ведь неслучайно великий князь Киевский Владимир Мономах составил знаменитое Поучение, обращенное к детям и иным, кто прочтет. Главная идея этого поручения — забота о единстве Русской земли, сохранение духовного, политического и военного единства.
Людмила ГОРДЕЕВА