Русская линия
Седмицa.Ru13.05.2009 

«Дитя Зеведея почтим все»

Святой апостол Иаков Зеведеев

Фрагмент статьи из т. 20 «Православной энциклопедии». Москва, 2008 г.

Иаков Зеведеев († 44), ап. из 12 (пам. 30 апр.; пам. зап. 25 июля). В зап. традиции для различения от Иакова Алфеева и Иакова, брата Господня, называется Старшим (Maior).

Иаков и его родной брат Иоанн были сыновьями Зеведея, рыбака на Геннисаретском оз. (Мф 4. 21; Мк 1. 20; Лк 5. 10; Ин 21. 2). Их мать упоминается без имени в Мф 20. 20 и 27. 56 — в параллельном последнему месте в Мк 15. 40 она названа Саломией. Как и его отец и брат, Иаков был рыбаком. Иисус Христос призвал его к апостольскому служению сразу после Петра и Андрея вместе с его братом Иоанном во время рыбной ловли на берегу Геннисаретского оз.- оставив своего отца Зеведея в лодке, они последовали за Иисусом Христом (Мф 4. 21−22; Мк 1. 19−20). И. З. и Иоанну Христос нарек имя Воанергес — «сыны громовы» (Мк 3. 17).

И. З. вместе со своим братом Иоанном и с Петром входил в число ближайших учеников Спасителя, участвовавших в чудесном улове рыбы (Лк 5. 10), в исцелении дочери Иаира (Мк 5. 37; Лк 8. 51), в Его Преображении (Мф 17. 1; Мк 9. 2; Лк 9. 28) и в Гефсиманском молении (Мк 14. 33). Они же вместе с Андреем присутствовали при исцелении тещи ап. Петра в его доме (Мк 1. 29−31) и при беседе о разрушении храма (Мк 13. 3). Впрочем, нигде в этих событиях И. З. не играет заметной роли. Братья Зеведеевы просили Христа о том, чтобы восседать справа и слева от Него во славе (Мк 10. 35−40), что вызвало негодование др. 10 учеников. В Лк 9. 54 они предлагают Христу низвести огонь на самаритянское селение. В списках апостолов в НЗ И. З. также занимает одно из первых мест: 3-е (Мф 10. 2; Лк 6. 14) или 2-е (Мк 3. 17; Деян 1. 13).

В Деян 1. 13−14 сообщается об участии И. З. вместе с др. апостолами в единодушной «молитве и молении» в Иерусалиме после Вознесения Господня. Последнее, что известно об И. З. из НЗ, — это усечение его мечом по повелению Агриппы I Ирода (41−44) как одного из членов христ. общины Иерусалима, с к-рой правитель Иудеи боролся, перед арестом ап. Петра (Деян 12. 2−3). Относительно казни И. З. высказывались различные мнения: Й. Блинцлер (Blinzler. 1962) считает, что к усечению мечом в согласии со Втор 13. 12−15 И. З. приговорил просаддукейски настроенный синедрион за совращение народа; О. Кульманн (Cullmann. 1972), напротив, предполагает, что И. З. был усечен мечом по рим. законам под предлогом покушения на власть императора.

Это сообщение кн. Деяния св. апостолов Климент Александрийский в «Очерках» (`Upotupиseij VII), согласно Евсевию Кесарийскому (Euseb. Hist. eccl. II 9. 2), дополнял взятым из предания известием о том, что введший И. З. в суд, увидев его свидетельство, обратился и исповедал себя христианином, «так что и вывели их вместе, и по пути он попросил у Иакова прощения, а тот, недолго подумав, сказал: „Мир тебе“ — и поцеловал его, и так они вместе были обезглавлены». Эта история получает развитие в апокрифическом лат. «Мученичестве Иакова» (CANT, N 272; BHL, N 4057; Codex apocryphus. 1719. P. 516−531), к-рое сохранилось в составе сборника Псевдо-Абдия (гл. 8−23 сохр. и в арм. пер.; Leloir. 1986. P. 267−288), формирование к-рого на основании цитат, переведенных с греческого, из Vetus latina и из Вульгаты относится ко времени между кон. II и кон. IV в. (Lipsius. 1884. S. 205−208). Здесь анонимный служитель превращается в «фарисейского писца» Иосию, к-рый накинул веревку на шею И. З. и привел его в преторий, и вводится диалог с ним, а также описание совместной казни: поцелуй мира включается в эпизод предсмертного крещения Иосии. Кроме того, данному рассказу предшествует история обращения И. З. мага Ермогена и беседы с иудеями. И. З. проповедует по синагогам в Иудее и Самарии. Завидующий дару И. З. исцелять слепых и прокаженных и воскрешать мертвых маг Ермоген подсылает к нему своего ученика Филита (имена взяты из 2 Тим 1. 15 и 2. 17, где так зовут отступников от веры), к-рого И. З. обращает ко Христу. Тогда Ермоген насылает на И. З. бесов, но они по приказу И. З. связывают мага и приносят к И. З., пока маг, наконец, не обращается и не сжигает свои магические книги и идолов. Видя это, иудеи подкупают иерусалимских центурионов Лисия и Феокрита, к-рые взяли его под стражу, однако против этого возмущается народ, и И. З. проповедует перед ним. Его проповедь состоит из ветхозаветных цитат, к-рые он толкует применительно ко Христу. Из-за того что И. З. обращает и крестит множество народа, иудеи путем подкупа устраивают мятеж, хватают И. З. и приводят к Ироду. Тот приговаривает И. З. к отсечению головы, после чего следуют история с Иосией и описание казни. Источники начальной части текста не выявлены. Сохранился также ирл. перевод данного «Мученичества…» (Atkinson. 1887. P. 102−106, 346−351).

В средние века на Западе эта легенда получает дальнейшее развитие: Гонорий Августодунский (1-я пол. XII в.) (PL. 172. Col. 981−986) добавляет, что ученики И. З., взяв его тело, сели в не управляемую никем лодку, чтобы предать земле тело в к.-н. далеком месте. За одну ночь лодку принесло к берегам Испании. Там ученики обратились за помощью к знатной женщине по имени Лупа, к-рая направила их к местному языческому царю, чтобы погубить. Царь приказал пришедших к нему схватить и бросить в темницу, но ангел вывел их из заключения. После всех чудесных событий царь и Лупа обратились в христианство, а тело И. З. предали земле в замке Лупы. Впосл. могила И. З. пришла в запустение и была заново обретена ок. 825 г. Псевдо-Турпин Реймсский (ок. 1165) связывает обретение гробницы И. З. с видением, бывшим Карлу Великому (Bйdier. 1929. P. 75).

Др. традицию представляют апокрифические «Проповедь» и «Мученичество» И. З. (CANT, N 273), сохранившиеся по-коптски (BHO, N 415, 416, 420), по-арабски (BHO, N 417, 421) и по-эфиопски (BHO, N 418, 420). В этой версии И. З. выпадает по жребию проповедовать в Индии, куда с ним отправляется ап. Петр. Однако в эфиоп. тексте вместо Индии Лидия, к-рую Липсиус (Lipsius. 1884) предложил отождествлять с Лиддой (Диосполем) в Палестине. В пользу такого предположения говорят дальнейшее описание места проповеди И. З. как города, а не как страны, отсутствие в тексте инд. тематики и, возможно, факт проповеди Петра ее жителям на известном ему языке. По пути к месту проповеди апостолы встречают Христа, Который показывает им славу и сияние праведников и облекает тем же и их самих. Апостолы исцеляют слепого и вступают в столкновение с властями города. Их пытаются связать и протащить по улицам, но руки стражников онемели, затем апостолы их исцеляют. Эти мотивы заимствованы из «Деяний Андрея и Матфия». Далее рассказ об исцелении сына магистрата Феофила и обращении ко Христу его домочадцев и всех жителей города. Апостолы поставляют им священников и приобщают Св. Таин, и остаются в городе еще на долгое время. Согласно «Мученичеству», И. З. возвращается проповедовать 12 коленам Израилевым в рассеянии, находящимся при этом под властью Ирода и служащим идолам, и строит для них храмы. И. З. владеет всеми языками, в т. ч. и языками зверей. За свою проповедь И. З. принимает смерть от рук Ирода, но теперь уже при Нероне. Кончина апостола помещается в разных версиях под 2, 12 или 24 апр. Согласно эфиоп. версии, И. З. был погребен в Коте, согласно арабской — в Никте (Равине). Проповедь И. З. в Индии и его погребение в Мармарике могут происходить от смешения его с Иаковом Алфеевым, к-рый, согласно древней (не позднее IV в.) традиции апостольских списков, скончался в Мармарике.

Греч. «Деяния Иакова Зеведеева» (BHG, N 767) относятся к более позднему времени и составлены на основе НЗ, текстов Иосифа Флавия, Климента Александрийского и Ипполита Фивского. От них зависят «Мученичество» из т. н. Императорского Минология (BHG, N 768b), анонимное Похвальное слово (BHG, N 768a) и, вероятно, энкомий Никиты Давида Пафлагона (BHG, N 768). Текст об И. З. в Синаксаре К-польской ц. под 30 апр. полностью основан на НЗ, а под 15 нояб.- на текстах проповеди И. З. в Иерусалиме и его смерти в Кесарии Палестинской; изолированной является память И. З. под 30 марта в Минее Vindobon. Theol. Неизданным остается энкомий Льва Кентурипина (BHG, N 768d). Неясно, к какому из Иаковов относится «Мученичество» в Sinait. Syr. nov. 1013.

И. З. встречается во всех апостольских списках (Van Esbroeck. 1994; Виноградов. 2005), где занимает обычно места с 3-го по 5-е, равно как и в др. апокрифических произведениях, где дается перечисление апостолов (Там же). В основном их сведения об И. З. совпадают с вышеописанным библейским и апокрифическим материалом: он происходит из Вифсаиды, из колена Завулонова, проповедует в Палестине, по приказу Ирода Агриппы ему в Иерусалиме отсекают голову, его хоронят в Мармарике. К этому, однако, добавляется ряд сведений: иногда говорится о его девстве; сир. список из Lond. Brit. Mus. Or. 2695 сообщает о строительстве им храма в Вифсаиде; часто упоминается проповедь И. З. в Испании, что обусловлено его ранним почитанием в Сантьяго-де-Компостела (лат. списки из Breviarium apostolorum VII в. и Barc. Univ. 574 и армянский из Матен. 993, 2678). Последний список дает краткое жизнеописание И. З.: взяв частицу Креста у Фаддея, он отправился проповедовать в Испанию, затем был усечен мечом Иродом Агриппой в Иоппии (Яффе), тело его было брошено в море и вынесено волнами в Испании, проповедь в к-рой была затем завершена ап. Павлом. Уникально указание Псевдо-Ефрема Сирина в комментарии на Диатессарон о проповеди И. З. в Галлии. Визант. списки Псевдо-Епифания и Псевдо-Дорофея вслед за «Мученичеством» (CANT, N 273) сообщают о проповеди И. З. 12 коленам Израилевым в рассеянии; у Псевдо-Дорофея рассказано о смерти И. З. в Кесарии Палестинской, в его варианте в Cod. Paris. gr. 1261 — и о его погребении там же. Смешанный Дорофеево-Ипполитов список соединяет сведения о смерти и погребении И. З. в Кесарии и Мармарике. Списки из Vat. gr. 1967 и 2156 называют мать И. З. Иероклией. В греч. списке из Paris. Suppl. 689 И. З. приписывается основание Церкви в Смирне (Halkin. 1968). В псевдоэтимологических списках из Vat. gr. 1974 и Vat. Pian. gr. 47 имя Иаков переводится как «ученик жизни», а в одном латинском — как «утешитель скорби» (Capelle. 1926).

Источники: Codex apocryphus Novi Testamenti / Ed. J. A. Fabricius. Hamburgi, 17192. Vol. ½; Atkinson R. The Passions and the Homilies from Leabhar Breac. Dublin, 1887; Les Actes de saint Jacques et les Actes d’Aquilas / Ed. J. Ebersolt. P., 1902; Bйdier J. Les lйgendes йpiques. P., 19293. Vol. 3; Capelle B. La liste des apфtres dans un sermon de Maximin // RBen. 1926. T. 38. P. 5−15; Halkin F. Une liste grecque des douze йglises fondйes par les apфtres // AnBoll. 1968. T. 86. P. 332; Leloir L., ed. Йcrits apocryphes sur les apфtres. Turnhout, 1986. (CCSA; 3); Van Esbroeck M. Neuf listes d’apфtres orientales // Augustinianum. 1994. T. 34. P. 109−199.

Литература: Lipsius R. A. Die apokryphen Apostelgeschichten und Apostellegenden. Braunschweig, 1884. Bd. 2. H. 2. S. 201−208; Leclercq H. Jacques le Majeur // DACL. 1927. T. 7. Pt. 2. Col. 2089−2109; Blinzler J. Rechtsgeschichtliches zur Hinrichtung des Zebedдiden Jakobus (Apg XII, 2) // NTIQ. 1962. Bd. 5. S. 191−206; Fernandez Alonso J. Giaccomo Maggiore // BiblSS. 1965. Vol. 6. Col. 363−388; Cullmann O. Courants multiples dans la communautй primitive: А propos du martyre de Jacques fils de Zйbйdйe // RechSR. 1972. T. 60. N ½. P. 55−68; Kimpel S. Jakobus der Дltere // LCI. 1974. Bd. 7. S. 23−39; Santos Otero A., de. Acta Iacobi Zebedaei (coptica) // NTApo. 19895. S. 432−433; Alibert D. et al. Passion de Jacques frиre de Jean // Йcrits apocryphes chrйtiens / Ed. P. Geoltrain. P., 2005. Vol. 2. P. 771−788; Pйres J.-N., Piovanelli P. Prйdication de Jacques fils de Zйbйdйe et Matyre de Jacques fils de Zйbйdйe // Ibid. P. 933−957; Виноградов А. Ю. Апостольские списки — «забытая» страница христ. лит-ры // БT. 2005. Т. 40. С. 128−147.

А. Ю. Виноградов

http://www.sedmitza.ru/text/692 208.html


Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика