Православие.Ru | Диакон Сергей Герук | 23.04.2009 |
Черновицко-Буковинская епархия, как и Черновицкая область, является одной из наименьших по территории и численности на Украине. И хотя Буковина — часть Западной Украины (а именно на Западной Украине наиболее ярко выражены прокатолические и антироссийские настроения), тем не менее, она сохраняет свою православную самобытность, имеет множество монастырей и густую сеть приходов.
Это была моя третья журналистская поездка за последних полтора года в этот древле-православный край, где стремительный Прут несет воды в широкий Дунай, а тот — в Черное море. И думалось при подъезде к Черновцам: как реки на земле переплетаются между собой, пополняя одна другую, впадая в моря-океаны, так и святость нашей земли переливается из края в край, благоухая подвигами преподобных, святителей, мучеников и исповедников, переливаясь в вечность.
Византия благословила великого князя Владимира, а тот, просияв в благодати крещения, уподобился апостолам Христовым: крестил Русь. Преподобные Киево-Печерские, получив благословение Святой Горы Афон, растекались по лицу земли русской, созидали монастыри и храмы, сеяли зерна веры православной. Так что ни татарские полчища, ни набеги иных инославных, ни безбожная смута ХХ века не смогли умалить свет Христов, который просвещает всех (см.: Ин. 1: 9). И после каждого испытания, длившегося иногда веками, православная вера чрез страдания мучеников и исповедников возрождалась, по слову Спасителя: «Истинно, истинно говорю вам: если… зерно, пав в землю, не умрет, то останется одно; а если умрет, то принесет много плода» (Ин. 12, 24). И подтверждением евангельским словам является нынешнее возрождение веры.
За последние 20 лет Черновицкая епархия расцвела и преобразилась. Монастыри и храмы, как в древние времена крещения, созидаются в центрах сел и городов, вместо атеистических «капищ» с помпезными памятниками «вождю народов» и прочими стандартными идеологическими атрибутами. В 1993 году православный мир облетело известие о новоявленной «плачущей» иконе Божией Матери в с. Бояны под Черновцами, вскоре прославившейся чудотворениями. Настоятель этого сельского храма протоиерей Михаил Жар (ныне архимандрит Лонгин) после явления иконы в праздник святителя Николая посвятил себя монастырскому строительству — Вознесенского мужского и Боянского женского монастырей и созданию детского православного дома для сирот и тяжелобольных детей, среди которых и такие, от кого отказались родители и врачи. Были зафиксированы случаи исцелений, не поддающиеся объяснению, в том числе и от СПИДа. Но главное, что все 150 воспитанников этого православного приюта возрастают в любви и заботе, просвещены светом веры. Характерно, что и украинская власть расценила создание этого интерната как явление уникальное: архимандриту Лонгину недавно была вручена звезда Героя Украины.
Митрополит Онуфрий
В Черновицкой епархии храмов на душу населения значительно больше, чем в других епархиях, а может быть, и самое большое на всей Украине. Многие исследователи «Черновицкого феномена» полагают, что духовному ренессансу Буковинский край во многом обязан епархиальному архиерею, митрополиту Онуфрию (Березовскому), чье имя известно далеко за пределами епархии и Украины. 65-летний постоянный член Священного Синода УПЦ ныне возглавляет церковный суд Украинской Православной Церкви, пользуется огромным уважением среди монашествующих и мирян украинской паствы. Зная блестящие способности владыки Онуфрия давать глубокие и содержательные интервью, я надеялся украсить свою статью беседой с ним, но, к моему огорчению, взять интервью у митрополита Онуфрия мне не удалось.
Тотчас по приезде в Черновцы я зашел в расположенный рядом с епархиальным управлением удивительный по красоте Никольский храм, построенный в традиционном румынском церковно-архитектурном стиле, — поблагодарить святителя Николая за благополучное прибытие и испросить благословение на беседу с известным архиереем. Помнится, в прошлую поездку мне пришлось ждать несколько дней, чтоб увидеть владыку Онуфрия, дневной график у которого был расписан по минутам. В пустой епархии никого не было, кроме дежурного и одинокой посетительницы. Как вдруг в коридоре появился владыка, стремительный и быстрый. В греческой камилавке, простом подряснике и кожаной жилетке, подтянутый и сухопарый, он напоминал более послушника какой-нибудь южной обители, нежели маститого архиерея. Мягкому улыбчивому взору присуща глубокая внимательность: довелось наблюдать, как он одинаково собранно и проникновенно беседовал и с простым мирянином, и с чиновником высокого ранга.
«Это святитель Николай помог мне вас встретить», — сказал я, принимая благословение митрополита, на что владыка улыбнулся и пригласил в кабинет. Мы побеседовали минут десять, и я был уверен, что интервью уже «у меня в кармане», но владыка Онуфрий ответил: «Давайте с интервью подождем до следующего раза. Скоро Пасха, да и дел сейчас много. Вы лучше отдохните у нас пару деньков, помолитесь, наберитесь сил и возвращайтесь в Киев встречать Светлое Воскресенье». Оказалось, что и отец Лонгин (Жар) не сможет уделить время прессе. Я покорно согласился. Владыка с участием повел меня в трапезную и распорядился о размещении в епархиальной гостинице. Выходило, митрополит был прав: важнее было, отложив все дела, и посвятить время душе и покою.
И все же по приезде в Киев я не смог удержаться от описания некоторых характерных деталей, которые пришлось наблюдать в Черновцах на службах в Николаевской церкви и Свято-Духовском кафедральном соборе, в общении с верующими и их пастырем-митрополитом.
Из епархиальной гостиницы был виден епархиальный двор, где в предпасхальных хлопотах возделывались газоны, цветники и приводился в порядок выложенный из камня декоративный водопад. На кухне и трапезной все вымывалось, варилось и выпекалось; казалось, что и в самом весеннем солнечном воздухе ощущалось преддверие Пасхи. Владыка Онуфрий с викарным епископом Мелетием (оба постриженики Почаевской лавры) то и дело появлялись на епархиальном дворе, и их присутствие как-то «не замечалось» послушниками. Так бывает в многодетной дружной семье, когда хозяин-отец хлопотливо снует среди трудящихся домочадцев, и на него вроде бы особого внимания не обращают.
Другое дело — на службе.
Величественный Свято-Духовский кафедральный собор был переполнен. Духовенство, за неимением места для исповеди, стояло прямо на паперти. Характерная деталь: когда священник с Евангелием и крестом вышел для исповеди, паства, готовая для участия в таинстве, стала на колени и с преклоненными главами внимала словам молитв, предшествующих исповеди. Такая благоговейность пред таинством исповеди — буковинская православная традиция. И при предыдущих посещениях здешних храмов я обратил внимание на особую сосредоточенность молящихся. Во время чтения Евангелия паства также становится на колени, а когда архиерей выходит на проповедь, поднимаясь по специальной лестничке на балкон слева от солеи, в переполненном храме воцаряется абсолютная тишина, так что кажется, что митрополит говорит в пустом храме. Кстати, вторую часть проповеди владыка Онуфрий говорит на румынском языке, который выучил уже здесь, при управлении кафедрой.
Так же непривычно было видеть, как после службы черновицкая паства зажигала свечи, в центре собора образовала проход для выхода архиерея, так что ожидавшие благословения пастыря вышли и на церковную паперть. Известно, что горящая свеча в руке символизирует нашу веру и свет Христов. И мириады огней наполняли пространство вокруг особой благодатной нежностью.
В просторном кафедральном алтаре также все было преисполнено торжественности и вместе с тем какой-то простоты и «натуральности». Дубовые стасидии (деревянные кресла с высокими поручами и откидными сидениями, в которых удобно стоять во время долгих богослужений) по обе стороны алтаря и на архиерейском месте — также буковинская традиция, перенесенная, возможно, с Афонской горы. Владыка Онуфрий стоял справа от царских врат, внимал словам богослужения, изредка к нему подходило служащее духовенство для благословения, а также почетные прихожане, приглашенные владыкой на службу.
И еще один штрих дополнил портрет митрополита Онуфрия: читавший поминальные записки молодой иподиакон, не заметив, уронил сшитую нитками пачку поминальных записок. Владыка с юношеской проворностью вышел из стадии, нагнулся, поднял записки и с улыбкой передал молящемуся иподиакону. Сказав при этом что-то шутливо-ласковое. И вспомнились слова апостола Павла о том, каким должен быть священник: «Приветливым ко всем, учительным, незлобивым, с кротостью..» (2 Тим. 2: 24).
Из истории епархии
Архиерейские кафедры впервые учреждены в Молдавии и на Буковине, входившей тогда в ее состав, лишь в 1393 году, под омофором Константинопольского Патриархата. Молдавский воевода Александр Добрый в 1401 году основал митрополию в Сучаве и епископство в Радовцах, к которому и восходит история современной Черновицкой епархии. С переходом Буковины под власть австрийского императора епископ Радовецкий Досифей (Хорескул) перенес кафедру в Черновцы и с 1782 года стал называться Буковинским, под омофором Сербского Патриархата в Карловицах.
После утверждения в 1834 году на Буковинской кафедре епископа Евгения (Гакмана) православная церковная жизнь Черновцов и края заметно оживляется. В 1873 году в результате его многолетних ходатайств митрополия Буковины и Далмации объявляется полностью самостоятельной. К 1900 году глава митрополии носил титул архиепископа Черновецкого и митрополита Буковинско-Далматинского. В состав автономной митрополии входили митрополичья кафедра и епархии Далматинско-Истрийская и Боко-Которская.
После Первой мировой войны, распада Австро-Венгерской империи и присоединения Буковины к Румынии в 1925 году епархия получает наименование «митрополия Буковины и Хотина», в составе Румынской Православной Церкви.
В 1940 году Черновецкая область отошла к СССР, и в 1941 году епархия была включена в состав Русской Православной Церкви как Черновицкая и Хотинская. После Второй мировой войны она была в составе Украинского Экзархата Русской Православной Церкви, а с 1990 года — в составе его наследницы, Украинской Православной Церкви. В начале 1990-х годов, в трагические для украинского Православия дни, буковинцы достойно выдержали испытание на зрелость и крепость их веры и в большинстве остались верны канонической Церкви.
За 15 лет служения владыки Онуфрия в епархии создано более 10 монастырей, 40 воскресных школ, православный богословский институт при Черновицком госуниверситете, три епархиальных отдела — катехизаторский, миссионерский и по взаимодействию с Вооруженными силами и правоохранительными органами, православные СМИ: газета «Православный свiтогляд», церковно-литературный журнал «Свiтильник» / «Candela» (на украинском и румынском), детский православный журнал «Свет Рождества» (на русском языке).
Напутствие
Покидая епархию, пролистал старые дневниковые записи и остановился на записанных мною в прошлую поездку словах митрополита Онуфрия, которыми и хочу завершить эту зарисовку о православной Буковине и ее архиерее:
«Те, кто себя считают настоящими христианами, должны жить по-христиански, по законам веры. Думаю, этот способ жизни привлечет и других. Появление такого человека в любом обществе будет носить положительный характер. А одними словами, высокопарными проповедями ничего не сделаешь. Должен быть зов сердца: если Отец не привлечет, человек не может сам прийти к Нему. А благодать, она как бы умещается в сердце человека при определенных условиях: если человек любит истину. Есть люди, которые любят истину и не любят ложь — к такому сердцу легко прививается благодать. К искателю ценностей духовных прививается благодать.
Если человек будет любить Бога, то он будет любить все: и отца, и мать, и ближнего своего, и родину свою, и работу свою, и соседей своих, и другие народы. А если человек не любит Бога, то он не сможет никого полюбить, он будет склонен к пороку. Без Бога человек становится ущербным и со временем начинает понимать, что нужно искать идеалы в жизни непреходящие. И легче всего ему найти их в храме. Человек не может самостоятельно излечить себя от какого-либо недуга. Так и вне храма нельзя наладить отношения с Богом. Ведь храм — это духовная лечебница с богатством христианского учения. В храме человек обогащает свою веру, свой разум, ему легче установить связь со своим Отцом Небесным. А Отец Небесный никогда не оставит человека".
(Киев-Черновцы-Киев)