Русская линия
Седмицa.Ru24.04.2009 

«Источник еси воистинну воды живыя, Владычице»

Икона Божией Матери «Живоносный Источник»

По материалам статьи из т. 19 «Православной энциклопедии». Москва, 2008 г.

«Живоносный Источник» ["Живоприемный Источник"], образ Божией Матери. Иконография связана с прославлением целебного источника за городской стеной Константинополя поля у Силиврийских ворот, на месте к-рого, по преданию, в V в. имп. Лев I основал Живоносного Источника мон-рь. Текст анонима X в. о чуде обретения источника и 47 случаях исцеления от него (лат. De sacris aedibus… P. 878−889) стал основой для пересказа визант. церковным историком Никифором Каллистом Ксанфопулом между 1306 и 1328 г. В добавлении к тексту анонима мон. Никифор Каллист сообщил о прекращении чудес от источника в годы лат. управления Константинополем (1204−1261) и Лионской унии (1274), заключенной имп. Михаилом VIII Палеологом (1259−1282), и их возобновлении (15 чудес) по вступлении на престол имп. Андроника II Палеолога (1282−1328). Пересказывая источник X в., Никифор Каллист упоминает 2 чудотворных образа Божией Матери. Один из них находился в главном нефе монастырского храма и, очевидно, являясь частью композиции «Благовещение» (у колодца?), был парным изображению арх. Гавриила. Другой помещался в крипте, рядом с источником. По преданию, именно от этого образа получила исцеление от бесплодия жена имп. Льва VI Мудрого Зоя Карвонопсина: «Отмеренный моток шелка, равный по длине образу Богоматери, что справа (от образа) Спасителя нашего в Катапиги (крипте), опоясан был вокруг (ее лона), по милости (Богоматери) она зачала славного императора Константина (VII Багрянородного)» (цит. по: Тэлбот. 1996. С. 118). Из описаний неясно в какой технике (мозаика? рельеф?) было выполнено изображение. Согласно тексту Никифора Каллиста, Богородица, облаченная в имп. одежды, «словно черпала (святую) воду и святила ею кругом себя и паломников» (цит. по.: Там же. С. 119). Этот же автор дает описание еще одного, не упоминаемого ранее мозаичного изображения в крипте, к иконографии к-рого, очевидно, восходят известные в наст. время изводы иконы «Ж. И.»: «На картине, которая была в центре свода, где потолок храма, художник своими собственными руками изобразил в совершенстве Живоносный Источник, Который исторгает наружу из своего лона Прекраснейшего и Предвечного Младенца под видом прозрачной и жаждоутоляющей воды, живой и брызжущей… Когда задвижка, что напротив образа, поднимается, дабы остановить поток воды, и тень отражается в воде, то каждый может видеть, как в зеркале, Саму Богородицу, плывущую по живительной воде, озаренную сверхъестественным сиянием. И всякий мог дивиться, что же более правдоподобно, был ли этот образ наверху извлечен из воды, непостижимо вознесшийся к солнцу и сохраненный на потолке, или образ сверху проникает в воду, отражаясь как в зеркале» (цит. по: Там же. С. 120). Вероятно, описанная Никифором Каллистом мозаика в центре свода крипты (по мнению А. М. Тэлбот, в своде мраморного кивория над источником), была создана в период восстановления храма после XI в., вероятнее всего при имп. Андронике II в связи с возобновлением чудес. С постепенным усвоением эпитета «Живоносный Источник» Богородице (Кондаков. С. 373; Talbot. 1994. P. 136−137), он становится связанным с этой иконографией, в основе к-рой — изображение Богоматери с Младенцем на лоне. Каким именно было изображение Богородицы в крипте — неизвестно. Сохранившиеся памятники представляют 2 широко распространенных в Византии типа изображения: образ Богоматери-Оранты с воздетыми в молении руками, Младенец в медальоне или без него (в рус. традиции — «Знамение») и образы Кириотиссы, или Никопеи, — Богородица держит перед Собой медальон с Младенцем Христом или Самого Младенца. Самые ранние сохранившиеся изображения «Ж. И.» известные с XIV в., представляют Богоматерь в типе Оранты с благословляющим Младенцем на лоне. В мон-ре Вронтохион в Мистре, к-рому покровительствовал имп. Андроник II, подписное изображение «Ж. И.» встречается в росписи ц. Богородицы Одигитрии (Афендико) (ок. 1322) — в нартексе, над входом в храм изображена Богородица с Младенцем в фиале (чаше), по сторонам — полуфигуры праведных Иоакима и Анны в молении, в верхней зоне — небольшие фигурки 2 ангелов; причем юж. парекклисион ц. св. Феодоров (роспись ок. 1400) того же мон-ря имеет освящение в честь Божией Матери «Живоносный Источник». В этот период мастером визант. выучки была создана роспись ц. Успения Пресв. Богородицы на Волотовом поле в Вел. Новгороде (1363 или после 1380), где на зап. стене, над входом в храм, изображена того же типа композиция, но без ангелов по сторонам. Впосл. большее распространение получил извод, где Богоматерь в фиале изображе-на держащей обеими руками Младенца Христа (роспись сер. XVI в. в приделе вмч. Георгия Победоносца в мон-ре св. Павла на Афоне).

Для Руси изображение «Ж. И.» в XIV в. в росписи волотовской церкви осталось единичным примером. Один из первых образцов этой композиции в XVII в. представлен в росписи Иоанно-Богословского придела (диаконника) Благовещенского собора в Сольвычегодске (1600, работа московской артели Федора Савина и Стефана Арефьева; пропись XVIII—XIX вв.). Распространение этого сюжета, гл. обр. в иконописи, приходится на сер. XVII в., после того как в 1654 г., при патриархе Никоне, в состав рус. Цветной Триоди была включена Служба иконе Божией Матери «Живоносный Источник» и Сказание о ней, созданные Никифором Каллистом, а неск. годами позже в сб. «Небо Новое» (Львов, 1665) архим. Иоанникий (Галятовский) привел рассказ о 16 чудесах в главе «Чуда Пресвятой Богородицы от Источника еи» (Л. 20−22 об.). Вскоре сюжет был освоен иконописцами Оружейной палаты, создавшими развитую иконографическую схему (иконы кон. XVII в.; кон. XVII — нач. XVIII в.; обе в ГТГ — Антонова, Мнева. С. 445, 453), дополненную клеймами чудес на полях (икона 1675 г., ЦМиАР — София Премудрость Божия. 2000. Кат. 79). Сохранившиеся иконы 2-й пол. XVII—XVIII вв. позволяют говорить об одновременном существовании 2 изводов: Богородица с Младенцем на руках восседает в драгоценном фиале в виде потира, вырастающем из водоема на фоне традиц. для рус. иконы пейзажа в виде горок с лещадками (иконы: из ЦМиАР; 1-й трети XVIII в., РГИАХМЗ); Богородица с Младенцем (благословляет обеими ручками) представлена на престоле под сводами белокаменного храма у самого источника вод (иконы: кон. XVII — нач. XVIII в., ГТГ; кон. XVII — нач. XVIII в., НХМ — Православная икона. С. 167−168; нач. XVIII в., ЯИАМЗ — Похвала Богоматери. Кат. 15), как вариант этого типа — изображение Богородицы не на престоле, а на облаках, сходящих в воды купели (икона посл. трети XVIII в., ГВСМЗ — Иконы Владимира и Суздаля. Кат. 111). По сторонам Богородицы — 2 ангела на облаках. Вокруг водоема, имеющего, как правило, форму квадрифолия, — фигуры людей (цариц и царей, архиереев, монашествующих, простого люда), черпающих и пьющих воду из источника; их изображения не произвольны, а связаны со Сказанием, иногда дополнены комментирующими надписями в картушах. Чудеса в клеймах в основном следуют варианту, предложенному в сб. «Небо Новое», чаще их 16 — по числу описанных, однако чудеса могут идти в др. последовательности, дробиться на неск. клейм, количество к-рых может достигать 25 (икона из РГИАХМЗ). Как правило, чудеса даны в следующем порядке (по иконе из ЦМиАР): обретение имп. Львом I источника; исцеление слепого водой из источника; построение имп. Львом I храма у источника; исцеление имп. Юстиниана; исцеление царицы Елены от бесплодия; обновление храма имп. Василием I Македонянином, чудеса от источника; исцеление от бесплодия царицы Зои; воскрешение жителя Фессалоники; Богоматерь спасает людей во время разрушения храма; исцеление бесноватых и спасение от темницы водой от источника; исцеление имп. Льва Мудрого, его брата Стефана, царицы Феофании и Иерусалимского патриарха Иоанна; исцеление патрикия Тарасия и его матери; исцеление имп. Романа и императрицы; исцеление монахов; спасение от царского гнева патрикия и простоспафария; исцеление варягов.

На мн. иконах встречаются интересные детали. Так, на иконе из ЦМиАР в клейме «Богоматерь спасает людей во время разрушения храма» Богородица в чаше (тип Оранты с Младенцем) представлена в рост в медальоне (клеймо 9). На иконе из ГВСМЗ в традиц. сюжетную канву включены образы святых целителей и, возможно, небесных покровителей заказчика с надписями возле каждого: свт. Николай Чудотворец, сщмч. Антипа Пергамский, прп. Пелагея, сщмч. Харалампий, преподобные Сергий Радонежский и Паисий Великий; в правой части доски закреплена эмалевая иконка с поясным изображением свт. Димитрия Ростовского, соразмерным прочим фигурам святых. На иконе из РГИАХМЗ на полях дополнительно изображены 13 медальонов, в к-рых представлены Господь Саваоф (в центре верхнего поля) и 12 апостолов (на боковых полях). На иконе из местного ряда иконостаса ц. арх. Ми-хаила в дворцовом с. Бронничи (ныне г. Бронницы Московской обл.), 1702−1704 гг. (ЦМиАР), работы Кирилла Уланова и Тихона Филатьева, совмещены 2 типа извода: Богоматерь с Младенцем в фиале представлена в центре водоема под сводами главного нефа базиликального сооружения.

В росписи ц. прор. Илии в Ярославле на юж. стене придела в честь Покрова Пресв. Богородицы (посл. четв. XVII в.) Богородица с Младенцем Христом на левой руке изображена стоящей в рост на зеленовато-голубых облаках, сходящих с небес в купель, вокруг Нее по границе розового сияния Славы — фигуры 7 парящих ангелов, 2 вверху венчают Богородицу короной, другие касаются Ее одежд, средний ан-гел справа придерживает обеими руками за локоток Младенца. Композиционно такой тип изображения напоминает образ Богоматери, известный по иконам «Всех скорбящих Радость» московского извода (икона из Спасо-Преображенской ц. на Ордынке; прославилась в 1688). В остальном (образы страждущих у бассейна, огороженного кирпичными стенами) роспись соответствует иконографии известных к тому времени памятников.

Сложную иконографическую программу имеет икона из ц. прор. Илии в Черкизове в Москве. Чтимый образ «Ж. И.» дополняют иконы Божией Матери (Цареградская, «Умягчение злых сердец»; Иерусалимская, «Взыскание погибших») и святителей (свт. Кирилл Иерусалимский — обличитель ариан, отрицавших Богоматеринское достоинство Пресв. Девы, и свт. Софроний Иерусалимский — составитель водосвятных стихир на Богоявление). В основании композиции — Беседная икона Божией Матери, на к-рой изображено явление Богоматери и свт. Николая Чудотворца пономарю Юрышу, в среднике — икона «О Всепетая Мати», представляющая собой изобразительный гимн Богородице.

Изображение «Ж. И.» как в кратком, так и в полном изводах широко тиражировалось в гравюре. Одна из ранних — большой лист с мн. комментирующими надписями на меди в 1695 г. мастером Иваном Стрлжбицким (клеймо «I. S.»): «Из чаши Богоматери стекают пять рек в чаши, которые держат два архангела и трое святых» (Ровинский. Народные картинки. Кн. 3. С. 499. N 1241). Извод со страждущими по-казан на 4-листовой гравюре 2-й пол. XVIII в. из собрания А. В. Олсуфьева (Там же. С. 500. N 1242), в центральном клейме начертана молитва Пресв. Богородице. На полуторалистовой гравюре 2-й пол. XVIII в. из собрания Олсуфьева (Там же. С. 501. N 1245) представлен «Образ Богородицы Живоносный Источник, с чудесами», где в 16 клеймах представлены чудеса с подписями. «Ж. И.» включался в состав гравиро-ванных или иконописных сводов чудотворных икон Божией Матери (напр., 4-листовая гравюра «Изображение 132 икон Богородицы», нач. XIX в.- Там же. С. 479−483. N 1217 (64)); 4-листовая гравюра «Изображение 160 икон Богородицы» с иконой «Неопалимая Купина» в центре (до 1847, предположительно гравер Е. Н. Долгов) (Там же. С. 483−485. N 1218 (147)); икона «Распятие и Страсти Господни» со 142 чудотворными образами Пресв. Богородицы (кон. XVIII — нач. XIX в.) из Богоявленского придела Богоявленского собора в Москве — 4-я в 8-м ряду).

Составители сборников чудотворных Богородичных икон в XIX — нач. XX в. отмечали большое количество почитаемых в XVIII—XIX вв. в России образов «Ж. И.», в числе немногих приводили иконы из Саровской пуст. (принесена основателем иеросхим. Иоанном в нач. XVIII в., к ней направлял страждущих прп. Серафим Саровский); из Тулы (2 иконы в церквах Старо-Никитской и свт. Николая), из Новодевичьего мон-ря в Москве (сохр.) и мн. др (см. в кн.: Поселянин. Богоматерь. С. 231−232). Празднование в честь Пресв. Богородицы ради Ее иконы «Живоносный Источ-ник» совершается в пятницу Светлой седчицы.

Литература: Millet G. Monuments byzantins de Mistra. P., 1910. Pl. 88−105; Антонова, Мне-ва. Каталог. Т. 2. С. 445, 453; Velmans T. L’iconographie de la «Fontaine de vie» dans la tradition byzantine, а la fin du Moyen Age // Synthronon: Art et archйologie de la fin de l’Antiquitй et du Moyen Age / Ed. A. Grabar. P., 1968. P. 128−134; Вздорнов Г. И. Волотово: Фрески ц. Успения на Волотовом поле близ Новгорода. М., 1989. Кат. 168; Talbot A. M. Epigrams of Manuel Philes on the Theotokos tes Peges and its Art // DOP. 1994. Vol. 48. P. 136−137; она же. Чудотворные образы в К-польском храме «Живоносного Источника» // Чудотворная икона в Византии и Др. Руси / Ред.-сост.: А. М. Лидов. М., 1996. С. 117−122; Кондаков. Иконография Богоматери. Т. 2. С. 372−377; София Премудрость Божия: Кат. выст. М., 2000. Кат. 79. С. 230; Похвала Богоматери: Иконы Ярославля XIII—XX вв. из собр. ЯИАХМЗ. Кат. выст. / Авт.сост.: О. Б. Кузнецова, А. В. Федорчук. М., 2003. Кат. 15. С. 38−41; Хохлова И. Л. Иконы Рыбинского музея. М., 2005. Кат. 6. С. 32−35; Иконы Владимира и Суздаля. М., 2006. Кат. 111. С. 488−489; Православная икона России, Украины, Беларуси: Кат. выст. М., 2008. С. 167−168.

Э. В. Шевченко

http://www.sedmitza.ru/text/679 877.html


Rambler's Top100 Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru