Русский дом | Сергей Чибисов | 18.05.2009 |
О фильме наместника Сретенского монастыря архимандрита Тихона (Шевкунова) «Гибель Империи. Византийский урок» написано немало. Исторические параллели автора заставляют задуматься не только историков, политиков, философов, но и экономистов, транспортников, таможенников…
Рассуждение о грузовом транзите, безответственности чиновников и исторических судьбах империй…
Дело в том, что одним из главных финансовых ресурсов Византии была не нефть, как сейчас в России, и не газ, а таможенные поступления от грандиозной международной торговли на Босфоре и Дарданеллах. Византийцы, которые ранее всегда принципиально полагались только на свои силы и в управлении страной, и в хозяйственных вопросах, в какой-то момент решили, что торговлю разумнее предоставить зарубежным «друзьям», более предприимчивым и готовым взять на себя все расходы по организации транспортных потоков. «Таким образом, Византия допустила роковую ошибку, которая, в конце концов, погубила её экономику. Империя потеряла контроль над финансами, она больше уже не могла контролировать процесс оттока капитала на Запад в развивающуюся Европу», — говорит автор фильма архимандрит Тихон.
Вывод, подкреплённый историческим опытом, суров: прямая или косвенная передача государством транспортных систем в руки иностранцев заканчивается для него не только потерей контроля над собственной национальной экономикой, но и утратой суверенитета. У данной аксиомы есть своё богословское обоснование: нельзя пренебрегать Божиим даром — иначе он отнимется. Территория, которую населяет тот или иной народ — это, безспорно, дар свыше. Чем больше духовно-нравственный потенциал народа и его готовность быть проводником Божиего Промысла на Земле, тем больший удел он получает.
Не будем забывать, что Византия, как и Россия, заняла своё геополитическое положение, в первую очередь, благодаря исповеданию христианства, обретённого кровью мучеников, ратными подвигами воинов, трудами святых отцов. Небрежное отношение к своей земле, неиспользование её территориальных ресурсов сродни кощунству: предаются забвению одновременно и труды предков, и Божественное предназначение, а, кроме того, обкрадываются грядущие и ныне живущие на ней поколения людей. Помнят ли об этом наши чиновники из Минтранса, православные Президент и премьер?..
Вне всяких сомнений, Россию Господь наградил щедро. У нас есть всё необходимое для достойной и стабильной жизни: газ, нефть, леса, плодородные почвы, а также уникальное территориальное положение, позволяющее быть связующим транспортным звеном между Европой и Азией. Наш государственный герб — двуглавый орёл — красноречиво напоминает нам и о том, что Россия — страна грузового транзита, обеспечив который, мы можем получать свою долю прибыли от международной торговли. Транзит — наше национальное достояние.
Увы, с дорогами, таможней и чиновниками нам как-то не повезло…
Сегодня потоки грузов из динамично развивающегося (в докризисный период) Восточноазиатского региона в Европу и в обратном направлении проходят через соседствующие с Россией государства. И это несмотря на то, что именно через Россию пролегают-кратчайшие воздушные и сухопутные маршруты.
Дело доходит до полного абсурда: китайский ширпотреб доставляется авиатранспортом в Европу, а потом грузовиками его везут в Москву и далее. Понятно, что конечная стоимость товара от такого способа доставки возрастает в разы; отечественные перевозчики лишаются законной прибыли.
Из-за несовершенства нашего законодательства российские экспедиторы и перевозчики не имеют возможности доставлять грузы в Европу. Мы не можем отправить автотранспортом грузы, находящиеся на складах терминалов аэропортов, оформленные в таможенном отношении для вывоза с территории России. Это приводит к тому, что трансфертные авиационные потоки минуют нашу страну.
Запрет перевозок через российские аэропорты играет на руку зарубежным экспедиторам и перевозчикам. За годы его действия, только аэропортовый комплекс Франкфурта удвоил свой грузооборот до двух млн тонн в год. Похожая ситуация в Мюнхене, Брюсселе, Берлине, Кёльне, Амстердаме, Хельсинки… Перечень можно продолжать и продолжать. Для сравнения: самые передовые российские порты не могут добраться и до 100 тыс. тонн гру¬а в год. Следует отметить, что в Европу перевозку российских грузов организуют, главным образом, не российские экспедиторы, а европейские и транснациональные транспортно-экспедиторские компании, в лучшем случае нанимая российских перевозчиков как дешёвую альтернативу.
Результат очевиден: отечественные предприятия, а, соответственно, и бюджет страны ежегодно теряют миллиарды долларов, на которые могли бы быть построены больницы, школы, университеты, повышены социальные выплаты инвалидам, пенсионерам и матерям-одиночкам. Нежелание чиновников из Минтранса и Федеральной таможенной службы решать проблему грузового транзита в интересах отечественных компаний заставляет спросить: что это — великая глупость, или осознанная политика? И параллель с историей Византии прослеживается здесь довольно отчётливо: Россия отдаёт свой транспортный бизнес более предприимчивым и богатым иностранцам.
На протяжении более 15 лет Министерство транспорта и Федеральная таможенная служба не могут принять закон «О транзите грузов через территорию РФ», который запретил бы таможенникам проводить досмотр транзитных грузов — это процедура совершенно ненужная. Зачем тратить время на досмотр груза, следующего из Китая в Европу, если европейцы об этом нас не просят? До сих пор не выполнены соглашения ИКАО (Международной организации гражданской авиации) об упрощении таможенных формальностей. Не утверждены международные стандарты предварительного электронного таможенного оформления грузовых перевозк, способствующие снижению уровня коррупции, сокращению времени «очистки» груза, росту эффективности международных перевозок и внешнеэкономической деятельности. Чем 15 лет занимались межведомственные комитеты Минтранса — неизвестно. Согласитесь, срок немалый…
Впрочем, представители транспортной отрасли уже давно не ждут от Минтранса и ФТС позитивных решений, считая деятельность создаваемых ими комиссий, их обещания — профанацией. Ответственные представители этих госведомств регулярно срывают обсуждение важнейших вопросов… Результат — межведомственные взаимонепонимание и некомпетентность. Решение стратегически важных для экономики страны вопросов откладывается на неопределённое время.
Но и это ещё не всё. Возникла идея перенесения пунктов таможенного досмотра грузов из центральных областей на окраины государства под якобы благовидным предлогом борьбы с контрабандой и разгрузки городов от большегрузного транспорта.
Инициаторы данного проекта не скрывают, что реализация их планов потребует от государства колоссальных бюджетных затрат: перенесение всей инфраструктуры таможенных пунктов, включая склады временного хранения грузов, строительство автодорог и т. д. При этом нерешённым остаётся главный вопрос: как заставить высококвалифицированных специалистов из города переселиться в необустроенные приграничные посёлки? Что делать с уже существующей инфраструктурой, оборудованной новейшими информационными и техническими решениями? Но самое главное — совершенно непонятен смысл столь грандиозных преобразований. Ведь поток контрабанды в условиях реструктуризации и вдали от городов лишь возрастёт; избавиться от пробок тоже не получится, т.к. до магазинов товары своими ногами не пойдут, их повезут теми же самыми грузовиками…
Не хотелось бы сейчас говорить о коррупции, растаскивании бюджетных средств и «крышевании» высокими чиновниками дружественных им коммерческих структур — все эти явления слишком хорошо известны. Цель данной статьи — в попытке осознать тот роковой путь, который ведёт Россию в пропасть исторического небытия. История Византии служит тому наглядным примером.