Фонд стратегической культуры | Александр Прокофьев | 18.05.2009 |
У Александра Сергеевича не такой «красивый» в числовом выражении возраст, как у Николая Васильевича, но ведь не только по поводу «крупных» юбилеев нам следует вспоминать тех, кому мы обязаны мировой славой русской культуры. Тем более что сегодня «наше всё» стал поневоле индикатором проблемы, которая в прямом смысле слова является и культурной, и стратегической. Эта проблема — нелюбовь к творчеству Пушкина. Именно нелюбовь, неприязнь, а не равнодушие, всегда встречающееся у людей, не обезображенных следами интеллекта или с детства тяготящихся чтением.
Среди тех, кто ценят поэзию, прозу, тоже всегда было немало людей, не питавших тёплых чувств к творениям Александра Сергеевича. Отрицали огромное значение Пушкина для России и нигилисты, и футуристы, и приверженцы каких-то ещё маргинально-экзотических течений. Впрочем, в их сторону особенно кивать не стоит. И российские нигилисты второй половины XIX-го, и футуристы начала ХХ века — движения молодёжные. Молодые же, как известно, часто склонны жить чужим умом, делать подхваченные по случаю идеи своими. Вообще-то в старой России сложившуюся неприязнь к Александру Сергеевичу питало не так много людей, как об этом заявляли.
Сегодня ситуация иная. Сегодня множество людей и среднего возраста, и молодых, не объединённых ничем, кроме интереса к литературе, не находят в своём читательском сердце любви к А.С. Пушкину.
Почему так? Наверное, причин много (например: замучили Пушкиным в школе), но нам в этом отторжении Пушкина нынешними русскими (или уже НЕрусскими?) хотелось бы выделить причину, одинаково имеющую отношение и к культуре, и к политике, и, собственно, к молодёжи.
Всё большее число людей, для которых родным языком является русский, отталкивает сегодня глубина пушкинских творений. Устрашающе подрастает количество читателей, готовых повторять зады нигилистического катехизиса позапрошлого века: мол, за своей виртуозностью Пушкин прячет бедность своего внутреннего мира.
А ведь философия Пушкина — истинно русская философия. Его мудрость — это мудрость той высокой степени, где она предстаёт простотой.
И разве не острую тревогу вызывает то, что наши молодые, вскормленные «ценностями перестройки-демократии», охотно глотают сегодня продукт «второй свежести», мнимую значительность какого-нибудь заполонившего прилавки философствующего «коэльо», а пушкинская мудрость проходит мимо них — она им уже не по зубам?
Массированная бомбардировка российской молодёжи «западными ценностями» на протяжении двух десятилетий делает своё дело: медленно, но верно происходит изменение сознания, строя мысли русского человека. Психологи давно доказали пагубное влияние американских мультиков на подсознание детей. После американских мультиков нас меняет «взрослое» телевидение — эта легализованная властями Российской Федерации культурная отрава. Мы теряем русскую Россию на самом глубоком уровне!
И тут не помогут новейшие силиконово-патриотические фильмы «про историю». Сделанные по голливудским лекалам, когда «Тараса Бульбу» можно превратить в блокбастер, а мягкий гоголевский лиризм подменить отталкивающим натурализмом, эти фильмы загоняют нас всё туда, всё глубже.
Кто в силах развернуть этот процесс? Кто в состоянии предложить российской молодёжи остросюжетное, захватывающее, приключенческое кино, одухотворённое русской идеей, проникнутое национальной философией?
Нет ответа.
«Школьный» Александр Сергеевич Пушкин стал сегодня в нашей стране одним из главных индикаторов губительного процесса вытеснения культуры антикультурой. А проводимые «реформы» в сфере образования, когда школьную программу изучения русской классики сокращают якобы для того, чтобы не отвадить молодёжь от чтения, лишь ускоряют этот процесс.