Русская линия
Радонеж Сергей Белозерский11.05.2009 

Уроки войны и Победы

На прошедшей неделе мы отмечали День Победы — пожалуй, единственный из советских государственных праздников, сохранивший свое значение и в наши дни. Несомненно, он сохранит свое значение и в будущем, причины этого понятны.

Тогда, в те страшные годы, речь не шла о том, будет ли Россия великой державой, не о том, велика ли будет ее территория, речь не шла о национальной гордости или даже национальной независимости — речь шла о самом существовании нашей страны. Россия существует, потому что наши деды и прадеды сражались и победили. Мы сами существуем, существует наша страна, наш язык, наша культура, поскольку тогда Гитлер был разбит, ценой неимоверных страданий, жертв, героизма, отчаянной борьбы и изнурительного труда.

Поэтому мы с глубочайшим почтением вспоминаем тех, кто воевал за нас, тех кто пал и тех, кто выжил, и возносим молитвы об упокоении всех погибших.

Однако наш долг состоит не только в этом. Мы призваны осознать, как ужасы ХХ века стали возможными, что является их причиной, что привело к тому, что европейская цивилизация, вступавшая в ХХ век с самым солнечным оптимизмом и верой в близкое уже царство мира и гармонии, провалилась в бездну кровавого безумия.

Каким образом культурнейшая нация мира, народ Баха, Канта, Гете, совратилась в варварство самого мрачного свойства? Каким образом в нашей собственной стране утвердилась антихристианская тирания?

ХХ век унаследовал от XIX веру — но не веру в Бога, а светскую веру, веру в прогресс, разум, человеческую добродетель. Наивный, восторженный сциентизм полагал, что вооруженный наукой, расставшийся с «религиозными предрассудками» человек скоро водворит на земле прекрасное царство разума и свободы. Путь человечества казался прямым и ясным — от мрачных веков невежества, варварства и фанатизма, к светлому будущему, где наука ответит на все вопросы и решит все проблемы. Первый удар по этой вере нанесла Первая Мировая Война — когда просвещенные европейские нации, призванные нести культуру, цивилизацию и законность всему остальному человечеству, предались взаимному истреблению, в ходе которого вся довоенная политическая система рухнула.

Этот удар, однако, вовсе не погубил светскую веру — напротив, ХХ век стал веком светских идеологий, светских «благовестий» и светских «спасителей». Когда смотришь черно-белую хронику того времени, поражаешься тому, как европейские диктаторы открыто пародировали библейские образы явления Мессии. В документальном фильме Лени Рифеншталь «Триумф воли» Гитлер прилетает на самолете, буквально грядет в облаках, чтобы спуститься на землю, где толпы людей, сияющих от счастья, рвутся лицезреть его. Маленький человечек с крысиным лицом, истерический и фальшивый в каждом жесте, постоянно восклицающий «я!я!я!» — совершил, добился, осчастливил сограждан, посрамил врагов — и огромные массы людей приветствуют его, как какое-то живое божество. Культ, окружавший Сталина, Муссолини или Павелича, был похожим — и повсюду люди восхваляли чудовищных злодеев как своих господ и спасителей, премудрых вождей, преисполненных великой доброты и справедливости.

Стало ли человечество с тех пор мудрее? Стали ли мудрее мы сами?

Святейший Патриарх Кирилл указал на то, что «теми великими потерями, которые понес наш народ в войне с фашистами, он тем самым искупил богоотступничество во времена большевиков». У многих эти слова вызывали не просто неприятие, но и настоящую ярость; между тем, связь между большевистским переворотом и приходом нацистов к власти очевидна. Она лежит не в мистических глубинах, а на самой поверхности событий. В последнем свободно избранном рейхстаге (законодательном собрании Веймарской Республики) 15 процентов мест занимали коммунисты, 33 — нацисты, те и другие на заседаниях громко горланили, одни — «Интернационал», другие «Хорста Весселя», рейхстаг был неработоспособен. Немцы боялись коммунистической революции и того, что за ней бы неизбежно последовало — коллективизации, экспроприации, репрессий — и поставили на нацистов, как на зло еще неизвестное. Если бы не страх перед коммунистами, Гитлер не смог бы прийти к власти.

Люди, которые пытаются оправдывать коммунистический режим тем, что «если бы не Сталин, мы не выиграли бы войну», обычно упускают из вида, что если бы не Сталин, нам, вероятно, не пришлось бы ее вести.

В человеческой истории много греха, крови и ужаса; но мы верим, что Бог не оставил сотворенный Им мир, и в исторических событиях действует Его промысел — так, что судьбы народов в Его руках. Как сказал Патриарх, «Многие специалисты в области военного дела говорили, что враг был настолько хорошо организован, вооружен, превосходил нас по всем возможностям, что наша победа не может восприниматься иначе, как чудо». Эти слова тоже вызвали нападки — приверженцы культа божественного Сталина возмутились тем, что победа не приписана их кумиру, кто-то вознегодовал на само упоминание о Боге, кто-то увидел в этом умаление подвига наших воинов. Последнее мнение просто результат недоразумения — с точки зрения Священного Писания то, что Бог дарует победу, никак не противоречит тому, что воины сражались, а труженики тыла их снабжали. Беда в том, что критики Патриарха находятся настолько вне контекста христианской культуры и христианского мировосприятия, что просто не понимают, что он имел в виду.

Но нам стоит поразмыслить — для чего Россия была спасена? Какую ответственность это накладывает на нас? Как человек, избежавший смерти, оглядывается на свою жизнь, и задается вопросом — почему и для чего мне была дарована жизнь, так и нам, как народу, стоит задуматься об этом. Были ли мы спасены для того, чтобы уверовать в какую-нибудь очередную безбожную утопию, в какой-нибудь очередной вариант «светской веры», или, настрадавшись от своих и чужих светских идеологий, нам стоит обратиться к реальности бытия Божия?

http://www.radonezh.ru/analytic/articles/?ID=3028


Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика