Русская линия
Православие.Ru Дарья Огранович18.05.2009 

Диалог времен

В Москве, в Фонде народных художественных промыслов Российской Федерации (Леонтьевский пер., 7), открылась выставка «Диалог времен», посвященная 30-летию Суздальского художественно-реставрационного училища.

Слово «реставрация» в переводе с латинского языка означает «восстановление, возрождение». Сейчас мы чаще всего употребляем это слово применительно к памятникам культуры и искусства: старинным храмам, домам, книгам, иконам, картинам, скульптурам, мебели, предметам ювелирного искусства.

Существует два вида реставрации памятников культуры и искусства: консервация и реконструкция. Консервация приостанавливает процесс разрушения памятника, укрепляет его и поддерживает в дошедшем до наших дней виде. Реконструкция воссоздает памятники прошлого по сохранившимся остаткам, изображениям и описаниям.

Основной принцип современной реставрации — неприкосновенность и сохранность авторского произведения. А для этого необходимо знание истории искусства, археологии, химии, языкознания и многих других смежных наук. Именно таких специалистов, способных работать в любой области реставрации памятников культуры и искусства, готовит Суздальское училище, которое является уникальным в своем роде. За учебный год учащиеся Суздальского училища реставрируют около 100 музейных экспонатов.

Сохраняя и восстанавливая произведения искусства, студенты учатся на работах мастеров прошлого, изучают, копируют их, а набравшись опыта, создают и свои авторские работы.

На выставке «Диалог времен» представлены работы учащихся, преподавателей и выпускников училища, многие из которых работают в ведущих музеях и реставрационных мастерских по всей стране: в Москве, Санкт-Петербурге, в Великом Новгороде, Ростове Великом, Владимире и многих других городах.

Например, в Москве суздальские мастера работают в восьми музеях и в Реставрационном центр имени академика И.Э. Грабаря.

Сегодня в училище действуют семь отделений: реставрация станковой живописи, графики и книги, деревянной полихромной скульптуры и мебели, реставрация текстиля, скульптуры из камня, архитектурного металла, реставрация музейного металла.

Суздальские мастера привезли на выставку иконы, церковную утварь, старинные головные уборы, предметы декоративно-прикладного искусства XVIII — начала XX веков.

На открытии выставки присутствовал священник Александр Егоров — член Союза художников России, преподаватель Российского православного института апостола Иоанна Богослова. Отец Александр высоко оценил мастерство суздальских реставраторов и рассказал о некоторых особенностях и принципах этого увлекательного, ответственного, требующего больших знаний и усидчивости дела.

По словам отца Александра, реставрация бывает «салонная» и «музейная». После «салонной» реставрации невозможно отличить авторское письмо, например, на иконе от письма реставратора. «Музейная», или научная, реставрация предполагает различие по цветовому тону оригинальной и воссозданной части произведения. Такая реставрация не мешает восприятию предмета, при этом сразу можно отличить старое от нового. Такой вид реставрации используют и в архитектуре: одновременно видна старая и новая кладка.

Часто старые мастера землю и камни для изготовления красок брали в определенных местах, поэтому при реставрации красочного слоя трудно попасть в тон палитры иконы. Реставратор под микроскопом изучает состав всех минералов, делает экспертизу. Если это возможно, минералы для изготовления недостающих красок берутся из той же местности, где была написана икона. Если, например, реставрируют икону из Ярославля, где для красок использовались в основном местные минералы, то реставратору следует ехать в район Толгского монастыря и искать подходящие породы камней там. Некоторые краски были привозными. Например, лазурит привозили из Индии, Афганистана, а также с Кипра. Привозные краски были дороги и ценились наравне с золотом. Их берегли в основном для написания икон, а для росписи стен храмов использовали местные минералы.

Из представленных на выставке работ интерес вызывают экспонаты из фондов Мстерского художественного музея, отреставрированные студентами Суздальского училища. В центре экспозиции — деревянная глава Иоанна Предтечи XVIII века. Эту работу выполнило отделение реставрации деревянной полихромной скульптуры училища. Реставрация главы Иоанна Предтечи проходила в 2002 году в течение шести месяцев.

Полихромная скульптура — деревянная фигура, имеющая красочный слой. Это в основном кресты, скульптурные изображения святых, например Николы Можайского. Полихромную скульптуру реставрировать труднее, чем картины и иконы.

Студенты Суздальского училища не только помогают сохранить и восстановить наследие прошлого, но и создают свои собственные произведения искусства. Они изучают технологии старых мастеров и копируют их в своих работах.

Интересны работы, выполненные в технике скани. Скань (от др.-рус. «скать» — «свивать»), — вид ювелирной техники. Это ажурный или напаянный на металлический фон узор из тонкой золотой, серебряной или медной проволоки, гладкой или свитой в веревочки.

На выставке представлены выполненные в этой технике чаша для причастия, ажурные лампады, прекрасные шкатулки. Техника скани требует усердия и немалого художественного мастерства. Все замысловатые узоры изделий сначала существуют в виде рисунка. Каждый фрагмент изделия изготовляется отдельно из стальной проволоки, потом элементы спаиваются и наклеиваются на картон. В конце работы все изделие покрывается серебром.

Одной из самых сложных является реставрация древних церковных книг. Вниманию посетителей представлены работы отделения реставрации графики и книги. Большой интерес вызывает старообрядческая «Книга, глаголемая Златоуст» (1807).

Также на выставке представлены отреставрированные предметы священнического облачения и старинные женские головные уборы, которые поражают тончайшей вышивкой и позволяют познакомиться с историей народного костюма XVII—XIX вв.еков.

Выставка открыта до 3 июня 2009 года.

http://www.pravoslavie.ru/jurnal/30 409.htm


Rambler's Top100 Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru