Русская линия
Православие.Ru Анатолий Холодюк25.04.2009 

Символические центры Земли в святом граде Иерусалиме

В святом граде Иерусалиме паломникам обязательно покажут так называемый «пуп Земли» (или «центр Земли»). Он находится в храме Гроба Господня, на середине прямой линии, соединяющей алтарь кафедрального храма Иерусалимского Патриархата и Кувуклию. «Пуп Земли» — это символизирующая центр христианского мира каменная чаша, внутри которой шар с начертанным на нем крестом[1].

Точно не известно, когда и кем поставлена здесь эта чаша. Рядом с ней греческие монахи ставят такой же невысокий светильник со множеством свечей и ящик для пожертвований. Чашу приковывают на всякий случай цепью, чтобы паломники и туристы без надобности не смещали ее или, не дай Бог, не унесли из храма, как это, говорят, уже здесь случалось. Посетители храма Гроба Господня, по неизвестно кем придуманному обычаю, стараются коснуться «на счастье» этой чаши. Так уж сложилось, что ненадолго сдвигать со своего места чашу, а вместе с нею, получается, смещать и сам «центр Земли» могут только греческие монахи да помогающие им сестры, моющие пол в храме. Однако временно смещая его, уборщики тут же возвращают его на старое место — туда, где ему положено находиться в храме.

Бытует мнение, что греки-христиане решили символически отметить в Иерусалиме христианский центр Земли в противовес находившемуся в Дельфах, в храме Аполлона, омфалу — камню, символизировавшему центр языческого мироздания.

Сохранились устные предания, что еще со времен земной жизни равноапостольной царицы Елены († 330), предпринявшей раскопки на Голгофе и отыскавшей пещеру, где был погребен Спаситель, а также обретшей Животворящий Крест Господень, четыре гвоздя и титло «INRI», греки стали указывать «пуп Земли» прямо напротив самого входа в пещеру Гроба Господня.

«Пуп Земли» не всегда обозначался таким же образом, как сегодня, — каменной чашей. Так, в западных исторических хрониках сообщается, что «пуп Земли» некогда имел форму колонны или столба. И не всегда он отмечался в святом для каждого христианина месте — у Гроба Господня. Так некий епископ Аргулф примерно в 700 году (то есть уже после того, как Иерусалим и его главная святыня были отвоеваны войсками византийского императора Ираклия) оставил письменное свидетельство о «пупе Земли», обозначенном «высокой колонной к северу от церкви Голгофы, посреди города» Иерусалима[2].

В «Голубиной книге» — древнем памятнике русской народной духовной литературы — Иерусалим упоминается как «город городам отец», потому что «во граде во Иерусалиме тут у нас среда земли». При описании церкви Воскресения Христова о «пупе Земли» упоминает в своем «Хожении» игумен Даниил, посетивший Палестину в 1104—1107 годах: «И есть от дверей Гроба Господня до стены великого алтаря 12 сажень; и ту есть вне стены за олтарем пуп земленый…»[3].

В 1102 году «пуп Земли» в виде колонны описал и епископ Севулф[4]. Через три столетия, в 1322 году, это место с колонной упоминается уже «в середине церкви»[5]. Позже этот любопытный памятник упоминается и другими хронистами и паломниками, но степень его древности никто не знает: у греков в храме Гроба Господня имелась «круглая колонна около двух футов в высоту, выдающаяся из мраморной мостовой, но ничего не поддерживающая»[6]. Назначение этой колонны связывали с указанием в Иерусалиме «истинного центра», или «пупа, Земли». В 1646 году Бернард Сириус из Брюсселя сообщал, что греки называли эту колонну «центром Земли». Через два столетия, в октябре 1884 года, хронисты называли этот «центр» «столбом», хотя на его месте была уже «ваза, по форме напоминающая сосуд для фруктов», называемая арабами и местными сирийскими христианами «центром Земли». Причем отмечалось, что в конце XIX века почти в каждой греческой церкви в Сирии имелось подобное сооружение в центре храма, называемое по-арабски «амуд», и представляло оно собою тоже вазу или нечто вроде вазы.

В конце XIX века «пупом Земли» считалось также и некое «круглое отверстие на хорах (возможно, „Латинских хорах“. — А.Х.) церкви Святого Гроба»[7]. Некоторые иерусалимские историки считают, что «центр Земли» — висящая в поперечном нефе греческого кафоликона «люстра с крестовиной, пересеченение которой и означает для христиан пуп Земли»[8].

Начальник Русской духовной миссии Московского Патриархата в Иерусалиме архимандрит Тихон (Зайцев) в 2006 году говорил в беседе с автором этих строк: «Так называемый пуп Земли, встречающийся паломнику в храме Гроба Господня, напрямую связан с домостроительством Божиим, с замыслом Бога о человеке. В Священном Писании сказано, что Господь „содела спасение посреде земли“. Божественная Голгофа и Живоносный Гроб Господень, из которого воссияла жизнь миру, являются доказательством подлинности исполнения пророческих слов о спасении человека».

Святой град Иерусалим издревле почитался центром Земли. Убеждение, что город сей в «середине Земли», основывалось на словах псалмопевца царя Давида: «Бог же Царь наш прежде века, содела спасение посреде земли» (Пс. 73: 12), а также других мест Священного Писания: «Сей Иерусалим посреде языков положил его и страны яже окрест его» (Иез. 5: 5). «На основании этих слов некоторые полагали, — пишет преподобный Ефрем Сирин в „Толковании на книгу пророчеств Иезекииля“, — что Иерусалим находится „посреде земли“, как сердце посреди членов. Ибо из Иерусалима исшел закон, который заповедям своим подчинил все народы; и во Иерусалиме водружен и крест, который своими благодеяниями покорил все концы земли»[9].

Со времен средневековья в старых библиотеках Западной Европы сохранились редкие экземпляры так называемой «Карты Земли», датированной XIII веком, где в самом центре ее обозначен четырехугольником священный город Иерусалим с изображением восставшего из Гроба Иисуса Христа[10]. Существуют и другие карты-раритеты, где в соответствии с представлениями древних картографов, Иерусалим является «центром Земли». В немецкой энциклопедической литературе отмечается, что на Западе вплоть до ХVIII века на всех картах Земли святой Иерусалим обозначался как центр мира.

Само понятие «пуп Земли» является своего рода «мифопоэтическим символом центра»[11]. В сознании людей он обозначает центр сосредоточения чего-то наиболее главного и важного, в том числе географического понятия «центра Земли». Еще в языческие времена он определялся в зависимости от того, где располагалось главнейшее средоточие или жилище верховного божества. Однако таких культовых мест на земле множество. «Пуп Земли» как таковой является и символом всякого рождения. Он — «предельно отвлечен, геометричен и метафоричен»[12], поэтому часто описывается как священная гора или поднимающийся из вод хаоса остров.

В мифах народов мира «пуп Земли» ассоциируется с местом встречи неба с землей, обиталищем богов, например Меру, Гелиополис, Олимп, Синай, Химинбьорг и другие. Распространенный образ «пупа Земли» встречается и в других местах: «umbilicus urbis» в Риме, город Куско (Cusco) в Перу, «Piccadilly Circus» в Лондоне, а также гора Мориа в том же Иерусалиме.

Локализация «пупа Земли» на Святой Земле определяется не только христианской традицией. Так, согласно иудейской традиции, «пупом Земли» являются и сама гора Мориа, традиционно отождествляемая с Храмовой горой (Хар а-Баит) в юго-восточной части Старого города в Иерусалиме, и находящийся на этой горе так называемый «краеугольный камень». Последний неоднократно упоминается в Священном Писании: «Посему так говорит Господь Бог: вот, Я полагаю в основание на Сионе камень, камень испытанный, краеугольный, драгоценный, крепко утвержденный: верующий в него не постыдится» (Ис. 28: 16).

Многие паломники не придают особого значения Храмовой горе, полагая, что она считается священным местом только для сторонников иудаизма и ислама. Однако Храмовая гора освятилась пребыванием здесь Спасителя. Во времена земной жизни Иисуса Христа в дни больших праздников здесь собиралось все население Иерусалима и пришедшие со всей страны для принесения жертв. «Каждый год родители Его ходили в Иерусалим на праздник Пасхи» (Лк. 2: 41). Здесь, в Храме, состоялись беседа 12-летнего Иисуса с учителями (см.: Лк. 2: 46−49), изгнание торгующих из Храма, известное как очищение Храма, рассказ о котором приводят все четыре евангелиста (см.: Мф. 21: 12−13; Мк. 11: 15−18; Лк. 19: 45−46; Ин. 2: 14−17).

Упоминаемая в Ветхом Завете Храмовая гора известна и тем, что именно здесь находится «краеугольный камень», или «камень Основания» (Эвен а-Штия — на иврите; эх-Сахра — на арабском). В иерусалимских энциклопедических справочниках отмечается, что этот камень и есть тот самый, на который Бог взгромоздил мир в третий день творения[13].

Храмовая гора указывается и как место, где совершалось принесение в жертву Авраамом своего единственного сына Исаака (см.: Быт. 22: 2−14). Здесь же находилось гумно Орны Иевусеянина (см.: 2 Цар. 24: 18−25), выкупленное царем Давидом, поставившим на этом месте жертвенник, а затем его сыном Соломоном в Х веке до Р.Х. здесь было возведено святилище Первого Иерусалимского храма. В самой сокровенной части Храма, именуемой Святая Святых, возведенной вокруг краеугольного камня, был установлен Ковчег Завета. Да и сам Иерусалим был основан царем Давидом именно здесь, благодаря близости к святому месту.

Ныне на месте Первого и Второго Иерусалимских храмов возвышается построенная в 688−691 году Абд аль-Маликом мусульманская святыня Купол Скалы, или Золотой Купол (Куббат ас-Сахра), называемая часто «мечетью Омара». Это — третье по значению святое место ислама после городов пророка Мухаммеда — Мекки и Медины. Грандиозное сооружение призвано, по замыслу архитекторов, провозгласить превосходство ислама и создать центр исламской культуры в святом граде. Его восьмиугольная аркада украшена оригинальной мозаикой (692) и надписями, призывающими христиан признать истинность ислама. В середине этого культового сооружения возвышается окруженная позолоченной решеткой высотой в 1,25−2 м монолит-скала длиной 17,2 и шириной 13,5 м. Она считается мусульманами священной, поэтому к ней никому нельзя прикасаться, ее запрещено фотографировать, около нее можно стоять только без обуви.

Считается, что это и есть «краеугольный камень», который помещался в Святая Святых Иерусалимского храма[14]. С незапамятных времен в Израиле бытует мнение, что именно эта «торчащая пупом» монолит-скала — выпирающий на относительно ровном месте Храмовой горы монолитный камень — и является «пупом Земли». Это утверждает и древнееврейский фольклор, в тексте которого центром мира определяется Палестина, а в ее центре — Иерусалиме — находится его «сердце», то есть Храм со Святая Святых и Ковчегом Завета, установленные на «камне Основания» мироздания. В память об этом у древних евреев священный круглый щит имел форму пупа, и выступ в его центре тоже назывался «пупом»[15].

Мусульманами этот «краеугольный камень» признается как вершина той горы, с которой, согласно Корану, вознесся в небо пророк Мухаммед: речь идет о его «ночном путешествии», во время которого Мухаммед был перенесен из Мекки в Иерусалим, откуда он совершил «мирадж» — вознесение сквозь небеса к Господу, утром же вернулся в Мекку. С южной стороны этого камня отпечатан будто бы след его ноги. А рядом находится нечто похожее на башенку-реликварий, где, по мусульманской традиции, хранятся три волоска из бороды Мухаммеда, выставляемые для обозрения только раз в году — в день вознесения пророка на небо. Под скалой-монолитом можно видеть вырубленные со времен крестоносцев несколько ступеней, ведущих, по мусульманской легенде, в небольшую пещеру — так называемый «колодец душ» (по другим данным — «источник душ») — место «страшного суда». Считается, что здесь дважды в месяц собираются для молитвы умершие.

Однако у ряда иерусалимских ученых-историков имеются и другие мнения относительно локализации на Храмовой горе «краеугольного камня», но они не получили в народе широкого распространения.

В Западной Европе сохранились письменные источники, повествующие о том, как в 1099 году в руках крестоносцев оказался осажденный ими Иерусалим. 15 июля отряду Готфрида Буйонского удалось перебраться через городскую стену, открыть ворота и захватить на Храмовой горе священную мечеть Купол Скалы, добравшись до заветного «краеугольного камня». Мусульманская святыня над «пупом Земли» была обращена крестоносцами в христианскую церковь, названную ими «Templum Domini» (храмом Господним). Золотой крест, сменивший сорванный с купола полумесяц, воссиял в «центре Земли» — Иерусалиме. Крест сняли в 1187 году, после того как город был отвоеван султаном Саладином, а потом враги под смех толпы таскали его по улицам. По словам очевидца, даже статуи на иерусалимских зданиях плакали, глядя на такое святотатство.

Древним зодчим, строившим из камня, особенно трудно давалась пригонка углов зданий. Укладывавшиеся тут камни назывались «краеугольными» и подгонялись мастерами особенно тщательно. Краеугольные камни отсекались от скалы для того, чтобы соединить и поддержать стены постройки. Вcпоминаются библейские слова о том, как один камень при постройке показался зодчим никуда не годным. А когда пришлось возводить угол здания, то именно он-то и подошел здесь строителям и «сделался главою угла». «Поставить во главу угла» теперь означает: признать что-либо самым существенным, основой построения, положить в основание. А само выражение «краеугольный камень» в значениях «основа, суть и базис чего-либо» люди мало-помалу перенесли на все самое важное не только в строительстве, но в любом роде работ. Краеугольным камнем — основанием Церкви — назван и Иисус Христос (см: Еф. 2: 20).

Популярным фразеологическим выражением стали и слова «пуп Земли», употребляемые, как правило, чаще в ироническом смысле по отношению к тем, кто необоснованно считает себя основной, силой или центром. «Пуп Земли», «краеугольный камень» вошли в активный словарь русского литературного языка, а происхождение их напрямую связано с символическими центрами Земли в Иерусалиме.

______________________________________

[1] Святая Земля. Исторический путеводитель / Под ред. М. Бибикова. М., 2000. С. 50; Брокгауз Ф.А., Ефрон И.А.CПб., 1898. С. 93. Энциклопедический словарь. Т. 25.

[2] См. об этом главу «Пуп Земли» в кн.: Уоррен Уильям Ф. Найденный рай на Северном полюсе. М., 2003.

[3] Брокгауз Ф.А., Ефрон И.А. Энциклопедический словарь. Т. 25. С. 793.

[4] См.: Уоррен Уильям Ф. Найденный рай на Северном полюсе.

[5] Там же.

[6] Там же.

[7] Брокгауз Ф.А., Ефрон И.А. Энциклопедический словарь. Т. 25. С. 793.

[8] Торик И. Энциклопедический путеводитель по Израилю. Иерусалим, 2004. С. 70.

[9] http://www.lib.eparhia-saratov.ru/books/06e/efrem/sirin3/153.html

[10] Там же. С. 145.

[11] Мифы народов мира. М., 1988. Т. 2. С. 350.

[12] Там же.

[13] Торик И. Энциклопедический путеводитель по Израилю. Иерусалим, 2004. С. 96−97.

[14] Библейская энциклопедия: Путеводитель по Библии. М., 1998. С. 123.

[15] Мифы народов мира. М., 1988. Т. 2. С. 350.

http://www.pravoslavie.ru/put/30 180.htm


Rambler's Top100 Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru