Русская линия
Литературная газета Сергей Михеенков14.05.2009 

Нужны другие лица

Зимой 1941/42 года 33-я, как её ещё называют, армия московского народного ополчения вошла в прорыв, в узкий коридор, от Износок на Вязьму. Часть войск при этом осталась в районе Износок, обеспечивая фронт и стыки с соседними 43-й и 5-й армиями. Ударная же группировка, которую вскоре в донесениях, а потом, после войны, и историки назовут Западной, устремилась по приказу штаба Западного фронта к Вязьме. Командовал группировкой сам генерал-лейтенант Михаил Григорьевич Ефремов. Этот бросок четырёх (не трёх, как сказано в фильме режиссёра С. Нурмамеда) дивизий — 113, 160, 338 и 329-й, а также некоторых подразделений 9-й гвардейской стрелковых — и был частью Ржевско-Вяземской 1942 года операции, которую проводили два фронта — Западный и Калининский. И я, как пристрастный зритель, особо внимательно следил именно за теми событиями фильма «Ржев..», где авторы пытались показать 33-ю армию и трагедию генерала М.Г. Ефремова. Хотя, вряд ли это необходимо утверждать, все события января-апреля 1942 года в треугольнике Вязьма-Ржев-Юхнов собраны историей в единый сюжет, в одну трагедию. И эта трагедия, что тоже очевидно, требует и определённой стилистики.

И здесь, на мой взгляд, кроется первая и самая большая ошибка создателей «Ржева..». Профессиональный просчёт. Точнее, непрофессиональный. Нельзя трагедию переписывать в жанре политического памфлета. Здесь нужны другие лица ведущих. Глядя на Пивоварова и Гольденцванга, так и кажется, что сейчас, в той же тональности, начнут рассказывать об очередной авиакатастрофе или о том, что шимпанзе научили разговаривать.

Второе, что характерно не только для «Ржева..», — это неверный, как мне кажется, угол зрения. О событиях 1942 года авторы рассуждают с позиции обстоятельств и, самое главное, психологии обывателей времени нынешнего. Тут ведь всегда возникает зазор, и авторы фильма, конечно же, сразу же впали в весьма распространённый грех подсунуть в образовавшуюся пазуху пучок своей идеологии в виде исторических выводов.

Пучок, сунутый в пазуху, ещё и подпалили: мазанули грязью маршала Г. К. Жукова.

Война без смертей не бывает. Но цифры потерь, как известно, можно комментировать по-разному. Авторы «Ржева..» готовы всё списать на кровожадность маршала. Кстати, Г. К. Жуков в период и Ржевско-Вяземской операции, и Ржевско-Сычёвской маршалом не был. Маршала ему присвоили в 1943 году, после Сталинградской битвы.

И здесь уместно заметить о том, что в фильме вообще много неточностей, которые порой граничат с невежеством. Я понимаю, могли подвести консультанты. Фильм — продукт коллективного труда. Но автор у него всё же есть. С него и спрос. И спрос в данном случае не по поводу особой идеологии фильма. Претензии к профессионализму работы и сценариста, и режиссёра, и ведущих.

Вот, к примеру, прозвучало в эпизоде о Вязьме, что «Бранденбург-800» формировался из русских коллаборационистов. Нет, не верно. «Бранденбург-800» — элитное подразделение, в которое входили вначале только немцы, а потом, через несколько лет изнуряющей войны, в некоторые подразделения «Бранденбурга» стали брать представителей других арийских народов. Но не русских и не украинцев.

По какому ведомству числить такую неточность, как вымышленную историю с генеральскими часами? В фильме прозвучало такое: дескать, немцы были настолько благородны, что не тронули золотых часов с руки погибшего командарма. Но факты свидетельствуют об обратном.

И последнее. Тенденция противопоставления маршала Жукова генералу Ефремову стала расхожей темой.

Мне кажется, что перед лицом истории они оба равны. Хотя и есть один нюанс, и, возможно, именно он является той подспудной и неуправляемой силой, которая всегда будет противопоставлять эти две личности. Дело в том, что одному и при жизни, и после было воздано сторицей. Другого замалчивали. Но законы памяти удивительны. Герой, даже погибший, если он герой, обязательно вернётся к живым. И вернётся преображённым. Именно это и происходит с подвигом генерала М.Г. Ефремова и народной памятью о нём.

Фильм «Ржев..» прошёл мимо тех глубинных размышлений, которые действительно могли потрясти зрителей. И возможно, создатели его вовсе не ставили таких задач.

Запрещать, как мне кажется, ничего не надо. Одну глупость умножать на другую.

Не смогли эти авторы создать честный и добросовестный фильм. Но это уже проблема профессионализма, а не только чести или бесчестия. Другие создадут. Мне кажется, для такой темы (а тема — святая) нужны на экране другие лица. Другая мелодия фраз. Даже другие движения. Без суеты и мельтешения.

http://www.lgz.ru/article/8765/


Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика