Фонд стратегической культуры | Юрий Прокофьев | 22.04.2009 |
Что лежит в основе мирового кризиса?
Прежде всего — гипертрофированное преувеличение возможностей либеральной экономической модели, применение её без ограничений во всех сферах экономической жизни и, в первую очередь, в финансовой сфере. Классическое (реально существующее в жизни) соотношение «товар — деньги — товар» подменено в либеральной модели формулой «деньги — ценные бумаги — деньги».
Недавно ушедший из жизни академик Российской Академии Наук Дмитрий Семёнович Львов охарактеризовал мировую финансовую систему как систему, построенную по принципу казино. К сожалению, это в определённой мере относится и к российской финансовой системе.
Так же характеризует финансовые системы, сложившиеся в США и других ведущих экономиках, лауреат Нобелевской премии в области экономики американец Джозеф Стиглиц.
К чему это приводит, гражданам России хорошо известно на горьком опыте финансовых пирамид, десятками возникавших и рушившихся в России в 90-х годах прошлого века.
Как не надувай пузырь, он обязательно лопнет. И первым лопнул самый большой — финансовая система Соединённых Штатов, потянувшая за собой и другие.
***Январь 2008 года, Давос. Вице-премьер и министр финансов России Алексей Кудрин заявляет, что Россия — это остров, который не затронет надвигающийся мировой кризис. Как можно было делать столь безответственные утверждения, если корпоративные долги крупных российских компаний и банков зарубежным банкам уже составляли к тому времени 560 миллиардов долларов, то есть были равны золотовалютным запасам государства?!
Как можно было заявлять такое, зная, что вся наша экономика ориентирована на экспорт, бюджет страны в значительной мере зависит от вывоза углеводородного сырья, металлов, и, следовательно, от международного спроса и цен на эти продукты?! Любой здравомыслящий человек понимает, что кризис приводит к сокращению производства и соответственно к снижению спроса и цен на энергоресурсы и металл, с чем и столкнулась Россия уже к началу осени прошлого года.
Как можно было говорить, что кризис нас не затронет, если Россия импортирует 50% продовольствия, 80% ширпотреба и две трети лекарственных препаратов?! Произошла девальвация рубля и все цены взлетели вверх!
Что значит такое заявление министра финансов? Полное отсутствие профессионализма? Умышленный ввод в заблуждение руководства страны и общества? Скорее всего — и то и другое. В результате неподготовленности правительства его антикризисный план был представлен Государственной Думе только в первых числах апреля 2009 года, когда кризис уже охватил ряд отраслей экономики страны.
А ведь здесь примером для нас может служить Китай. Там не дожидались, пока глобальная депрессия серьёзно ударит по национальной экономике. Антикризисный план, предусматривающий выделение инвестиций на сумму 4 триллиона юаней (около 586 миллиардов долларов), был разработан руководством КНР уже к ноябрю 2008 г. Деньги были распределены между десятью проектами, основными среди которых стали строительство автомобильных дорог, возведение недорогого жилья, инвестиции в сельское хозяйство, внедрение на заводах современных технологий, восстановление районов, пострадавших от землетрясения в 2008 году, инвестиции в культуру и образование. Были понижены налоги на малый и средний бизнес, облегчена процедура выдачи кредитов коммерческими банками.
Программа правительства КНР успешно реализуется, и эксперты крупнейших международных банков уверены, что Китай станет первой страной, которая преодолеет последствия мирового финансово- экономического кризиса.
Теперь об антикризисном плане нашей страны. Умышленно говорю — страны, а не правительства, поскольку кризис коснётся практически всех, и искать пути выхода из него придётся всем. План, представленный Думе 6 апреля 2009 года, — комплексный, охватывает практически все стороны жизни общества. В нём нет ни одного лишнего пункта, все положения плана соответствуют требованиям времени. Принятые в соответствии с планом меры, безусловно, смягчат последствия кризиса, ускорят выход из него.
В тоже время необходимо отметить и ряд существенных недостатков представленного правительством антикризисного плана.
Первое. План составлен с большим опозданием, в связи с чем не удалось своевременно предотвратить некоторые явления (например, большие корпоративные заимствования, которые можно было минимизировать ещё в предкризисный период).
Второе. Часть разделов плана, в том числе «Сохранение и развитие промышленного и технологического потенциала», «Поддержка отдельных отраслей экономики» содержат такие пункты, которые больше подошли бы для протокола о намерениях.
Быть уверенным, что запланированное будет реализовано можно только в том случае, если чётко определено: что надо сделать, какими средствами осуществлять намеченное, кто несёт ответственность за реализацию, какой результат должен быть получен (в конкретных цифрах или объёмах).
А как будет реализован, например, такой необходимый пункт: «В части стимулирования внутреннего спроса на продукцию российских предприятий предпринят ряд мер как по расширению государственного спроса, так и по стимулированию спроса со стороны частного сектора и населения». Немедленно хочется спросить: «Что? Где? Когда?». Планом предусматриваются очевидные действия, которые надо было предпринимать в любом случае, есть кризис или нет его, а лучше всего — за несколько лет до его начала. Тем более что средства для этого были. Имеется в виду развитие реального сектора экономики, её диверсификация, развитие внутреннего рынка.
Наиболее конкретно составлен раздел плана «Усиление социальной защиты населения». Однако необходимо обратить внимание на следующий момент: правительство считает безработных по числу обратившихся в пункты занятости — 2,2 миллиона человек. Статистика даёт другую цифру по России — 6,5 миллиона безработных; при сохранении темпов роста безработицы, а это неизбежно, уже к осени число безработных в стране может достичь 10 миллионов человек.
Планом же предусмотрено: переквалификация — 173 тысячи человек, общественные работы — 982 тысячи человек, материальная поддержка для организации своего малого бизнеса — 55 тысяч человек, адресная помощь при переезде на другое место работы — 15 тысяч человек. Это на 2009 год. Всего — один миллион двести двадцать пять тысяч человек.
Сравним: уже сейчас 6,5 миллиона безработных — трудоустройство по плану — 1,2 миллиона. Остальные — садитесь на пособие от 850 рублей до 4 тысяч 900 рублей.
Через месяц-другой должны вступить в трудовую жизнь почти миллион выпускников школ, колледжей, высших учебных заведений. Как будет решаться их судьба? Ведь именно молодые безработные становились в разные времена катализаторами социальных волнений в странах той же Европы.
Было бы резонным принять закон «О первом рабочем месте», в котором установить квоты на рабочие места для выпускников учебных заведений вне зависимости государственное это предприятие или частное. Существовало же такое положение в Москве, когда в зависимости от численности работающих квотировались рабочие места для инвалидов и несовершеннолетних.
Общепризнано, что в условиях кризиса возрастает регулирующая роль государства в экономике. Об этом говорится и в плане правительства России: «В кризисных условиях объективно возрастёт роль государства в экономической жизни страны». К сожалению, в правительственном плане это выражается в основном во вливании денежных средств из золотовалютного запаса в ту или иную отрасль, предприятие.
Как это ни неприятно, но в стране существует практика, когда средства не доходят по назначению, оседают где-то в пути. В этой ситуации надо шире использовать другие рычаги регулирования, приемлемые для рыночной экономики. Одним из таких рычагов может быть селективная налоговая политика с различной нагрузкой на различные сектора экономики. Не выделять средства, которые могут и не дойти до конкретного адресата, отрасли, а снизить им налоговую нагрузку, чтобы они увеличили свои оборотные средства.
Антикризисный план сохраняет плоскую шкалу подоходного налога, хотя в условиях кризиса это спорно. А почему на время кризиса не ввести временные налоги?
Например: самый богатый российский министр — министр природных ресурсов. Его доход в 2008 году составил 370 миллионов рублей (по миллиону с лишним в день). Оставить господину министру природных ресурсов плоскую шкалу — 13% на зарплату, остальной же его доход обложить повышенным налогом. Так же можно поступить и в других случаях. Сбербанк по итогам 2008 года выплатил членам правления банка по 41 миллиону рублей, Банк Москвы — по 67 миллионов. Было бы справедливым, чтоб эти доходы облагались как минимум 50%-ным налогом. В этом и многих подобных случаях (хотя бы на время кризиса!) можно обойтись и без плоской 13% шкалы!
Правительственный план предусматривает сохранение и даже развитие промышленного и сельскохозяйственного потенциала страны. Однако при таких высоких ставках рефинансирования, когда банковские кредитные ставки достигают 25−30%, это практически невозможно!
Если у правительства есть твёрдое желание реализовать антикризисный план, необходимо снизить процентную ставку, сделать кредит более доступным и производителям, и потребителям. Вот тогда можно будет говорить и о сохранении экономического потенциала, и о развитии внутреннего рынка, без чего выход из кризиса грозит растянуться на долгие годы.
Кризис беспокоит всех. Он создаёт обстановку неуверенности, нервозности в обществе. Поэтому необходимо широкое обсуждение антикризисного плана в различных общественных слоях, чтобы граждане России знали содержание плана, могли внести в него свои предложения, принять участие в контроле за его исполнением.
Иначе то полезное, что имеется в плане, может остаться лишь добрым пожеланием.