Русская линия
Православие и современность Владислав Боровицкий25.01.2006 

Непристойное предложение
Саратовцы учатся бороться с неэтичной уличной рекламой

В нынешнем январе, пожалуй, впервые в саратовской истории наружная реклама коммерческого предприятия была признана неэтичной. Сомнительной славы попасть таким образом в историю удостоилось казино «Волга». Кроме того, его владельцам придется заплатить штраф пятьдесят тысяч рублей.

Позвонившая в нашу редакцию накануне Нового года возмущенная женщина была буквально потрясена рекламным роликом, демонстрирующимся на огромном электронном табло, установленном рядом со зданием Саратовского цирка. Видимо, на такой «убойный» эффект и рассчитывали владельцы казино «Волга». Однако явно перестарались. Рекламный слоган «Истинная страсть, истинное удовольствие», кадры откровенных «постельных» сцен наводят на мысль, что казино предоставляет своим клиентам не только возможность играть, но и нечто совсем иное…

«Видеошедевром» казино «Волга» был поражен даже наш известный земляк-писатель Алексей Слаповский. «Приехал в родной Саратов, пошел утром прогуляться и не поверил своим глазам. Казалось, все видел в Москве, но такого не видел. А время, между прочим, детское, да и место общеобозримое. Вспомнился лозунг Аяцкова: „Сделаем Саратов столицей…“. Если хотим стать столицей похабства, грязи, ухабов, то есть, в конечном итоге, плохих дорог и дураков — успешно движемся. Тошно мне стало — потому что родина все-таки, и все, происходящее в Саратове, меня трогает лично», — поделился он впечатлением от увиденного в разговоре с корреспондентом «Православной веры».

Я поинтересовался у директора казино «Волга» Дениса Нощенко, что он скажет через пару лет своему сыну, если по дороге в цирк подросший к тому времени малыш поинтересуется, чем занимаются дядя и тетя в подобного рода рекламном ролике? Вместо ответа Денис Витальевич пустился в обсуждение нескромных костюмов цирковых артистов, а заодно посетовал на чрезмерно жесткую политику властей по отношению к казино, которые стали невольными жертвами разворачивающейся борьбы с игровыми автоматами. Именно почти полный запрет на рекламу игорных заведений, который должен был вступить в силу в 2006 году, и подвиг «Волгу» на создание столь агрессивного клипа.

Галину Аристенко, заместителя директора по маркетингу рекламного агентства «Эстетика», которому принадлежит тот самый экран у цирка, вопрос о нравственной ответственности рекламного бизнеса явно застал врасплох. Насколько я понял из ее ответов, «эстеты» и впредь не усомнятся разместить на своих щитах и экране рекламу любого содержания. Действительно, зачем обременять себя грузом моральной ответственности, если, согласно российскому законодательству, вся ответственность за содержание неэтичной рекламы лежит на заказчике. Только в конце нашей второй беседы Галина Юрьевна, кажется, задумалась: «И правда, начав с рекламы нижнего белья, можно далеко зайти…».

Глядя на щиты с рекламой торгового центра «Пентагон», понимаешь: стыд и в этом случае рекламодателей не мучил — до того ли хозяевам магазина, открывшегося после долгой реконструкции! И вот появляется рекламная картинка, построенная на избитой и пошлой игре: рядом с полуприкрытой женской грудью красуется надпись: «„Пентагон“ — увеличился в размере». Но резонно задаться вопросом: почему полуобнаженное тело женщины, вызывающее вожделение, должны лицезреть мы и наши дети?

В отсутствии других руководителей фирмы «Ренсар», владеющей магазином, по поводу рекламы «Пентагона» со мной побеседовал специалист, как он представился, «по бетону и кирпичу». Порассуждав об отсутствии в законодательстве четкого понятия о порнографии, мой собеседник заявил, что коммерсанты не могут руководствоваться «только вашими воззрениями». В заключение он посоветовал считать рекламную кампанию «Пентагона», развернутую также в телеэфире и Интернете, «шуткой, маленьким сюрпризом», украсившим серую действительность зимнего Саратова.

Похоже, такого рода шутники переполнили чашу терпения Саратовского управления Федеральной антимонопольной службы, отвечающей за трактовку соответствующих статей закона «О рекламе». По словам Людмилы Борисовой, заместителя руководителя управления, ролик казино «Волга» является вопиющим нарушением 8 статьи Федерального закона, которая, в частности, гласит, что неэтичной является реклама, содержащая «текстовую, зрительную, звуковую информацию, нарушающую общепринятые нормы гуманности и морали путем употребления слов, сравнений, образов в отношении расы, национальности, пола, языка, религиозных, философских, политических и иных убеждений физических лиц…».

Расследование, связанное с рекламой казино «Волга», началось после того, как в антимонопольную службу обратилась уполномоченный по правам человека в Саратовской области Н.Ф. Лукашова. Административное производство по поводу рекламы торгового центра «Пентагон» местное отделение ФАС возбудило по собственной инициативе.

Между тем доказать неэтичность рекламы нелегко. Откровенно поправшим все мыслимые нравственные устои «волгарям» отпираться было практически бесполезно. Случай с рекламой торгового центра куда сложнее. Нет гарантии, что «Ренсар» не «заволокитит» дело в суде. Это мэр Саратова Ю.Н. Аксененко в свое время мог дать распоряжение о снятии с рекламных щитов баннеров, привлекающих внимание к «эльдорадовским» пылесосам с помощью пошлой оскорбительной надписи. Перенесенные в арбитраж официальные разбирательства длятся бесконечно.

Ситуация могла бы принципиально измениться, если бы на помощь стоящим на защите общественной нравственности госчиновникам пришли сами граждане: верующие, женские и ветеранские организации, наконец родители. Ведь именно детей в первую очередь морально калечат циничные рекламные эффекты, толкая подростков на раннюю половую жизнь. Хочется надеяться, что и молодежь в массе своей понимает всю опасность своеволия рекламных искусителей. В Калининграде, например, не так давно 600 школьников и студентов обратились к губернатору и спикеру областной думы с призывом ограничить визуальную рекламу с изображением обнаженных частей тела.

В последнее время все чаще можно встретить информационные сообщения о возникновении стихийных движений против рекламы, использующей непристойную символику. Члены алтайских, питерских, самарских и других общественных организаций, ведущих борьбу с использованием в рекламе не только обнаженного тела, но и, к примеру, игры слов, построенной на аморальных ассоциациях, добились немалых успехов в борьбе с рекламодателями, не стесняющими себя этическими рамками.

Однако рекламный произвол, вызывающий негодование жителей Нижнего Тагила, Москвы, Красноярска, до сих пор оставляет большинство саратовцев безучастными. Возмущаются — да, завидуют избавленным от этой скверны странам Востока и Запада — да, но протестовать — извините. Вот если бы кто поднял хоругвь, тогда, конечно, тут же… А пока — тишина. Мы молчим, когда видим рекламные щиты с непристойными картинами и фривольную вывеску магазина интим-услуг, открывшегося всего в тридцати шагах от детской Пушкинской библиотеки, мы молчим, когда проходим мимо «глянцевой» наготы газетных киосков и оскорбительных предложений интим-фирм, чьими «визитками» увешаны все подъезды города, а потом просим Господа в вечерней молитве об избавлении от «окамененного нечувствия"…

Впрочем, не все готовы умывать руки. В начале нынешнего года на телах девиц, являющихся главной достопримечательностью рекламных плакатов и витрин Кировского проспекта, появились наклейки, напоминающие, что подобный рекламный продукт далеко не у всех ассоциируется со «сладкой жизнью», но вызывает негативную реакцию и оскорбляет горожан.

http://www.eparhia-saratov.ru/txts/journal/articles/02society/89.html


Rambler's Top100 Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru