Седмицa.Ru | 13.05.2009 |
Святой апостол Иаков Зеведеев
Фрагмент статьи из т. 20 «Православной энциклопедии». Москва, 2008 г.
Иаков Зеведеев († 44), ап. из 12 (пам. 30 апр.; пам. зап. 25 июля). В зап. традиции для различения от Иакова Алфеева и Иакова, брата Господня, называется Старшим (Maior).
Иаков и его родной брат Иоанн были сыновьями Зеведея, рыбака на Геннисаретском оз. (Мф 4. 21; Мк 1. 20; Лк 5. 10; Ин 21. 2). Их мать упоминается без имени в Мф 20. 20 и 27. 56 — в параллельном последнему месте в Мк 15. 40 она названа Саломией. Как и его отец и брат, Иаков был рыбаком. Иисус Христос призвал его к апостольскому служению сразу после Петра и Андрея вместе с его братом Иоанном во время рыбной ловли на берегу Геннисаретского оз.- оставив своего отца Зеведея в лодке, они последовали за Иисусом Христом (Мф 4. 21−22; Мк 1. 19−20). И. З. и Иоанну Христос нарек имя Воанергес — «сыны громовы» (Мк 3. 17).
И. З. вместе со своим братом Иоанном и с Петром входил в число ближайших учеников Спасителя, участвовавших в чудесном улове рыбы (Лк 5. 10), в исцелении дочери Иаира (Мк 5. 37; Лк 8. 51), в Его Преображении (Мф 17. 1; Мк 9. 2; Лк 9. 28) и в Гефсиманском молении (Мк 14. 33). Они же вместе с Андреем присутствовали при исцелении тещи ап. Петра в его доме (Мк 1. 29−31) и при беседе о разрушении храма (Мк 13. 3). Впрочем, нигде в этих событиях И. З. не играет заметной роли. Братья Зеведеевы просили Христа о том, чтобы восседать справа и слева от Него во славе (Мк 10. 35−40), что вызвало негодование др. 10 учеников. В Лк 9. 54 они предлагают Христу низвести огонь на самаритянское селение. В списках апостолов в НЗ И. З. также занимает одно из первых мест: 3-е (Мф 10. 2; Лк 6. 14) или 2-е (Мк 3. 17; Деян 1. 13).
В Деян 1. 13−14 сообщается об участии И. З. вместе с др. апостолами в единодушной «молитве и молении» в Иерусалиме после Вознесения Господня. Последнее, что известно об И. З. из НЗ, — это усечение его мечом по повелению Агриппы I Ирода (41−44) как одного из членов христ. общины Иерусалима, с к-рой правитель Иудеи боролся, перед арестом ап. Петра (Деян 12. 2−3). Относительно казни И. З. высказывались различные мнения: Й. Блинцлер (Blinzler. 1962) считает, что к усечению мечом в согласии со Втор 13. 12−15 И. З. приговорил просаддукейски настроенный синедрион за совращение народа; О. Кульманн (Cullmann. 1972), напротив, предполагает, что И. З. был усечен мечом по рим. законам под предлогом покушения на власть императора.
Это сообщение кн. Деяния св. апостолов Климент Александрийский в «Очерках» (`Upotupиseij VII), согласно Евсевию Кесарийскому (Euseb. Hist. eccl. II 9. 2), дополнял взятым из предания известием о том, что введший И. З. в суд, увидев его свидетельство, обратился и исповедал себя христианином, «так что и вывели их вместе, и по пути он попросил у Иакова прощения, а тот, недолго подумав, сказал: „Мир тебе“ — и поцеловал его, и так они вместе были обезглавлены». Эта история получает развитие в апокрифическом лат. «Мученичестве Иакова» (CANT, N 272; BHL, N 4057; Codex apocryphus. 1719. P. 516−531), к-рое сохранилось в составе сборника Псевдо-Абдия (гл. 8−23 сохр. и в арм. пер.; Leloir. 1986. P. 267−288), формирование к-рого на основании цитат, переведенных с греческого, из Vetus latina и из Вульгаты относится ко времени между кон. II и кон. IV в. (Lipsius. 1884. S. 205−208). Здесь анонимный служитель превращается в «фарисейского писца» Иосию, к-рый накинул веревку на шею И. З. и привел его в преторий, и вводится диалог с ним, а также описание совместной казни: поцелуй мира включается в эпизод предсмертного крещения Иосии. Кроме того, данному рассказу предшествует история обращения И. З. мага Ермогена и беседы с иудеями. И. З. проповедует по синагогам в Иудее и Самарии. Завидующий дару И. З. исцелять слепых и прокаженных и воскрешать мертвых маг Ермоген подсылает к нему своего ученика Филита (имена взяты из 2 Тим 1. 15 и 2. 17, где так зовут отступников от веры), к-рого И. З. обращает ко Христу. Тогда Ермоген насылает на И. З. бесов, но они по приказу И. З. связывают мага и приносят к И. З., пока маг, наконец, не обращается и не сжигает свои магические книги и идолов. Видя это, иудеи подкупают иерусалимских центурионов Лисия и Феокрита, к-рые взяли его под стражу, однако против этого возмущается народ, и И. З. проповедует перед ним. Его проповедь состоит из ветхозаветных цитат, к-рые он толкует применительно ко Христу. Из-за того что И. З. обращает и крестит множество народа, иудеи путем подкупа устраивают мятеж, хватают И. З. и приводят к Ироду. Тот приговаривает И. З. к отсечению головы, после чего следуют история с Иосией и описание казни. Источники начальной части текста не выявлены. Сохранился также ирл. перевод данного «Мученичества…» (Atkinson. 1887. P. 102−106, 346−351).
В средние века на Западе эта легенда получает дальнейшее развитие: Гонорий Августодунский (1-я пол. XII в.) (PL. 172. Col. 981−986) добавляет, что ученики И. З., взяв его тело, сели в не управляемую никем лодку, чтобы предать земле тело в к.-н. далеком месте. За одну ночь лодку принесло к берегам Испании. Там ученики обратились за помощью к знатной женщине по имени Лупа, к-рая направила их к местному языческому царю, чтобы погубить. Царь приказал пришедших к нему схватить и бросить в темницу, но ангел вывел их из заключения. После всех чудесных событий царь и Лупа обратились в христианство, а тело И. З. предали земле в замке Лупы. Впосл. могила И. З. пришла в запустение и была заново обретена ок. 825 г. Псевдо-Турпин Реймсский (ок. 1165) связывает обретение гробницы И. З. с видением, бывшим Карлу Великому (Bйdier. 1929. P. 75).
Др. традицию представляют апокрифические «Проповедь» и «Мученичество» И. З. (CANT, N 273), сохранившиеся по-коптски (BHO, N 415, 416, 420), по-арабски (BHO, N 417, 421) и по-эфиопски (BHO, N 418, 420). В этой версии И. З. выпадает по жребию проповедовать в Индии, куда с ним отправляется ап. Петр. Однако в эфиоп. тексте вместо Индии Лидия, к-рую Липсиус (Lipsius. 1884) предложил отождествлять с Лиддой (Диосполем) в Палестине. В пользу такого предположения говорят дальнейшее описание места проповеди И. З. как города, а не как страны, отсутствие в тексте инд. тематики и, возможно, факт проповеди Петра ее жителям на известном ему языке. По пути к месту проповеди апостолы встречают Христа, Который показывает им славу и сияние праведников и облекает тем же и их самих. Апостолы исцеляют слепого и вступают в столкновение с властями города. Их пытаются связать и протащить по улицам, но руки стражников онемели, затем апостолы их исцеляют. Эти мотивы заимствованы из «Деяний Андрея и Матфия». Далее рассказ об исцелении сына магистрата Феофила и обращении ко Христу его домочадцев и всех жителей города. Апостолы поставляют им священников и приобщают Св. Таин, и остаются в городе еще на долгое время. Согласно «Мученичеству», И. З. возвращается проповедовать 12 коленам Израилевым в рассеянии, находящимся при этом под властью Ирода и служащим идолам, и строит для них храмы. И. З. владеет всеми языками, в т. ч. и языками зверей. За свою проповедь И. З. принимает смерть от рук Ирода, но теперь уже при Нероне. Кончина апостола помещается в разных версиях под 2, 12 или 24 апр. Согласно эфиоп. версии, И. З. был погребен в Коте, согласно арабской — в Никте (Равине). Проповедь И. З. в Индии и его погребение в Мармарике могут происходить от смешения его с Иаковом Алфеевым, к-рый, согласно древней (не позднее IV в.) традиции апостольских списков, скончался в Мармарике.
Греч. «Деяния Иакова Зеведеева» (BHG, N 767) относятся к более позднему времени и составлены на основе НЗ, текстов Иосифа Флавия, Климента Александрийского и Ипполита Фивского. От них зависят «Мученичество» из т. н. Императорского Минология (BHG, N 768b), анонимное Похвальное слово (BHG, N 768a) и, вероятно, энкомий Никиты Давида Пафлагона (BHG, N 768). Текст об И. З. в Синаксаре К-польской ц. под 30 апр. полностью основан на НЗ, а под 15 нояб.- на текстах проповеди И. З. в Иерусалиме и его смерти в Кесарии Палестинской; изолированной является память И. З. под 30 марта в Минее Vindobon. Theol. Неизданным остается энкомий Льва Кентурипина (BHG, N 768d). Неясно, к какому из Иаковов относится «Мученичество» в Sinait. Syr. nov. 1013.
И. З. встречается во всех апостольских списках (Van Esbroeck. 1994; Виноградов. 2005), где занимает обычно места с 3-го по 5-е, равно как и в др. апокрифических произведениях, где дается перечисление апостолов (Там же). В основном их сведения об И. З. совпадают с вышеописанным библейским и апокрифическим материалом: он происходит из Вифсаиды, из колена Завулонова, проповедует в Палестине, по приказу Ирода Агриппы ему в Иерусалиме отсекают голову, его хоронят в Мармарике. К этому, однако, добавляется ряд сведений: иногда говорится о его девстве; сир. список из Lond. Brit. Mus. Or. 2695 сообщает о строительстве им храма в Вифсаиде; часто упоминается проповедь И. З. в Испании, что обусловлено его ранним почитанием в Сантьяго-де-Компостела (лат. списки из Breviarium apostolorum VII в. и Barc. Univ. 574 и армянский из Матен. 993, 2678). Последний список дает краткое жизнеописание И. З.: взяв частицу Креста у Фаддея, он отправился проповедовать в Испанию, затем был усечен мечом Иродом Агриппой в Иоппии (Яффе), тело его было брошено в море и вынесено волнами в Испании, проповедь в к-рой была затем завершена ап. Павлом. Уникально указание Псевдо-Ефрема Сирина в комментарии на Диатессарон о проповеди И. З. в Галлии. Визант. списки Псевдо-Епифания и Псевдо-Дорофея вслед за «Мученичеством» (CANT, N 273) сообщают о проповеди И. З. 12 коленам Израилевым в рассеянии; у Псевдо-Дорофея рассказано о смерти И. З. в Кесарии Палестинской, в его варианте в Cod. Paris. gr. 1261 — и о его погребении там же. Смешанный Дорофеево-Ипполитов список соединяет сведения о смерти и погребении И. З. в Кесарии и Мармарике. Списки из Vat. gr. 1967 и 2156 называют мать И. З. Иероклией. В греч. списке из Paris. Suppl. 689 И. З. приписывается основание Церкви в Смирне (Halkin. 1968). В псевдоэтимологических списках из Vat. gr. 1974 и Vat. Pian. gr. 47 имя Иаков переводится как «ученик жизни», а в одном латинском — как «утешитель скорби» (Capelle. 1926).
Источники: Codex apocryphus Novi Testamenti / Ed. J. A. Fabricius. Hamburgi, 17192. Vol. ½; Atkinson R. The Passions and the Homilies from Leabhar Breac. Dublin, 1887; Les Actes de saint Jacques et les Actes d’Aquilas / Ed. J. Ebersolt. P., 1902; Bйdier J. Les lйgendes йpiques. P., 19293. Vol. 3; Capelle B. La liste des apфtres dans un sermon de Maximin // RBen. 1926. T. 38. P. 5−15; Halkin F. Une liste grecque des douze йglises fondйes par les apфtres // AnBoll. 1968. T. 86. P. 332; Leloir L., ed. Йcrits apocryphes sur les apфtres. Turnhout, 1986. (CCSA; 3); Van Esbroeck M. Neuf listes d’apфtres orientales // Augustinianum. 1994. T. 34. P. 109−199.
Литература: Lipsius R. A. Die apokryphen Apostelgeschichten und Apostellegenden. Braunschweig, 1884. Bd. 2. H. 2. S. 201−208; Leclercq H. Jacques le Majeur // DACL. 1927. T. 7. Pt. 2. Col. 2089−2109; Blinzler J. Rechtsgeschichtliches zur Hinrichtung des Zebedдiden Jakobus (Apg XII, 2) // NTIQ. 1962. Bd. 5. S. 191−206; Fernandez Alonso J. Giaccomo Maggiore // BiblSS. 1965. Vol. 6. Col. 363−388; Cullmann O. Courants multiples dans la communautй primitive: А propos du martyre de Jacques fils de Zйbйdйe // RechSR. 1972. T. 60. N ½. P. 55−68; Kimpel S. Jakobus der Дltere // LCI. 1974. Bd. 7. S. 23−39; Santos Otero A., de. Acta Iacobi Zebedaei (coptica) // NTApo. 19895. S. 432−433; Alibert D. et al. Passion de Jacques frиre de Jean // Йcrits apocryphes chrйtiens / Ed. P. Geoltrain. P., 2005. Vol. 2. P. 771−788; Pйres J.-N., Piovanelli P. Prйdication de Jacques fils de Zйbйdйe et Matyre de Jacques fils de Zйbйdйe // Ibid. P. 933−957; Виноградов А. Ю. Апостольские списки — «забытая» страница христ. лит-ры // БT. 2005. Т. 40. С. 128−147.
А. Ю. Виноградов