Фонд стратегической культуры | Олег Слепынин | 07.05.2009 |
6 мая, в праздник святого Георгия Победоносца, в Грузии начинаются натовские учения; во Львове и Риге требуют запретить празднование Дня Победы; на радио «Свобода» специалисты по «русскому вопросу» тихо скрежещут: «Проблемы российской истории не решены. Покоя нет, и не будет»..
Говорят, противоположности сходятся. Сходятся и концы с концами верёвочки под названием «русофобия».
Вот два автора.
«Это гигантское восточное государство неизбежно обречено на гибель. К этому созрели уже все предпосылки». Это первый. Второй: «Русские не потому плохи, что русские, а потому что — Россия. незачем России моря, она — земля».
Первая мысль принадлежит вождю германской национал-социалистической рабочей партии и относится к 1924 году. Вторая, если это мысль, — куда там «пресловутому ефрейтору»! — вылетела с зубовным скрежетом из-под клавиатуры штатного философа радиостанции «Свобода» в 2009-м. Общее у этих авторов — русофобия. У кого-то более дремучая. У кого-то менее. Бывает. Явление описано.
Ровно 20 лет назад, в 1989 году в СССР была опубликована книга Игоря Шафаревича «Русофобия». Я, вероятно, как и многие, о ней узнал по шуму в перестроечной прессе. Шум меня преисполнил к автору гневом, но и заинтересовал. Действительно, что же это за страшная «фанатическая книга», что это за чудище, полное инсинуаций и фашистского бреда? Ох, думаю, прочитаю, и буду, как тому учит из эмиграции Синявский, смеяться! А то юмор в спектре Жванецкий-Петросян меня и тогда не устраивал.
Прочитал. Оказалось — серьёзнейший, взвешенный труд выдающегося исследователя. Явление обнаружено. Описано. Названо. Как и положено в науке. Вот, скажем, выявил биолог прежде неведомую тварь, например, новый вирус; он его описал, назвал — это в цивилизованном мире приветствуется. Кто будет против? Естественно, вирус. Если спросить. А если он письму обучен, так он и напишет, докажет, что его нет, что он безвреден, что учёный сам дурак. Так и вышло с академиком И.Р.Шафаревичем. Но к его «Русофобии» и реакции на книгу мы ещё вернёмся. А пока «вирусную» тему продолжим в ином, художественно-исследовательском ключе.
Когда-то Гитлер в своей «Mein Kampf» убеждал (кажется, не столько читателя, сколько сам себя), что Бисмарк хоть и голова, но его мнение о том, что с Россией воевать нельзя, устарело. Он логически безупречно, как ему почему-то мнилось, доказал, что ситуация принципиально изменилась. Мол, это раньше с Россией воевать было нельзя, потому что «в течение столетий Россия жила за счет именно германского ядра в её высших слоях населения». А что же теперь, в 1924-м? «Теперь это ядро истреблено полностью и до конца. Место германцев заняли евреи, <которые> не в силах надолго держать в своем подчинении это громадное государство». Следует вывод: «Это гигантское восточное государство неизбежно обречено..» Бес русофобии сыграл с Гитлером так, как и задумал. В вальпургиеву ночь 1945 года всё для него было кончено. При этом Европа над его обгоревшим трупом, заваленная костями, лежала в руинах.
Вирусы — по одной из версий (как некоторые думают версии фантастической) — это форма существования бесов; собственно, эта версия не хуже прочих: точно о вирусах никто ничего не знает. Вирус — он то бешено живой, то не совсем, а то и вовсе навроде кристалла. Поэтому и неуловим и чертовски ловко видоизменяется. Представляется, тот же переменчивый бес (вирус русофобии), что морочил Адольфа Гитлера в тюрьме, когда тот диктовал подручному «Майн Кампф», прежде уже мучил Карла, Сигизмунда, Наполеона, Вильгельма. Да и сам Гитлер с ним уже прежде был знаком. Какой восторг он испытал в 1914-м, узнав, что эрцгерцога Фердинанда и его несчастную беременную жену убил в Сербии не немецкий террорист, что война неизбежна.
Русофобия в 1941-м выстукивала на пишущей машинке приказ некоего фельдмаршала: «Никакие исторические или художественные ценности на Востоке не имеют значения». Русофобия устами канцлера Германии излагала план: «Затопить Москву и её окрестности, чтобы там, где до сих пор стояла Москва, образовалось огромное озеро, которое навсегда скрыло бы от глаз цивилизованного мира метрополию русского народа»..
И.Р.Шафаревич описал явление и на него набросились «образованцы» (удачное словцо Солженицына) — местные и уже эмигрировавшие в потоке утечки мозгов и пищеварительных систем. Со всего света они оклеили ярлыками его книгу, как чемодан в аэропорту. А за что? Нет, не за то, что он обратил внимание на элементы русофобства, присутствовавшие, скажем, в сочинениях Чернышевского или некоего публициста с русской фамилией Зайцев, или Салтыкова-Щедрина. Шафаревич заметил: «Чернышевский и Зайцев объявили Пушкина, Лермонтова и Гоголя бездарными писателями без собственных мыслей, а Ткачёв присоединил к этому списку и Толстого. Салтыков-Щедрин, высмеивая „Могучую кучку“, изобразил какого-то самородка (Мусоргского?), тыкающего пальцами в клавиши наугад, а под конец садящегося всем задом на клавиатуру..» Нет, не за это. Из-за другого: он обратил внимание на русофобство какой-то части евреев — на революционный пафос Джека Алтаузена, сочинившего о Минине и Пожарском: «Подумаешь, Они спасли Расею! А может, лучше было б не спасать?», на тенденциозность историков, на корпоративную инициативность Троцкого. В статье «Русофобия: десять лет спустя» И.Р.Шафаревич недоумевает: «Когда стало ясно, что на работу будут появляться отзывы, я с большим интересом стал их читать, надеясь встретить обсуждение по существу, пусть бы авторы и были со мной полностью несогласны. Но в результате — полное разочарование..» Осталось непонятным, считают ли критики русофобию «реальным, весомым фактором нашей жизни?»
Критики уклонились от прямого ответа, но жизнь ответила: да, фактор реальный, да, весомый; даже более чем!..
За годы, минувшие после написания книги, в ряде стран русофобия была возведена в ранг государственной политики. То есть, пользуясь медицинской терминологией, можно говорить о пандемии русофобии (пандемия, научно выражаясь, — это зараза, распространившаяся на всю страну или несколько государств). К чему подобное может привести?.. А к чему привела пандемия русофобии прежде, скажем в Европе, объединённой Наполеоном? Да к тому же, что и объединённую Гитлером. К руинам и костям.
С приближением Дня Победы становится очевидным, что русофобия расширяет своё жизненное пространство. Весна, обострение. А тут ещё и юбилей Гоголя! Тоже, скажу вам, — не фунт изюму. Гоголь для них — повод выказать свою ненависть, в том числе и в геополитическом смысле. Имя этим авторам — легион. У них свои сайты (век не знал, не знал бы и впредь, да на юбилейного Гоголя Гугл вывел.) Вот названия «гоголевских» статей уже выше цитированного штатного философа «Свободы» Б. Парамонова: «У, Русь!» и «Рашкины дети». Статьи, конечно, параноидальны, написаны как бы внутри эха давнего вопля «Свободы»: «Россия — Мать, Россия — Сука», вопля сукиных детей. О чём бы они ни говорили — будут пережёвывать: рабство, пьянство, лишняя территория, хамство. Даже когда вроде б и прицепиться не к чему.
Взявшись за эти заметки, я просмотрел стенограммы нескольких радиовыступлений Парамонова. Вот он признаётся, что, будучи недавно в Москве, «получая визу в российском консулате, был поражен лицами и манерой поведения молодых служащих: они не отгораживали себя от, по-старинному выражаясь, „просителей“. И среди трех таких молодых людей выделялся один человек старой школы — никому, правда, не хамивший, но, это было видно, с трудом воздерживавшийся от хамства». Да с чего Парамонову было видно? Молчал человек — значит, сдерживал себя? Логика! Потому что — философ. Потому что — «Свобода».
Параноидальность же «гоголевских» статей в том, что автор отчего-то уверен, что Россию ненавидят все. Когда-то Достоевский говорил об «отщепенстве», о физической ненависти этих людей к России, которые её ненавидят «за климат, за поля, за леса, за порядки, за освобождение мужика, за русскую историю». Теперь Парамонов берётся утверждать, что «Русские ненавидят Россию. Ненавидят все: красные и белые, богатые и бедные, коммунисты и антисоветчики, зэки и мусора, Иван Грозный и Петр Великий, Ленин и Сталин, Горбачев и Ельцин, старые евреи и новые русские..» Всё смешалось в поражённых вирусом русофобии мозгах. Для него Россия — помойка. Так и пишет.
И я понял, в чём дело. Он и ему подобные образованцы, как ослепшие глухие крысы, которым вирус русофобии выжег глаза и слух, они бродят по стране и всё им кажется помойкой, тыкаются мокрыми носами — и всё для них ужас. Для них нет ни Александра Невского, ни Пушкина, ни Дмитрия Донского, нет Сергия Радонежского, Рублёва, Кремля, нет Суворова, нет Бородино, храма на Нерли, Тютчева, Глинки, нет Серафима Саровского, нет Лермонтова, нет Чайковского и Мусоргского, нет Нестерова и Жукова. Вы представляете их жизнь?! У них Россия — без святых! Они не видят святых, не чувствуют поэзии, не слышат музыки!.. Вот и не светозарна для них Родина. Ослепшие и глухие, поражённые недугом, они учат, изрекают. А была бы у них иная и жизнь и судьба, как писал Шафаревич (чья малая родина Житомир), «если бы равнины Восточной Европы не были усеяны русскими и украинскими костями..»
Но они напоминают: «Проблемы российской истории не решены. Покоя нет, и не будет». Ну да, видим: НАТО, свиной грипп, кризис в недрах марионеточных режимов Украины и Грузии, а у русофобов весеннее обострение.