Русская линия
Православие.RuСвященник Андрей Филлипс07.05.2009 

Кто является небесным покровителем Англии?
Забытый святой покровитель Англии

Я дал обет жить, подчиняясь Христу,
жить только под властью Христовой,
править под властью одного Христа.

Святой Эдмунд, король и мученик

Святой Эдмунд (память 20 ноября/3 декабря) покровительствует Англии в течение вот уже более тысячелетия, хотя постепенно он и был оттеснен на второй план, а сегодня в нашей стране без святых уже почти забыт. Этот процесс забывания начался с XII века — времени окончательного поселения норманнов на нашей земле. Норманны постарались подменить почитание английского святого Эдмунда почитанием святого Георгия Победоносца, причем в том образе, в каком святой этот был близок и понятен крестоносцам. Точно так же они постарались своими сказками и мифами о не английском короле Артуре вытеснить из народной памяти образ благоверного короля Англии Альфреда Великого.

Святой Эдмунд родился в день Рождества Христова в 841 году. Воспитан он был по-христиански. В 856 году он стал королем Восточной Англии, бывшей тогда, думается, колыбелью английской нации. За время своего краткого правления ему пришлось сражаться бок о бок с будущим королем Альфредом Великим, защищая Англию от нападений язычников-викингов. В 869 году, когда вновь на побережье Восточной Англии высадились викинги, святой Эдмунд возглавил войско, отправившееся защищать рубежи своей родной страны. Король попал в плен. Датчане-язычники пытались заставить его отречься от своей веры и стать их данником, но король мужественно отверг эти требования. Храня Христа в своем сердце, он все время повторял имя Его своими устами. Он сказал мучителям: «Меня, живого ли, мертвого, ничто не отлучит от любви Христовой». Привязанного к дереву короля пытали, стреляя в него из луков, а потом обезглавили. Его мученическая кончина случилась 20 ноября 869 года в местечке Хоксен Верхнего Саффолка. Тело его погребли в маленькой деревянной часовне неподалеку.

В 902 году все еще нетленные мощи святого Эдмунда перенесли в Бедриксуорт — место, где сходятся четыре графства Восточной Англии: Норфолк, Саффолк, Эссекс и Кембриджшир. Город вскоре был переименован в Эдмундстоу (то есть Эдмундстаун — «Город Эдмунда»), а потом получил именование Бери-Сент-Эдмундс. Святой Эдмунд стал почитаться небесным заступником сначала этого места, а позднее — и всей страны.

В 929 году король Этельстан, придя сюда простым паломником, основал здесь общину, которая могла бы хранить гробницу святого Эдмунда. В 945 году другой внук святого короля Альфреда Великого, по имени Эдмунд, пожаловал общине новые земли. Святой Эдмунд, король и мученик, чтился как герой Англии. Последний английский родом король Англии, Эдмунд Железнобокий († 1014), также был назван в честь святого Эдмунда. В 1020 году королем Кнутом над ракой святого Эдмунда была возведена церковь, в которой служили монахи из Эли.

Даже после того как викинги в 1066 году окончательно завоевали Англию и расселились здесь, мощи святого мученика все еще пребывали в новой церкви и обновленной раке, куда были положены в 1095 году. Еще долгое время сюда приезжали паломники со всей страны.

Английский король французской крови Ричард I Львиное Сердце, принявший участие в третьем крестовом походе, в 1191 году молил о помощи мученика Георгия у его раки в Лидде. Одержав блистательную победу, Ричард стал почитать святого Георгия своим небесным покровителем и покровителем всего королевского войска.

Но святой Эдмунд продолжал почитаться национальным заступником. И потому бароны — противники короля Иоанна Безземельного (позже заставившие его подписать Хартию вольностей) в 1214 году в день памяти святого Эдмунда возложили к раке святого богатые приношения, моля святого о сплочении нации. В 1215 году король Иоанн в Раннимеде подписал Хартию вольностей. Связанный с этим важным историческим событием девиз Бери-Сент-Эдмундса: «Гробница короля — колыбель закона» сохраняется по сей день.

Но в период внутридинастических распрей, начавшихся после смерти ненавистного для многих короля Иоанна в 1216 году, почти все мощи святого Эдмунда были украдены французскими рыцарями в 1217 году. Их отвезли во Францию, в Тулузу, где они оставались до 1901 года.

В 1220 году королем Генрихом III (1216−1272), племянником Ричарда I, имя святого Георгия было официально внесено в английский национальный календарь.

В годы правления Эдуарда I (1272−1307) на поле боя вместе со стягом святого Эдмунда стали брать стяг и святого Георгия. При Эдуарде III (1327−1377) был основан орден Подвязки, учрежденный во славу Пресвятой Богородицы и святого Георгия. Все это приводило к тому, что о святом Эдмунде все больше забывали. Особое почитание королевской власти в Англии сделало из святого Георгия «узурпатора» национального покровительства. Его титул, однако, означал не «покровитель», а «особенный защитник королевства» (в переводе с французского языка). Но в правление Ричарда II (1377−1399) было создано прекрасное изображение святого Эдмунда как национального покровителя: на диптихе в городе Вилтон святой был изображен вместе со святыми Иоанном Предтечей и Эдуардом Исповедником, которые были представлены как его небесные заступники.

В правление Генриха VII (1485−1509) святого Георгия продолжали называть Защитником королевства. В правление же коварного тирана Генриха VIII (1509−1547) святой Эдмунд был почти забыт. Генрих официально исключил имя святого Эдмунда из английских молитв святым, а в 1539 году он распустил монастырь в Бери-Сент-Эдмундсе.

После реформации святой Георгий стал одним из тех нескольких святых, которых чтит англиканская Церковь.

Большая часть мощей святого Эдмунда (кроме его честной главы) была возвращена римско-католическому священноначалию Англии в 1901 году. Сейчас они хранятся в частной часовне города Арандель в Сассексе, закрытой для посещения. Мощи святого Эдмунда вернутся в свой город, и их должное почитание возобновится только тогда, когда сами англичане вернутся к святому Эдмунду и к тем ценностям, за которые он стоял. Будучи православными, мы считаем, что наша история началась не с протестантского периода Англии (с 1535 — до наших дней) и не с католического периода истории нашего острова (1066−1535), она началась с православного периода I тысячелетия, когда Церковь была единой. Мы верим, что сейчас самое время вернуть святому Эдмунду принадлежавшее ему по праву место в нашей истории и в наших сердцах.

Он — свет с востока, он — дар, рожденный в день Рождества, заступник Англии и защитник праведных, чудо национального единства и сохранения православного христианства, национального патриотизма. Его имя, означающее «Блаженное покровительство», воскрешает в нашей памяти слова из старинного гимна святому Эдмунду:

«Ликуй, о святая Церковь Англии: вот тебе дан на восхваление прославленный король и непобедимый мученик Эдмунд, который, одерживая победу над королями этого мира, вознесся на небеса с великой победой. Отче Эдмунд, внемли тем, кто молится тебе».

Святой Георгий или святой Эдмунд?

В современной английской печати можно встретить утверждение, что стране следует сменить своего святого покровителя. Спрашивают с оттенком ксенофобии: «Как быть со святым Георгием Победоносцем (который в настоящее время является святым покровителем Англии. — о. А.Ф.), ведь он не был англичанином и нога его не ступала здесь?». Атеистически настроенные люди пытаются даже отрицать само существование этого святого. Удивительно, но даже люди, не верующие в Бога, унижающие святых, стремятся в этой дискуссии отстоять свое право иметь личное мнение по данному вопросу. На роль святого покровителя предлагаются «кандидатуры» святых Албана и Кутберта. Однако почитание этих святых никогда не было всенародным. Выдающийся святой, Албан так же не был англичанином, как и святой Георгий Победоносец; что же касается святого Кутберта, то его почитание ограничивалось в основном северо-восточным районом страны.

Ошибка дискутирующих в том, что они считают, будто святого покровителя можно назначить. Но святой должен сначала заслужить всенародное признание. Да и официального закона или декрета о покровителе никогда не было. Только всеобщее почитание сможет подсказать, кому следует быть святым покровителем народа.

Первым святым покровителем Англии был святой Эдмунд. В средние века англо-норманнская монархия на какое-то, весьма не продолжительное, время провозгласила покровительство стране короля Эдуарда Исповедника. Последующие монархи приняли почитание святого Георгия вместо тех, кто считался покровителями страны в прежние века. Сегодня народной волей в Англии признан святым покровителем страны святой Георгий Победоносец, следующим по популярности в народе является святой Эдмунд.

Утверждать, что у Англии был только один святой покровитель, неверно, верно же то, что сегодня только один святой чтится всеми как покровитель страны, и чтится вместо другого. Хотя я почитаю великомученика Георгия Победоносца из Лидды, великого покровителя Палестины и других земель и городов, но я также почитаю и святого Эдмунда, которого, в отличие от других, считаю нашим покровителем по преимуществу. И я вижу по меньшей мере четыре причины, почему, хотя святого Георгия за последние более чем пять веков почитали больше, чем святого Эдмунда, маятник сейчас может качнуться в другую сторону, и время святого Эдмунда скоро вернется.

Во-первых, святой Эдмунд — самый первый святой покровитель Англии; святой Георгий, безусловно достойный почитания, все же не был первым покровителем нашей страны. Каждый, кто ищет возвращения к своим корням, к корням Англии, обязательно обратит внимание на святого Эдмунда. Во-вторых, без тени шовинизма следует признать, что святой Эдмунд, в отличие от святого Георгия, наш кровный родственник, он имеет родство с нами, он здесь за нас умер, его кровь пролилась на английской земле. Это обязательно должно учитываться. В-третьих, святого Эдмунда почитал тот, кто объединил два разных народа: англичан и датских захватчиков, — Альфред Великий. К тому же датские завоеватели были крещены им, и, спустя 30 лет после мученической смерти святого Эдмунда, датчане уже почитали его как святого Божиего. Святой Эдмунд — примиритель двух народов, и почитание его распространилось на многие страны мира. Несомненно, это пример современному многонациональному миру. В-четвертых, наконец, святого Георгия часто чтили чуждым для него образом, потому что почитание этого славного святого и великого мученика превратили в своего рода культ военных. К сожалению, его широкое почитание было принесено в Англию католическими англо-норманнскими крестоносцами — людьми, роль которых в истории страны святой Георгий (как и мы) вряд ли одобрил. В почитании святого Эдмунда мы не видим никаких средневековых искажений, ибо он — образ заступничества, бросающий меч во имя веры, с молитвой, ради спасения своей страны.

За последние несколько лет примерно 10 миллионов фунтов стерлингов было потрачено на строительство гигантской башни кафедрального собора города Бери-Сент-Эдмундс. В то же время мощи святого Эдмунда до сих пор покоятся в частной часовне города Арандель в Сассексе. Разве не настало время вернуть их в пустой собор, чтобы смогли его чтить и ему поклониться те, кто до сих пор верит в святых и в их силу исцеления? Пожалуй, сейчас нам пора снова оглянуться на святого Эдмунда.

http://www.pravoslavie.ru/put/30 310.htm


Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика