Православие и современность | Семен Кулагин | 30.04.2009 |
Первое, о чем стоит подумать, готовясь к такой поездке, — о ее цели. Если цель — почтить святого Серафима, Саровского и всея России чудотворца; помолиться перед чудотворным образом Божией Матери о заступничестве и помощи в житейских обстояниях; поблагодарить святых земли Дивеевской за помощь и поддержку, заказав благодарственный молебен, — это одно. Но если цель — «духовно подлечиться», чтобы затем продолжать вести прежнюю греховную жизнь, — совсем другое…
Обычно это «лечение» состоит из набора строго определенных действий: пройти по канавке Богородицы и 150 раз прочитать «Богородице Дево радуйся..» (при этом не забыть загадать желание; и ходят такие «паломники» с четками в руках, наивно полагая, что несут великий подвиг); окунуться в три святых источника, по три раза, непременно с головой; обязательно взять сухариков и масличка, а еще засушенной травки с канавки Богородицы, да и землички оттуда же не забыть. Правда, набрав с собой всех этих «святынек», люди сами потом недоумевают: а что же с ними делать? Так и лежат годами дома, хорошо, если не выбросят.
Как видим, рецептура «духовного оздоровления» весьма проста: не надо ни ежедневных молитв, ни исповедания грехов, ни постов, ни работы над собой. Достаточно просто поехать и выполнить все предписания, которые ничтоже сумняшеся выдают руководители «паломнических» групп, в огромных количествах отправляющихся от различных турфирм, общественных организаций и т. п. И при этом не забывают добавить самый главный «рецепт» — оказывается, чтобы «оздоровиться» окончательно, в Дивеево надо съездить не менее 3 раз. Особо сообразительные руководители добавляют: в году!
Весь этот суррогат духовности печалит. Получает ли пользу больной, лечащийся поддельными лекарствами? Сопровождающий паломников — лицо особо ответственное, с него спросится за каждое слово, за каждого паломника, которого он ввел в заблуждение. Может ли слепой вести людей в верном направлении? Может ли человек, не имеющий отношения к Церкви или не понимающий смысла и цели христианства, раздавать духовные советы? Вопрос риторический.
Второе, о чем стоит подумать перед тем, как совершить поездку, — как ехать: группой на автобусе или самому на машине? Если вы там не были, съездите сначала в составе паломнической группы, чтобы как минимум узнать маршрут. Если же вы уже были в Дивеево, желание съездить туда повторно на автомобиле, да еще захватить кого-то из знакомых можно только приветствовать. Если же вы решили поехать на автобусе (разумеется, от церковной паломнической службы), то обязательно поинтересуйтесь: давно ли работает эта служба, имеет ли благословение Правящего Архиерея, как организована поездка. Желательно отдать предпочтение той службе, о которой вы имеете добрые отзывы. Личность сопровождающего также имеет большое значение. Его непрофессиональная работа может испортить впечатление от самой благодатной поездки, и наоборот — опыт и знания могут даже неидеально организованную поездку превратить в праздник души. В то же время, если во время путешествия в ответ на ваши замечания сопровождающий не принимается немедленно исправлять положение, а говорит: «Молитесь и смиряйтесь» — лучше как можно быстрее распрощаться с таким «руководителем группы» и этой организацией.
http://www.eparhia-saratov.ru/index.php?option=com_content&task=view&id=6494&Itemid=3