Завтра | Александр Проханов | 01.05.2009 |
Бессмысленно уповать на губернатора или мэра, лидера партии или президента корпорации. Они не помогут страждущему человеку, не подхватят живое дело, не родят творческую идею. Их назначают кремлевские властители с единственной целью — обеспечить стабильность в крае и непререкаемость власти. Они охотно принимают на себя эту роль, порой выплачивая за нее гигантскую взятку, и едут в губернию или в околоток, чтобы обогащаться. Скупают для себя леса и пашни, «осваивают» в своих интересах бюджетные деньги, создают сервильную прессу, подавляют несогласных, высасывают кровь из подопечной территории, в которой глохнет жизнь, замирает развитие, проваливаются в топь дороги, ширятся кладбища. И лишь несутся в Кремль тешащие слух сводки о мнимых квадратных метрах мнимо возведенного жилья.
«Но песня песнью все пребудет, в толпе все кто-нибудь поет», — писал Александр Блок. В этих сатрапиях, именуемых губерниями, возникают очаги жизни: хозяйственной, политической и духовной.
В подмосковном Клину несколько молодых предпринимателей создали движение «Согласие и Правда» — разбудили сонное население, сражаются с коррупцией, возрождают народные праздники, помогают бедным, мечтают превратить свой город в цветущее место, где блага природы и цивилизации служат людям. Такие же движения, не связанные с партиями или чиновниками, возникли в Угличе, в Тутаеве, в городках и поселках тверских, рязанских, тульских. Речь идет не только об общественно-политических движениях. Это общины горожан, покинувших мегаполисы, строящие среди лесов и пустошей поселения нового типа, похожие на древние монастыри. Это подвижники-учителя, собирающие беспризорных детей, создающие в провинции новую педагогику, основанную на любви и благородстве. Это открыватели новых технологий, убыстряющих полет самолетов, ускоряющих созревание плодов, исцеляющих безнадежные болезни. Это общества краеведов и ревнителей старины, спасающих храм или археологический памятник. Это фермер, затевающий среди безделья и пьянства новое дело, отстаивающий его от поджогов, бандитов и алчных чиновников.
Все эти начинания характеризует одно: они внепартийны, создаются не по окрику из чиновничьего кабинета. Питаются не указанием «сверху», а естественным ростом «снизу». Они — проявление таланта, упорства, творчества. Во всех этих начинаниях присутствуют составляющие — социальная и духовная. Люди жаждут не просто благосостояния, но осмысленной жизни, высокой цели, приобщенности к Общему Делу, к культуре народа, к его великому прошлому и победному будущему. И еще, творцы этих начинаний, их лидеры и подвижники, руководствуются простой заповедью: «Любить народ и бояться Бога». Они чувствуют свою кровную связь с народом и не позволяют себе богопротивных деяний, за которые придется отвечать на Страшном Суде. Соблюдение этой единой для всех заповеди предполагает бесчисленные формы творчества: хозяйственные, социальные и духовные.
Таких очагов «живой жизни» становится всё больше, они множатся по всей России среди трех океанов. Напоминают соты, в которые пчеёлы сносят мёд. Эти соты пока что разрознены. В одних уже много мёда, в других — только первые капли. На одни нападают прожорливые осы, другие успешно отбиваются от хищников. Эти соты неизбежно сложатся в огромный всероссийский улей. Между ними установятся связь, взаимопомощь, взаимообогащение. Не нужно слать друг к другу гонцов и скороходов — существует интернет, газета. Пусть возникнет координатор. К нему потянутся сведения, голоса, зовы о помощи, рассказы об успехах и достижениях. Пусть возникнет всероссийское движение творцов и ревнителей. Пусть узнают друг о друге, не чувствуя себя одинокими и беззащитными.
Эта новая «сотовая», «сетевая» реальность завоюет себе место под солнцем, станет основой той «Пятой Империи», которая, невзирая на беды и катастрофы, складывается сегодня в России. Возникая вне государственной машины, часто ей вопреки, вызывая подозрение и нелюбовь у чиновников, эта реальность на определенной стадии роста войдёт в творческие отношения с государством. Вынудит государство принять упомянутый символ веры: «Любить народ и бояться Бога». Так древний Рим, гонитель и мучитель христиан, слабея без духа и воли, был вынужден сделать христианство государственной религией.
Возможна трансформация власти. Возможно «чудо на троне». Возможен Президент, разрывающий с губительной традицией Горбачева и Ельцина, создающий, подобно императору Константину, новый тип государства и власти.
Движение, о котором идет речь, не имеет единого лидера, не повторяет горький опыт бесконечных «Русских соборов», «Народно-патриотических союзов», «Фронтов национального спасения». Самолюбивые вожди и гордецы, сладкоголосые риторы и неумелые организаторы, они поднимали на краткое время волны народного негодования, которое разбивалось о пулемёты и танки, о президентские пиар-кампании, о хитроумные технологии власти.
Новое движение неуязвимо для точечных ударов, ибо не имеет единого центра. Этих центров множество, они соединены в живую растущую ткань, способную окружить вонзившуюся пулю или клинок обволакивающей материей. Так поступают живые клетки, когда в них вторгается чужеродный предмет. Крохотные и мнимо бессильные, они обладают колоссальной жизненной мощью. Выдавливают из себя пулю, локализуют воспаление, затягивают рану.
Россия — страна творцов, неунывающих деятелей, уникальных подвижников. Их беда — разрозненность. Соединить эти животворные очаги в сложное, цветущее единство — это и есть создание новой России. Сотворение «Пятой Империи». Продвижение к Русской Победе.