Православие и современность | Марина Бирюкова | 06.05.2009 |
Не помню, где я наткнулась на эти слова. Где-нибудь в Интернете, наверное. «Не ищите нового — ищите вечного».
Молодой человек особенно склонен искать нового. Причем, непременно самого нового. Того, чего не было еще вчера. О чем заговорили только сегодня. И о чем с большой вероятностью забудут завтра.
Молодому человеку не хочется во вчерашний день. Вчерашнее — это для детей и для стариков. Но молодым не хочется и в завтрашний день тоже, потому что завтра они не будут уже молодыми. Молодой человек — он весь сегодня, здесь, сейчас. Вот почему он — даже при нешуточном интеллекте — скорей проведет свои полчаса возле вращающейся стойки с табличкой «Лидер продаж» в книжном магазине, чем будет читать «Войну и мир». «Война и мир» из тех книг, которые вообще не читают — их проходят. В том же книжном магазине продаются серийные брошюрки, выпущенные каким-то сметливым белорусским издательством: «„Война и мир“ за 90 минут», «„Преступление и наказание“ за 90 минут» и так далее. Впрямь, должен же кто-то пожалеть сегодняшнего тинейджера, бесконечно далекого от проблем Андрея Болконского, но принужденного, тем не менее, сдавать литературу.
Читатели «Берега», надеюсь, не похожи на тинейджера, которого жалеют белорусы. Поэтому я советую им: прочитайте «Войну и мир». Именно прочитайте, а не перечитайте. Я тоже проходила все это в школе: и «Капитанскую дочку», и «Героя нашего времени», и «Господ Головлевых». А в гораздо более позднем возрасте читала. не «как в первый раз», а именно — в первый раз. Притом не в последний.
Шестнадцатилетняя Наташа собирается на первый в жизни взрослый бал. Старик Болконский мерит сухими шагами липовую аллею в своем имении. Батарея капитана Тушина шпарит по французам. Пьер Безухов бредет по горящей Москве и хочет убить Наполеона. Наташа шепчет «Простите» умирающему князю Андрею. Юный Петя Ростов с криком «Ура!» летит навстречу неприятелю, а через миг летит с лошади наземь. Вопль его матери сотрясает графский дом, некогда счастливый и хлебосольный. Княжна Марья молится за всех.
Мы уже поняли, что люди «Войны и мира» для нас — более чем реальны. Вот именно: более чем. Мы входим в каждого из них, и его мир становится нашим миром. Мы учимся любить людей так, как любил их Толстой. А Толстой любил каждого и каждую из своих людей (не хочется употреблять слово «героев»), прекрасно зная его (ее) слабость и греховность, мучительную сложность и неспособность вовремя в этой сложности разобраться. Мир был бы другим, если бы мы умели любить друг друга так, как любил своих людей Лев Николаевич. С какой пристальностью он вглядывается в каждое движение, в каждое дыхание своего человека! Как бездонно он его жалеет и как счастлив он его счастьем! А что вообще есть человек? Князья да графы, жившие за два века до нас — и жизнью, совершенно на нашу жизнь непохожей, — что общего между ними и нами? Да всё у нас общее. Всё. И мы, и они — люди. Надо читать Толстого, чтоб хоть немного продвинуться в понимании того, что есть человек. И получить урок любви к человеку. Любви истинно христианской, потому что христианская любовь — это когда человека любят во всей его греховности. Не за заслуги любят, не за удовольствия, которые этот человек может нам доставить, а за образ Божий, который в нём. Если мы учимся именно так людей любить, значит, мы прикасаемся к вечному. К вечному и еще. к неизбывному.
К извечной боли. За Петей Ростовым встают все русские мальчики, погибшие в бесчисленных войнах; за княжной Марьей — все тихие подвижницы, незаметно спасавшие самое ценное в самые черные годы; за Пьером Безуховым — все искатели Истины, готовые ради нее на крестный путь.
А Истина, кстати — это не новое. Это вечное.
http://www.eparhia-saratov.ru/index.php?option=com_content&task=view&id=6527&Itemid=4