Радонеж | Сергей Худиев | 23.04.2009 |
Православная Церковь празднует величайшее событие человеческой истории, «Праздников Праздник и Торжество из Торжеств» торжественно воспоминая Воскресение нашего Господа из мертвых. В древней Церкви в этот день совершалось Крещение новообращенных, и в этом был глубочайший богословский смысл — как свидетельствует Апостол, Крещение соединяет верующих с умершим и воскресшим Спасителем так, что теперь они сами умерли для прежней, греховной жизни и воскресли для новой жизни в Боге. «Итак мы погреблись с Ним крещением в смерть, дабы, как Христос воскрес из мертвых славою Отца, так и нам ходить в обновленной жизни. (Рим.6:4)». Таким образом, Пасха Христова — не просто событие, имевшее место в прошлом, в определенный момент человеческой истории, но момент глубочайшего переворота в жизни каждого, кто приходит к вере. Сын Божий совершает свои спасительные деяния «нас ради человек и нашего ради спасения»; и Пасха — это надежда для всякого человека.
Полноту уготованного нам спасения верные увидят в жизни Будущего Века; но уже сейчас новая жизнь, которую дает Христос проявляет себя определенным образом. Пьяницы освобождаются от своего пристрастия; уголовники обращаются к честной жизни; блудники делаются заботливыми отцами семейств. Христос воскресший выводит людей из гробов их прежней безнадежной жизни к свету и надежде.
Люди ужасаются проблемам, которые стоят перед нашей страной — депопуляции, преступности, пьянству, коррупции. Что может спасти наше общество? Неверие? Неверующие люди, несомненно, могут быть порядочными, законопослушными гражданами. Однако никто еще не исправил свою жизнь под влиянием неверия. Никто не бросил пить, услышав, что Бога нет; никто не оставил преступный мир, обретя твердые атеистические убеждения.
Секуляризм может быть мировоззрением порядочного человека; он не может быть мировоззрением, которое делает людей из непорядочных — порядочными. Он не может предложить никакого покаяния, никакого возрождения к новой жизни, никакой спасающей благодати. Парадокс современного секуляризма в том, что хотя он нередко проповедуется с миссионерским рвением (а то и зилотской нетерпимостью) у него нет никакой «благой вести» которую он мог бы принести людям. Он носит чисто отрицающий характер. Борцы за светскость негодуют на священников в больницах — но им самим нечем утешить больных и умирающих; раздражаются на любое присутствие Церкви в армии или МВД — но сами ничего не могут предложить для исправления нравов в этих учреждениях; возмущаются попытками познакомить школьников с православной культурой — но сами ничего не могут противопоставить культуре порнографии, насилия и преступности, под влияние которой все больше попадает наша молодежь.
Спор между Церковью и ее противниками — это не спор между двумя разными врачами, предлагающими разные методы лечения больного общества; это спор между врачом и человеком, у которого никаких методов лечения просто нет. Новый виток этого спора мы наблюдали в связи с предложением, которое рассматривает Петербургский городской совет — обратить к Президенту с просьбой сделать праздник Пасхи государственным. Это предложение уже вызвало несогласие — так, Петербургский депутат от ЛПДР Константин Сухенко напоминает о светскости и многоконфессиональности России. Что же сказать на это? Есть ли в признании Пасхи государственным праздником что-то угрожающее светским, демократическим устоям? Нет; в большинстве европейских стран Пасха уже обладает таким статусом. Более того, половина праздников в календаре, например, Германии — церковные. Немцы официально отдыхают в Рождество, Пасху и Пасхальный понедельник, Вознесение Христово, Пятидесятницу, День Всех Святых и День Реформации. Мешает ли это Германии быть многоконфессиональным, довольно давно уже многонациональным, демократическим и светским государством? Похоже, что нет.
Но самое интересное — представители тех самых неправославных вероисповеданий, на которых так часто ссылаются в таких случаях, отнеслись к инициативе скорее положительно. Лидеры как мусульманской, так и иудейской общин России выразили свою поддержку, отметив, что было бы уместно сделать праздничными дни религиозных торжеств Ислама или Иудаизма там, где значительная часть населения исповедует эти религии. Что же, в этом нет ничего принципиально невозможного — той же Германии существуют и «региональные» религиозные праздники, отмечаемые в той или иной из федеральных земель.
Русский интернет в эти дни заполнен и нескончаемым «Христос Воскресе!», и раздраженным богохульством тех, кому это ликование неприятно. Что же, их можно понять — горько и обидно быть чужими на этом празднике, горько и обидно быть отлученными от Пасхальной радости. Но кто же чинит им такую обиду? Не они ли сами? Следуя ложной, давно скомпрометировавший себя идеологии, люди лишают себя и радости, и исцеления, и что самое печальное, вечной жизни. Как сказал святой Кирилл Иерусалимский, «Итак, верующий в Сына Божия имеет жизнь вечную; а неверующий есть бедный и несчастный человек».