Седмицa.Ru | 05.05.2009 |
Апостол Варфоломей (Нафанаил)
Фрагмент статьи из т. 6 «Православной энциклопедии». Москва, 2003 г.
Варфоломей ап. от 12 (см. ст. Апостолы) (пам. 11 июня, 25 авг.). В Новом Завете В. упоминается только в 4 списках 12 учеников Иисуса Христа (Мф 10. 3; Мк 3. 18; Лк 6. 14; Деян 1. 13). «Варфоломей», вероятно, является распространенным арам. патрономическим именем (отчеством)? ?- «сын Фалмая» (ср. LXX Нав 15. 14), или «сын Толомея» (ср.: Ios. Flav. Antiq. XX 5. 2).
Ставшее традиц. отождествление В. с ап. Нафанаилом (Ин. 1. 45−51) аргументируют болландисты (ActaSS. Aug. T. 5. P. 7−108), ссылаясь на отцов и учителей Церкви, хотя, напр., блж. Августин выступал против их отождествления (Aug. In Ps. 65. 4).
В. и ап. Нафанаила отождествляют, основываясь на том, что имя В. приводится в списках апостолов синоптических евангелий, тогда как евангелист Иоанн относит к апостолам Нафанаила, о к-ром синоптические Евангелия не упоминают. в евангельских списках апостолов, где имена приводятся попарно, В. стоит рядом с ап. Филиппом, что позволяет сделать предположение о связи этих апостолов (ср.: Ин 1. 43−48). У евангелиста Иоанна именно Филипп сообщает Нафанаилу об Иисусе; апостольский статус Нафанаила очевиден в рассказе о чудесном улове рыбы на Тивериадском оз., т. к. и все др. ученики, свидетели этого чуда, — апостолы (Ин 21. 1−14). Наконец, поскольку В.- патрономическое имя апостола, допустимо, что он мог иметь и др. имя Нафанаил (арам. ?, Натанаэл), тогда полное арам. имя В.- Натанаэл бар Толами (?).
Визант. агиографическая традиция или рассматривала ап. Нафанаила (пам. 22 апр.) как отдельное лицо (Минологий Василия II кон. Х в.- PG. 117. Col. 418−420, 516), или отождествляла его с ап. Симоном Зилотом (Синаксарь К-польской ц. X в.- SynCP. Col. 781). Визант. традиция, отождествляющая ап. Нафанила с ап. Симоном, отражена в богослужебных книгах Греческих Церквей (NikТdhmoj. Sunaxarist"j. T. 4. S. 260). В новейших трудах греч. агиографы либо склоняются к идентификации апостолов В. и Нафанаила (QHE. T. 3. S. 616), либо приводят обе версии: отождествление Нафанаила с В. и с Симоном Зилотом. РПЦ в XIX в. еще безусловно следовала греч. традиции (Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 2. С. 118), но уже при издании «Житий святых, изложенных по руководству Четьих Миней свт. Димитрия Ростовского с дополнениями…» (М., 1903−1911) их комментатор видит в Нафанаиле одно лицо с В., хотя упоминает и др. мнения (идентификация Нафанаила с Симоном Зилотом или с одним из 70 апостолов) (Ж Св. Июнь. С. 211).
О жизни В. Свящ. Писание не сообщает ничего определенного. О Нафанаиле же (В.- с т. зр., их отождествляющей) известно со слов евангелиста, что он был родом из Каны Галилейской (Ин 21. 2). Филипп сообщил Нафанаилу, что они (Филипп, Андрей и Петр) нашли Мессию — Иисуса, «Того, о Котором писали Моисей в законе и пророки» (Ин 1. 45−46). Нафанаил, однако, сначала выразил нек-рое недоверие этому сообщению: «…из Назарета может ли быть что доброе?» Его неверие, вероятно, объясняется бытовавшим среди иудеев представлением, согласно к-рому Мессия не может прийти из Галилеи (Ин 7. 40−44). Нафанаил, видимо, хорошо знал Писание, это подтверждает и сообщение евангелиста, что он сидел под смоковницей, когда его позвал Филипп: в раввинистической лит-ре место под смоковницей часто представлялось как наиболее удобное для бесед раввинов о смысле Писания (Billerbeck. Bd. 2. S. 371). Истинный израильтянин, «в котором нет лукавства», Нафанаил в результате исповедовал мессианство Иисуса: «Равви! Ты Сын Божий, Ты Царь Израилев». Иисус в ответ на эти слова обещал, что он увидит еще большие свидетельства тому — «небо отверстым и Ангелов Божиих восходящих и нисходящих к Сыну Человеческому» (Ин 1. 51).
Проповедь. Согласно апокрифическим «Деяниям ап. Фомы», В. был среди 11 апостолов, бросивших жребий и получивших каждый свою часть ойкумены для миссионерской проповеди (Acta Thomae 1. 4). Он проповедовал в М. Азии (вместе с ап. Филиппом — во Фригии и Ликаонии), Месопотамии, Парфии (Персии) и Индии («Мученичество ап. Варфоломея»), под к-рой одни авторы подразумевали Эфиопию (Руфин Аквилейский, Сократ Схоластик), а др.- Аравию Счастливую (Pseudo-Hieron. De vitis Apostolorum // PL. 23. Col. 722). Однако в сочинениях Евсевия Кесарийского (Euseb. Hist. Eccl. V 10. 3) и блж. Иеронима (Hieron. De vir. illustr. 36) речь идет именно об Индии, где В. оставил Евангелие от Матфея на евр. языке (или переведенное на инд. язык — Epiph. Cypr. Index apost. [Sp.] 6), найденное христ. философом Пантеном, преподавателем Александрийской огласительной школы.
В «Деяниях ап. Андрея» рассказывается о миссионерском путешествии В. вдоль Черноморского побережья. Из «Индии» В. отправился в Парфию, затем в Вел. Армению. На Арташатском холме он встретился с апостолом от 70 Иудой Фаддеем (ср.: Euseb. Hist. Eccl. I 13; Армянская Церковь почитает его как первого просветителя Армении). В. обратил в христианство сестру арм. царя Вогухи и мн. вельмож; по приказу царя Санатрука (Астиага) его распяли вниз головой, заживо содрали кожу и обезглавили.
Почитание. Относительно местонахождения г. Альбана (Албанополь, Урбанополь) — места кончины и погребения В.- существуют разногласия. Традиционно этот город отождествляют с городом, существовавшим на территории совр. Баку. Азерб. археологи в ходе раскопок около Девичьей башни обнаружили остатки древнего храма, к-рый был отождествлен с базиликой, построенной на месте гибели В. В апр. 2003 г. К-польский Патриарх Варфоломей I посетил в Баку место предполагаемого погребения апостола. По др. версии, В. захоронен в пров. Зап. Азербайджан (ныне Иран), на этом месте в XIV в. был построен мон-рь Сурб Барфоломеос. По мнению М. ван Эсбрука, под Албанополем подразумевается г. Никополь (пров. Понт).
Из Альбаны мощи В. были перенесены ок. 410 г. еп. Маруфой в Мартирополь, ок. 507 г. имп. Анастасием в г. Дара (Месопотамия) (Theod. Lect. Eccl. Hist. II 57). В 574 г. Дара был взят персами, гроб с мощами апостола, по сообщению Григория Турского, был брошен в море и чудесным образом, проплыв огромное расстояние, приплыл к о-ву Липари, расположенному между Италией и Сицилией (Greg. Turon. Glor. conf. 1 34). Ок. 838 г. мощи апостола были перенесены в Беневент, где хранятся до наст. времени. С Х в. часть мощей В. находится в Риме в ц. св. Варфоломея, на о-ве Тиберина.
В сер. VIII в. часть мощей В. была перенесена из Липари в К-поль. Распространение в Византии почитания В. связано с агиографической и гимнографической деятельностью прп. Иосифа Песнописца. Он получил в дар от одного добродетельного мужа частицу мощей В., принес ее в свою обитель в Фессалонике и построил в честь апостола храм. В. явился Иосифу во сне и обещал ему дар песнопения (PG. 105. Col. 964).
В. особо почитается Армянской Апостольской Церковью, основывающей свое апостольское преемство деятельностью на территории Армении апостола от 12.
«Мученичество» В. (BHG, N 227) приписывается псевдо-Авдию, еп. Вавилонскому (ActaAA. Т. 2/1. Р. 128−150, 243−260). Сохранились также «Сказание о перенесении мощей Варфоломея» (BHG, N 229) и «Похвальные слова», принадлежащие прп. Феодору Студиту (BHG, N 230), Никите Пафлагону (BHG, N 231), прп. Иосифу Песнописцу (BHG, N 232, 232b) и др.
Под 11 июня в визант. и зап. календарях отмечается день мученической кончины В., 25 (или 24) авг.- перенесение его мощей на о-в Липари. В арм. календарях память указывается 8 дек. и 25 февр., в копт. и эфиоп.- 18 июня и 20 нояб.