Русская линия
Завтра Александр Нотин13.05.2009 

Сверхдолжное владение
Раздумья православного предпринимателя

Боже, спасибо Тебе за то, что у меня есть,
и Трижды спасибо за то, чего у меня нет.

КАЖДЫЙ ЧЕЛОВЕК обременен неким количеством имущества или, по-научному, «активами». На предпринимателей в этом смысле падает особая нагрузка, так как развитие и преобразование активов, то есть превращение массы активов «А» в большую массу «Б», и их качественное улучшение — это и есть их основная работа. Под активами мы понимаем землю, недвижимость, средства производства, товары и деньги (во всех формах), людей, занятых в производстве, бизнес идеи. И еще, конечно, желание со всем этим возиться, все сводить воедино, преобразовывать, создавать новые формы. К исходным активам обязательно должна быть приложена оживляющая их энергия, умение рисковать, принимать смелые и нестандартные решения, кропотливо вести дела, строить отношения с разными людьми, улаживать нестандартные ситуации и проч. Только больное сознание может вообразить, что все это дается легко и просто. Это немалый труд и немалый риск; а «риск, — утверждает чешская поговорка, — не ен зиск» (т.е. не одна только прибыль). Надо всегда быть готовым к убытку, неожиданному удару, даже к поражению. Случись последнее — надо иметь силы и мужество подняться и снова вернуться в строй.

Предприниматели — особый тип «человеков». Каждое новое поколение заботами всеблагого Бога пополняется группами людей, имеющих разные наклон- ности, а лучше сказать — разные таланты и способности, дарованные им свыше. И заметим, совершенно бесплатно. Представьте себе, что стало бы, родись вдруг однажды на земле одни только гениальные музыканты? Человечество умерло бы с голоду под звуки рока и симфоний. Слава Богу, этого не случается: поколения сменяют друг друга, и в каждом из них в нужных пропорциях рождаются писатели и инженеры, рабочие и архитекторы, фермеры и политики… в том числе и наш брат — предприниматель. Последних, по некоторым оценкам, в каждом поколении насчитывается не более 10−12% от общего числа. Это люди с набором заданных качеств, не просто позволяющих им обоснованно вступать в конкурентную борьбу на «минном поле» бизнеса, но неодолимо влекущих их в эту гонку, рождающих в них азарт, устремленность, какое-то неявное неодолимое чувство жизненного предназначения. И, соответственно — удовлетворения от своей работы. Так что каждый честный предприниматель работает не только за страх и материальные блага, но и за совесть.

Чрезвычайно важен факт безвозмездного получения от Господа даров и дарований. Об этом не устает напоминать нам, грешным, православная церковь в поразительно глубоком литургическом слове Иоанна Златоуста: «Всякое дарение благо, и всяк дар совершен свыше есть». Именно об этом, увы, совершенно забыл наш неистовый и заносчивый век.

Забыл он и о том, что будущее, даже самое близкое, надежно укрыто от нас. Все наши планы, прогнозы, расчеты и обоснования — не более чем досужие догадки, исходящие из одной-единственной и, увы, ложной посылки — что завтра будет, как вчера, или почти как вчера. С упорством, достойным лучшего применения, мы раз за разом отказываемся признать этот простой и очевидный факт в качестве руководства к действию, и продолжаем грезить наяву — строить ближнее, средне и долгосрочные планы. В народе говорят: хочешь рассмешить Бога — расскажи Ему о своих планах.

Свежий пример — осенний 2008 года «кризис богатых» в России (и по всему белу свету). Сколько мудрых, осторожных, опытных моих коллег-предпринимателей накануне этих драматических событий уверяли меня, что фондовый рынок — самый безопасный, доходный и ликвидный… Десятки (а по стране тысячи и тысячи) людей разорились в считанные дни и часы. Банкиры и застройщики, брокеры и портфельные инвесторы — все, как им казалось, инвестировали только в надежные бумаги, в «голубые фишки». Обосновывая каждый свой шаг и солидными исследованиями рынка, и мудреными технико-экономическими обоснованиями и недешевыми прогнозами уважаемых аналитиков, они, вкладывая свои «кровные», и помыслить не могли, что благодатные годы уже прошли, и над мнимым благополучием падшего мира занесен невидимый разящий меч, а лучше сказать — скальпель. Конечно, кто-то возразит, что тайными приводами и пружинами глобального кризиса из-за кулис управляют вполне конкретные люди (в бизнесе есть замечательная присказка: если ты не знаешь, кто в схеме лох, то лох — это ты). Пусть так, но даже эти неведомые и всесильные кукловоды из кругов мировой «закулисы» — не более чем смертные «человеки», выполняющие, сами того не сознавая, грозную волю Творца.

Впрочем, вернемся к нашей теме. Безвозмездность даров, получаемых свыше, — момент поистине решающий, ибо таланты и способности каждого человека в основном относятся к его душевно-духовной ипостаси (не телесной же!) и, следовательно, изначально происходят не из земли-глины, а от Духа Господня. Мысли, образы, озарения, расчеты, планы, эмоции и т. п. — все это нечто невидимое, эфемерное, тонко-материальное. Одним словом — душа. В обычной жизни мы об этом почти не задумываемся. А надо бы! Но живем носом к земле, на небо смотрим редко, и многого не замечаем.

Есть великая заданность и великое испытание для каждого человека, кем бы он по жизни ни был. Человек имеет высшую во вселенной — после Творца — степень свободы, и может даже «не замечать» этой заданности (!), которая не впечатана в матрицу его инстинктов (хотя могла бы — той же волей Божьей, которой все подвластно), а предложена ему свыше как некий вольный выбор. Бог наделяет свое «любимое чадо» талантами не произвольно. Он рассчитывает, что оно, чадо, распорядится этими дарами «по уму» — как Ему угодно. Каждый тип людей — и в этом смысле все мы поголовно равны — и академик и слесарь — призван совершать определенный вид и объем деятельности, притом нужного качества. Для чего или лучше сказать — для кого? Бог есть дух, и материальные блага Его, очевидно, не интересуют. Значит, эта деятельность направлена на иные цели? Очевидно, что люди каждой профессии должны производить продукты и услуги в интересах других людей, человечества в целом, имея в виду его, человечества, выживание или, если хотите, процветание. Бог есть любовь, и, несмотря на грехопадение первых людей, и онтологическую склонность к греху последующих поколений, любит всех своих чад без лицеприятия. Все устроено так, чтобы талантов, энергии и ресурсов, данных Им в распоряжение «человеков», с лихвой хватило для счастья всех живущих на земле, разумеется, при добросовестном и разумном употреблении этих благ. Научно-технический прогресс при таком подходе не является и не может быть целью развития. Истинная и главная цель «проекта Земля» — благо человека, его счастье и полное жизненное удовлетворение. Прогресс же — не более чем средство достижения этой главной цели, и должен он, следовательно, иметь свои пределы, как говорится, вглубь и вширь. Зачем? А чтобы ненароком — что мы видим сейчас повсеместно — не навредить самому человеку, не стать ему мертвым идолом, прогрессом ради прогресса.

Сегодня, в разгар глобального кризиса все правительства озабочены одним — выходом из рецессии путем стимулирования спроса. Между тем, и слепцу ясно, что именно в постоянно и искусственно раздуваемом спросе, в бесконечно оторвавшихся от разумной нормы потребностях современного человека и коренится одна из важнейших причин нынешнего мирового бедствия. Сверхдолжное опутало т.н. цивилизованный мир «букетом» злейших страстей, парализовало волю целых народов и их правителей, подавив в них даже здоровый коллективный инстинкт самосохранения. Теоретически выход из нынешнего тупика, конечно, возможен. Но это очень трудный, непопуляр- ный и болезненный путь. Необходим тотальный пересмотр всей философии жизни (и самой жизни) Запада, добровольный отказ широких масс населения от избыточного потребления и сверхдолжных привилегий, снижение на порядок, а то и не один, уровня жизни, покаянное признание вины перед миллионами обитателей «третьего мира», на костях и горе которых выстроено нынешнее преуспевание Запада. Утопия? Конечно! Но это и есть горькая правда!

Бизнесмен, как и все прочие люди, приходит в мир с негласным «заданием от Бога». Он умеет (но мы уже знаем, что не сам по себе, а в силу дарованных ему свыше талантов) то, чего не умеют другие люди, другие типы людей. Его «исключительность» совершенно не ставит его выше других, а просто делает отличным от других по функции; как в армии, где есть и тылы, и медсанбат, и штаб, и разведка. А все вместе образует одно целое — армию. Задача предпринимателя как исполнителя воли Божьей — преобразовывать активы, но не вообще, не как придется, а непременно со знаком плюс, то есть успешно. Его цель — прибавочная стоимость, прибыль, прирост. В самой прибыли ничего плохого нет — всё плохое и хорошее содержится в способе её получения и в нашем к ней духовном отношении.

Главная проблема притаилась в том, что прибыль — это деньги и власть. Они порождают в каждом, кто ими обладает, чувство гордости, гордыни. В этом смысле предприниматель подвергается самым сильным искушениям, буквально балансирует на краю духовной пропасти, и, по незнанию, может впасть (и часто впадает) в тяжкие, даже смертные грехи, происходящие от гордыни как от ядовитого корня. Поэтому безвозмездные дары Господа, преобразованные предпринимателем в материальные блага, в прибыль, должны быть им правильно и разумно употреблены. В этом загвоздка, и в этом вся соль. Приведем пример.

Некий предприниматель К. после уплаты налогов и исполнения всех прочих обязательств получил 100 единиц прибыли. 20 из них он направил на расширение своего бизнеса, 10 — в резервный фонд. Осталось 70 единиц. Как ими распорядиться?

Вариант, А — наиболее распространенный. К. присваивает всю полученную прибыль. Покупает особняк, яхту, часы за тридцать тысяч долларов и т. п. У него возникает то, что вынесено в название данного очерка-размышления, — сверхдолжное владение или СДВ. Почему сверхдолжное? Для ответа на этот вопрос нам следует ввести в оборот и раскрыть термин «должное владение» — тогда и сверхдолжное, независимо от его физических размеров, станет понятным.

Должное владение (ДВ) есть владение разумно достаточное. Оно, конечно, разное у каждого члена общества, и зависит от многих объективных факторов: социального статуса, рода занятий, места жительства, размеров семьи и т. д. В дореволюционной России, когда уровень духов- ной культуры и дисциплины во всех слоях населения был не в пример выше теперешнего, многие купцы и промышленники сами устанавливали себе некий «прожиточный минимум» или лучше сказать «прожиточный оптимум» — конкретную сумму денег, которой, по их мнению, было достаточно, чтобы обеспечить им самим и их семьям достойное житие в течение года. Так вот: всё, что получалось ими в виде годового дохода сверх этого «оптимума», автоматически направлялось на цели благотворительности. И, заметьте — с ведома и согласия членов их семей. Таков общий смысл понятия «должное владение».

Купец в результате вовсе не обрекал себя и свою семью на жизнь скудную. Он оставался зажиточным, уважаемым человеком. Что же отличало его от собратьев по цеху? Он не обременял себя сверхдолжным владением (СДВ) — раз. Он выполнял свое предназначение, то есть волю Божью — два. И он как бы возвращал Творцу то, что получил от Него бесплатно при рождении — три.

В образе этого купца (возможно, одного из наших прямых предков) мы наблюдаем феномен служения, то есть пример осознанной жизни сразу в двух плоскостях или ипостасях — материально-физической и духовной. Жизнь, как работа Богу, точнее — соработничество Богу. Цельная, осмысленная, полная. Счастливая — ибо нет горше удела и страшнее пытки для homo sapience, человека разумного, чем бесполезная работа и бессмысленная жизнь.

Не стоило бы здесь и упоминать о таких банальных истинах, как полная бессмысленность накопления материальных благ и богатств на земле. Эти блага и богатства, во-первых, обращаются в прах и тлен самим фактом смертности их обладателя и невозможности для него контролировать свое владение за гробом (у гроба нет карманов); во-вторых, они весьма уязвимы даже в земной период нашего бытия, так как «воры подкапывают и крадут»: банки разоряются, конкуренты строят козни, конъюнктура рынка все время меняется и т. д.; в-третьих, чем имущества больше, тем больше оно требуют внимания и защиты. Человек становится рабом своего богатства. Ему только кажется, что он владеет богатством, на самом деле — богатство давно уже владеет им.

Однако, вернемся к нашему примеру. Итак, наш предприниматель К. присвоил 70 единиц прибыли и сделал «первый взнос» в сверхдолжное владение, СДВ. Как правило, на этом рост его бизнеса не прекращается: по неизреченной милости Божьей и Его любви к человеку (а в ряде случаев также и долготерпению), он продолжает развиваться. На следующий год, предположим, наш К. получает уже не 100, а 300 единиц прибыли. Отчисления на развитие и страховые фонды вырастают незначительно, зато заметно разбухнет бюджет СДВ. Он составляет уже не 70, а, скажем 200 единиц. Присвоение очередной порции «сверхдолжного» влечёт за собой новую беду: начинается «высасывание из пальца» всё более и более дорогих и изысканных потребностей. Предметы роскоши, шикарные курорты, нелепые прихоти и причуды. Заносчивость, бахвальство и кичливость. Поистине — «вверх по лестнице, ведущей вниз».

Жизненные примеры многих моих знакомых предпринимателей, как и мой собственный опыт, показывают, что в среднем цикл подобной «деградации в росте» для бизнесмена (не берусь судить о других профессиях) занимает где-то от семи до десяти лет. Весь этот период человек, как рудничная лошадь, особо не задумываясь о сути происходящего, но лишь испытывая животную эйфорию от привалившей удачи и целиком относя её на свой личный счет («я построил, я заработал, я круче и успешнее других, я гений!» и т. д.), продолжает нарезать замкнутые круги стяжательства и слепо накапливать СДВ. Он даже не замечает, что давно уже незримо впряжен в тяжеленный воз совершенно не нужных ему вещей, забот и отношений, что жизнь, а точнее этот тяже- ленный воз, давно не радует, а гнетёт и изнуряет его, и примирение с этой постылой «жизнью» требует всё больших доз искусственных стимуляторов в виде спиртного, наркотиков и прочего непотребства. Собственно говоря, в такие периоды само понятие разумных или достаточных потребностей как бы растворяется в мутном потоке бездумного бытия. Часто в такие периоды на помощь призываются транквилизаторы и психотерапевты, за ними маги и колдуны — духовные киллеры…

Между тем, истина всё время рядом — она внутри нас. Кому-кому, а любому нормальному предпринимателю в силу своего изначально трезвого, критического и здравого строя мышления — иначе ничего не создашь и не построишь с нуля! — должно быть ясно, что, как шутят беспризорники, «двумя горлами есть не станешь». Человек не может жить одновременно в двадцати домах, смотреть больше, чем в одно окно, спать больше, чем на одной кровати и т. д. Разумная достаточность это ведь очень конкретно и очень жестко. Каждый в душе знает, сознает реальный уровень своих потребностей. Более того, многим порой является мысль о том, что «на самом-то деле не нужны мне эти особняки и лимузины, а вот завести бы где-нибудь на Волге заимку с банькой и моторкой, ходить по утрянке на рыбалку, приглашать близких друзей, а не этих „надутых индюков“, от которых уже оскомина, только и ждешь удара в спину…».

Цикл «слепого плавания» предпринимателя по бурному житейскому морю неотвратимо завершается очищающим кризисом — банкротством, трагедиями в семье, предательством партнеров и проч. Каждый из нас в своей жизни пережил от одного до нескольких таких «стоп-кранов», и здесь вопрос — чем это обусловлено, случайностью или вмешательством свыше? Что это — невезение, стечение неблагоприятных обстоятельств? Если даже допустить, что это так, откуда тогда почти мистическая цикличность повторения кризисов? (Статистики на этот счет не ведется, но мои наблюдения и опросы друзей четко подтверждают факт семи-десяти летней их периодичности). Вразумляющее действие Промысла Божьего? Это горячее, ближе к истине, но в чем тогда смысл жизненных переломов-перекатов?

Накопление тем или иным предпринимателем критической массы СДВ создает сложности, очевидно, не только для него. Этим сбоем нарушается важная и невообразимо сложная, доступная только Божьему Промыслу симметрия и гармония в мире. Из рядов предпринимательства, как одного из «цехов» дела Божьего и передового «отряда развития» рода человеческого выпадает действующая единица, боец, важное и ответственное звено. Невыполнение предпринимателем своего «задания» — не личного (оно-то как раз выполнено, и даже перевыполнено!), а общест- венно-значимого, обращенного к нуждам и запросам ближних, тех, кто не умеет и не должен производить дополнительную стоимость, зато умеет, скажем, играть на скрипке или учить детей, — это невыполнение влечет за собой длинную цепь весьма болезненных, хотя и незаметных глазу, последствий. Этот «пробел» рождает массу несбывшихся надежд, ненаписанных шедевров, неспетых песен. Мало того — за ним тянется шлейф горя, слез и стенаний тех, кому наш предприниматель должен был помочь, причем не от сытого переизбытка и тайного тщеславия, а по сути своего земного служения. Но не помог. В итоге получается двойной ущерб: и лично нашему герою (в виде кризиса и распада его внешней жизни и духовного «я»), и тому немалому числу промыслительно вверенных ему людей, которое по его вине (а чьей еще?!) осталось без помощи.

С сожалением приходится констатировать, что сознание служения тает, уходит из наших предпринимательских рядов в результате и по мере того, как в них убывает вера. Мы уже не смотрим на мир, как мир Божий, не ощущаем себя Божьими людьми, то есть людьми двусоставными, предназначенными к вечной жизни, и уже потому лично ответственными в своем «хождении пред Богом». Один их Святых отцов писал: страшен человек, удовлетворенный материально, но не имеющий в себе должного духовного устроения. Люди дела — мы должны отдавать себе отчет в том, что не на ком-то другом, но на нас лежит немалая часть ответственности за судьбы этого мира: за невидимые слезы, разрушенные судьбы, отравленную среду обитания, убывающие природные ресурсы и многое другое. Кому много дано, с того много и спросится. Мир един и целостен. Человечество это шесть миллиардов живых людей — клеток единого организма, и не может чувствовать себя здоровой одна его клеточка в то время как страдает и погибает другая…

Следовательно, СДВ — не просто яд. Это враг: и личный, ибо губит многих из нас для земной и вечной жизни, и — через наше неполное или недостойное служение — враг всему человеческому роду.

Теперь обратимся к альтернативному варианту Б — варианту осознанного служения в бизнесе.

Сначала арифметика. Итак, уже знакомый К. получил долгожданные 100 единиц прибыли. Ура!

30 единиц он благоразумно направил на насущные нужды развития своего предприятия и в резервный фонд. Предположим, что по здравым рассуждениям он установил свой «прожиточный оптимум», включающий достойное жилье, транспорт, одежду и все прочее для себя и своей семьи, в размере 20 единиц. Остаток — 50 единиц он направляет на цели благотворительности. Предположим…

Мы специально не касаемся здесь понятия т.н. десятины — десятой доли от доходов, которая, согласно еще ветхозаветной традиции, должна направляться на нужды церкви, а в широком смысле — на нужды ближних. Ветхий завет писан для «грубых нравов» своего времени, и отстоит он от Нового завета, по словам Отцов, как земля от неба. Десятина принципиально не решает и не может решить проблему СДВ, ибо она всего лишь линейно уменьшает, урезает это бремя, оставляя его, как таковое, на плечах и совести предпринимателя. Ноша ответственности (и греха) с уплатой десятины действительно становится чуть легче, но с течением лет, как показывают нехитрые расчеты, при достаточно быстром увеличении массы прибыли и неизменном размере десятины, геометрически будет нарастать и масса СДВ — со всеми вытекающими отсюда (частично уже показанными) негативными последствиями. Из тела прибавочной стоимости часть СДВ должна отрезаться осознанно и беспощадно — как хирург отсекает пораженные болезнью ткани, чтобы спасти весь организм от заражения и смерти.

Заметим, что, освобождаясь от 50 фактически не нужных ему в рамках разумных потребностей, но реально им произведенных единиц прибыли, наш предприниматель совершенно не создает каких-либо помех ни для дальнейшего развития своего детища-предприятия, ни для себя лично. Все на месте, все на ходу, все в рамках достаточности. Нигде ничего не тянет, не висит гирями на ногах, не заставляет в тревоге оглядываться назад или включать инстинкт «бешеного потребителя».

Наш герой становится благотворителем. Не хочется громких слов, но его статус в глазах и Бога, и общества коренным образом меняется. Из «барыги» и «буржуя» он превращается в творца реальной пользы (о правильном благотворении — разговор особый). Вокруг него концентрируется больше добра, а значит и доверия. Больше по-настоящему верных и преданных людей, которые направляются ему Провидением для облегчения его дальнейшего правильного служения, и в помощь на случай глобальных потрясений1. Мы должны понимать, что, хотя нашему предпринимателю, очевидно, уже не грозит судьбоносное «вразумление свыше» в форме индивидуального краха, он отнюдь не огражден от потрясений и испытаний, происходящих в национальном и глобальном обществе, поскольку в массе своей человечество все дальше отходит от идеалов служения, и потому заслуживает подобных назиданий. Находясь в зоне боевых действий, ему поневоле приходится держать ухо востро.

Что дальше? Получив в ходе следующего годового оборота те же, что и в варианте А, 300 единиц прибыли, предприниматель оставляет на развитие, в резерве и на потребление, предположим, около 100 единиц, а 200 отправляет на цели благотворительности. Отметим, что необходимый его предприятию «фонд развития и потребления» растет относительно медленнее (сообразно новым запросам бизнеса и почти неизменному «прожиточному оптимуму»), чем фонд благотворения. Соответственно продолжает расширяться сфера «охвата добром», круг облагодетельствованных, фактически же — получивших, что им положено, людей. Укрепив, таким образом, тылы, получив законное удовлетворение от сделанного блага, наш герой смело и налегке может устремляться вперед. Куда?

Здесь мы вплотную подступаем к центральному вопросу — вопросу о смысле предпринимательской деятельности для самого предпринимателя. Вспомним, что он пришел в этот мир с талантами и качествами организатора и создателя нового. Не это ли его кредо? Не от этой ли деятельности, если она результативна и содержательна, получает он истинное наслаждение? Само дело, сам процесс творчества, поиска, преодоления препятствий, решения нестандартных задач и, наконец — венец всему, расширение дела, в которое вложено столько души, сил, бессонных ночей, — вот что по-настоящему радует и воодушевляет каждого предпринимателя, заставляя его буквально парить от счастья. Не деньги же, в самом деле?!

Видя эту радость, Господь может дать нашему герою чуть больше простора, сил и благ. Сфера деятельности в бизнесе расширяется, возникают новые возможности, новые пути. Алгоритм все тот же, но здесь нет уже места тягостному ярму СДВ, ментальным расстройствам и тревогам, «синдрому Плюшкина», разрушению личности, которое всегда сопровождается непоправимыми разрывами с дорогими сердцу людьми и крайним ожесточением сердца, вплоть до суицида.

Кстати, несколько слов о развитии и просторе. Нам только кажется, что мы знаем, как и куда должен двигаться наш бизнес. Хочется того и другого, все время хочется больше. Но не все нам можно и не все полезно. Часто заблуждение происходит от самомнения, не чуждого и людям, вступившим уже на путь духовных исканий. Чего уж говорить о духовно беспризорных! Оно сродни миражу знания будущего, ярчайшим воплощением которой в практической, как сейчас говорят, жизни является планирование.

На самом деле, к сожалению (или к счастью!), не ведаем мы того, что нам действительно полезно. Надо только признать этот очевидный факт, и станет легче. Мы и себя-то почти не знаем — можем ли по-настоящему любить другого? По самую маковку наполнены информацией, в основном бесполезной, а главного не знаем. Человек — писал один из православных святых — это тот, кто познал себя.

Отсюда — еще один полезный вывод. Хорошо, когда не мы вслепую прокладываем себе дорогу в будущее, определяя на глазок вектор и параметры развития своего бизнеса, а сам Господь в ответ на наше смирение и соработничество открывает нам тот или иной полезный и посильный для нас горизонт развития. В противном случае в запале гордыньки, едва прикрытой показной щедростью, мы легко можем снова угодить в старую наезженную колею, которую только оставили, и незаметно для себя вновь начать генерировать сверхдолжное владение, но уже в других, еще более опасных и вредных духовных формах.

Поистине, все сверхдолжное — дорога в ад.

1 В свое время меня до глубины души поразила история создания Шамординской женской обители, что недалеко от Оптиной пустыни. Занимался этим уникальным «проектом» (потрясающей красоты и гармонии зданием из красного кирпича) некий купец. Был он крупнейшим оптовым торговцем чаем в России. В какой-то момент ему стало тяжело разрываться между стройкой и делами. Тогда явилась ему в видении Богоматерь и сказала: «Дело твое мне угодно. Отныне ты занимайся моим Шамордино, а я займусь твоим чаем». Купец так и сделал. Откуда-то пришли к нему добрые и честные помощники. Дело процветало до самой его кончины, и обитель была построена на века.

http://zavtra.ru/cgi//veil//data/zavtra/09/807/61.html


Rambler's Top100 Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru