Русская линия
Православие.RuПротоиерей Сергий Вишняков22.04.2009 

Что для нас Пасха?
Беседа с протоиереем Сергием Вишняковым

— Когда у одного иеромонаха спросили, что такое Пасха, он ответил: «Это очень трудно объяснить. У меня есть друг, ему за 70. Так вот, он недавно сказал, что год за годом понемногу стал приближаться к пониманию того, что такое Пасха. Но дается это трудно». Что же такое Пасха в историческом и в духовном аспектах?

— В историческом аспекте «пасха» — это исход евреев из Египта. Однако святитель Игнатий (Брянчанинов) в своих беседах делает акцент на том, что это событие следует понимать как исход именно из Египта духовного в Землю Обетованную, то есть переход от греха — к святости, от смерти — к вечной жизни. Посему здесь исторический смысл и духовный взаимосвязаны, святые отцы никогда их не разделяли. Таким образом, Пасха — переход от состояния рабства греху к свободе и полноте жизни во Христе. Пасха — Воскресение Христа — это великое чудо из чудес, которое не поддается объяснению. Это как святое чувство любви, кое не возможно передать словами, но которое ликованием наполняет наше сердце.

— Какие ветхозаветные события являются прообразами Воскресения Христова?

— Когда иудеи просили Господа явить чудо, Он им ответил: «Род лукавый и прелюбодейный ищет знамения; и знамение не дастся ему, кроме знамения Ионы пророка; ибо как Иона был во чреве кита три дня и три ночи, так и Сын Человеческий будет в сердце земли три дня и три ночи» (Мф. 12: 39−40). В Писании много содержится прообразов Воскресения Христова, например спасение еврейских первенцев — это прообраз спасения всех людей кровью Христа как Агнца, закланного за грехи мира. Но самый яркий из прообразов — пророк Иона во чреве кита. Потому что Господь Сам на него ссылается. По сути дела, жестоковыйные люди просили знамение, и Христос дал им его, но погодя, после Своего Воскресения. Как видим, знамение дается в тот момент, когда его способны принять.

— Канун самой строгой последней недели Великого поста — Страстной — приходится на Вербное воскресенье, праздник Входа Господня в Иерусалим. Один из участников недавней Всероссийской олимпиады по курсу «Основы православной культуры» написал, к сожалению, следующее: «Когда Иисус ехал в Иерусалим на ишаке, Он сорвал ветку вербы, чтобы погонять ишака. Впоследствии этой веткой Он исцелял больных. С тех пор люди в Вербное воскресенье слегка бьют друг друга освященной веткой вербы для того, чтобы не болеть». Скажите, пожалуйста, что нужно делать с освященной вербой, ведь с этим символом связано множество суеверий?

— Это все церковно-обрядовая сторона, имеющая сугубо символическое значение. К ней относятся вербочки, куличи, пасхи, яйца и так далее. Вербочка для нас — символ жизни. Святитель Игнатий (Брянчанинов) говорит, что зима — это прообраз нашей смерти, а весна — воскресения. Вот стоит зимний сад: какое из деревьев живое, а какое — нет? Не поймем, пока не наступит весна и на деревьях не распустятся листочки. И на Пасху веточки вербы, и на Троицу ветки березы, даже на Рождество зеленые елочки — все это символы жизни. А значит, Христа мы встречаем Его символом, символом жизни, той, что Он даровал нам. Соответственно, ко всему этому необходимо иметь благоговейное отношение, но только без примеси язычества и суеверия. Например, не следует поклоняться идолу «вербобейки», о котором шла речь в вашем вопросе. Да, к сожалению, были и нередко встречаются различные передергивания в обрядовой жизни православных христиан. Но если мы будем жить глубокой духовной жизнью, то эта опасность пройдет мимо нас.

— И все-таки, что же делать с освященной вербой, когда приносишь ее домой?

— Лучше всего — поставить в вазочку возле икон; в старину веточки вербы втыкали за образа. И так она стояла целый год, напоминая о светлых пасхальных днях. Неоднократно встречал чудеса, происходившее с освященной вербой, расскажу лишь об одном из них. Как-то весной было холодновато, и верба не успела распуститься. Поэтому освященную зеленую веточку вербы без опушек одна бабушка принесла к себе домой и воткнула ее, как водится, за иконочки. Прошло лет пять, а эта веточка так и стояла за образами. И вдруг однажды на Вербное воскресение она… распустилась! Я сам приходил посмотреть на эту веточку — удивительное чудо. Ну как сухая ветка, простоявшая пять лет без воды, смогла расцвести, распуститься?! Это свидетельствует о том, что веточка тоже имеет некую причастность к празднику, вернее, не веточка, а сама природа сопричастна Воскресению Христову. Как природа после грехопадения Адама стала сопричастна греху: «стенает и мучится доныне» (Рим. 8: 22), так она и сорадуется вечной Жизни, благодаря Воскресению Спасителя.

— В народе есть поверье: чтобы избавиться от бесплодия, нужно съесть несколько сережек освященной вербы. Вроде бы, кому-то помогло. Может быть, здесь работает принцип «по вере вашей да будет вам»?

— Давайте крайностей не будем допускать: что кушать, заваривать, прикладывать, помазывать… Все-таки это ближе к язычеству. Но не стоит забывать: пророк пророчит, а Господь как хочет. Дух Святой дышит, где хочет. Не факт, что кто-то получил просимое оттого, что сережки скушал. Может, это произошло потому, что человек поверил, что Бог воскрес: Господь увидел, что сердце просящего исцеления готово принять благодать. Есть много случаев действия благодати Божией, которые не поддаются объяснению. К примеру, апостол Петр пришел, стал проповедовать еще не крещенным язычникам, а на них сошел Дух Святый. «И верующие из обрезанных, пришедшие с Петром, изумились, что дар Святаго Духа излился и на язычников… Тогда Петр сказал: „Кто может запретить креститься водою тем, которые, как и мы, получили Святаго Духа?“» (Деян. 10: 45−47).

Господь зрит на сердце, обращаясь к каждому из нас, Он взывает: «Даждь Ми сердце твое». Мы же смотрим на низшее — на сережки, на вербочки: дай пожевать, дай похлестать… Если человек воспринимает веточку как магический талисман, то он становится похож на козлика из мультика, которому говорят: «Слушай, сколько можно поедать хозяйскую герань?». А Господь зрит на сердце, готово ли оно принять Его.

— Как мирянин должен веселиться, отмечая праздник Пасхи вне храма, чтобы при этом не согрешать?

— Мне кажется, сейчас есть такая проблема: зачастую люди не понимают, что такое Пасха и что такое веселье. Если человек, находившийся долгое время в тюрьме, выходит на Божий свет и видит, что оковы с него спали, то он будет радоваться и мотыльку, и свежему ветерку, и лучику солнышка. Когда человек понимает, от чего спасен, зачем он живет, то соответственное отношение у него будет и к Пасхе. А если ему все равно, Пасха сегодня или День шахтера, значит, ему нужен только повод, чтобы напиться. Когда же верующий совершает осмысленное восхождение к вершине, проходящее через весь Великий пост к Пасхе, то, естественно, в конце этого пути он будет испытывать радость. Через подвиг веры православный христианин вступает в этот великий праздник, свидетельствующий нам о вечной жизни. Разумеется, за сорокадневный пост невозможно полностью освободиться от греха, какие-то страстишки в душе остаются, не все поборено, но в сердце все равно ликование — от надежды на милосердие Божие, праздник от осознания того, что стремящийся исполнять заповеди ради Христа никогда не будет забыт Богом. Это чудо! Словами такое трудно объяснить.

Только веселье должно быть светлым, небесным, одухотворенным, весельем ради Христа. Помните, как преподобный Серафим Саровский говорил: «Радость моя, нет нам дороги унывать, Христос Адама воскресил, смерть умертвил…».

Но опять-таки, когда речь идет о Пасхе, то говорить нужно о действии благодати Божией. Даже маловоцерковленные люди на Пасху переживают такие ощущения, которые трудно поддаются описанию. Как сказал святитель Иоанн Златоуст: «Приходите все — постившиеся и не постившиеся». Здесь уже действует Дух Божий. Было много таких случаев, когда люди, случайно придя в храм на пасхальную службу, оставались там навсегда. Они испытывали переживания, подобные тем, что были у посланников святого князя Владимира: мы не поняли, где были — на небе или на земле. Это переживание само по себе необъяснимо.

— Считается, что на Светлой седмице можно причащаться каждый день без предварительного поста. Нужно ли причащаться ежедневно в эти светлые дни?

— Что касается ежедневного причащения на первой неделе после Пасхи, да и вообще, то говеть — соблюдать какое-то воздержание и молитвенно готовиться ко причастию — нужно всегда. В каком объеме — каждый определяет себе сам. Если с этим есть проблемы, то лучше посоветоваться с духовником. Традиционно православные причащаются в Великий четверг или на Пасху. Поскольку на Светлой седмице люди проводят жизнь несколько рассеянную, несобранную, то ежедневно причащаться наставники не рекомендуют. А говеть в том или ином объеме, повторюсь, нужно всегда, и на Светлой неделе в том числе. Нельзя подходить к чаше, грубо говоря, натрескавшись и налопавшись так, что из ушей еда сыплется. Если же ты способен с переполненным желудком сосредотачивать внимание во время молитвы — пожалуйста, причащайся без поста. Но святитель Игнатий (Брянчанинов) говорит, что когда мы обильно покушали, плоть утучняется, и мы не способны как следует бодрствовать. На Светлой неделе можно воздержаться или от мяса, или от молока — каждый решает сам. Общего правила не в силах никто дать, все индивидуально и зависит от усердия, веры, образа жизни каждого верующего. По этому поводу полезно почитать записи старца Иоанна Валаамского. Он перечисляет много позиций из того, на что нужно обращать внимание при подготовке ко причастию.

— Если обобщить ваши слова, получается: на Светлой седмице, несмотря на мнимую вольготность (ибо все вокруг радуются и ликуют), ко причастию необходимо относиться, как всегда, очень ответственно и сосредоточенно.

— Да. Если батюшка благословил кого-то причащаться часто, то это не означает, что этого православного благословили причащаться без внимания и благоговения, без сокрушения сердца и страха Божия. Нет! Либо старец знает твои силы, либо понуждает к тому, чтобы ты внимательно относился к своей духовной жизни. Если же проводишь жизнь рассеянную, не смей покрывать благословением духовника свою греховную жизнь. Тебя благословили жить свято, а не грешить и потом идти причащаться.

Вообще ныне в церковных кругах идет много разговоров о том, как часто нужно причащаться. Здесь надо различать духовность и душевность. Как говорил святитель Серафим (Звездинский): «Древние христиане хорошо понимали, какое счастье дано людям в таинстве причащения, они каждый день приступали к святой чаше, так чиста была их жизнь». А что происходит у нас? Например, приходит ко мне человек и говорит: «Меня старец благословил каждую неделю причащаться». Я начинаю уточнять: «Что-то здесь не так. Старец, наверное, благословил тебя не каждую неделю причащаться, а жить так свято, чтобы ты мог каждую неделю причащаться? Это значит жить внимательно по отношению к себе. Правильно?». А то живут, как поросята, и говорят: «У меня есть благословение старца на частое причащение». Вечером у них телевизор, днем работа, беготня по магазинам, бессмысленные и пустые разговоры… На скорую руку вычитали «Правило…» и идут причащаться со спокойной совестью: старец благословил. Выходит, старец, давший то благословение, берет на себя ответственность за людскую бездуховность. Так же получается?..

Значит, когда говорим о частоте причащения, надо иметь в виду, прежде всего, то, как ты к этому готовишься. Если у тебя есть благоговейное желание, уповая на бесконечное милосердие Божие, воссоединиться с Богом — пожалуйста. При этом, конечно же, ты понимаешь, что не все в твоей душе гладко и ровно. Когда, желая выздороветь, мы обращаемся к врачу, то исполняем и его предписания: лекарство пьем, воздерживаемся от чего-то. Точно так и здесь: нужно не просто стремиться к Богу, с грязными лапищами-то… Главное — душу приготовить для Великого Гостя, очищаясь от своих страстей. Ведь причастие не просто какое-то экзальтированное желание: «Ох, хочу причаститься!». А это средство, которое мне сугубо помогает побороть свои немощи, укрепить дух, сделать шаг навстречу Богу. Это надо ставить на первый план. Кто-то причащается раз в год, кто-то — раз в полгода. Есть средний путь: причащаются через два воскресенья на третье. Или, грубо говоря, один раз в месяц. Но, опять-таки, при условии внимательного отношения к себе, трезвения. Потом можно прибегать к таинству почаще. Но почаще зачастую не получается из-за нашей суетной жизни.

— Что делать человеку, если по каким-то причинам в Светлое Христово Воскресение он не имеет пасхальной радости?

— Если тот, о ком идет речь, верующий, то это немножко удивительно. Скажем так: радость за уши притягивать нет смысла, стимулировать всякими горячительными напитками тоже не стоит. Радость либо есть, либо ее нет. Если у тебя нет пасхальной радости, сходи в храм Божий, где незримо присутствует Сам Христос и люди все радуются — и тебе тоже станет радостно. Если ты хочешь быть с Богом и иметь радость, то припади к Источнику радости — к Самому Богу — и радость воцарится у тебя в душе. Бывает, что какие-то трагические обстоятельства, болезни тяготят человека. В таком случае святитель Игнатий (Брянчанинов) говорит: в болезни и скорбях вдвойне воздавай славословие Богу, вдвойне благодари, и постепенно радость в сердце придет под действием благодати Божией.

В трудностях и скорбях нужно заставлять себя приносить благодарение Богу, и тогда, как сказано в Писании, «мир Божий, который превыше всякого ума, соблюдет сердца ваши и помышления ваши во Христе Иисусе» (Флп. 4: 7).

Часто меня спрашивают: за всех людей Христос принял крестную смерть или только за верующих?

Господь умер за всех людей, то есть грехи всех нас взял на Себя. А уже уверовал или не уверовал кто-то в Бога — зависит от самого человека: готов он принять Христа или нет, способен ли он к изменению своей жизни ради Христа. Люди сами делают выбор между вечной жизнью и смертью. Это вопрос не о Боге, а о человеке и о том, какой путь он сам себе избирает. Пред Богом даже намерения имеют вес. После смерти у человека уже нет возможности ни делать добро, ни молиться, ни каяться, но остаются только намерения. К примеру, появится у кого-то там намерение напиться, а сделать этого он уже физически не сможет: тела-то нет. Но выпить-то хочется! Вот и выходит для человека страдание, мука.

— Артос (освященный хлеб) в продолжение всей Светлой седмицы занимает в храме самое видное место и в заключение пасхальных торжеств раздается верующим как духовное врачевство от душевных и телесных болезней. Расскажите об этом подробнее, как правильно хранить и принимать артос, например, во время болезни?

— Артос — это большая просфора, большой хлеб, который освящается специальной молитвой. Дома его желательно аккуратно порезать, хорошо высушить. Потому что если большим куском засушим, то его сложно будет употреблять. Принимается, действительно, во время болезни натощак с молитвой. С пониманием: это не средство, к примеру, для того, чтобы волосы не выпадали или глазки блестели, а благодатная помощь в укрепление душевных и телесных сил в борьбе с грехом и его последствиями.

— Почему Церковь освящает пасхи и куличи?

— Пасхальный кулич — это церковно-обрядовая пища. Кулич — это род артоса на нижней степени освящения. Все, что мы кушаем, — освящаем.

Употребление освященных пасх и куличей в Светлую седмицу у православных христиан можно уподобить вкушению ветхозаветной пасхи, которую народ вкушал семейно (см.: Исх. 12: 3−4). Так же и православные христиане, придя из храмов домой и окончив подвиг поста, в знак радостного единения всей семьей начинают и телесное подкрепление: все едят благословенные куличи и пасху, употребляя их в течение всей Светлой седмицы.

- Первыми воскресшего Христа увидели жены-мироносицы. Их не испугала ни темнота, ни пустынность места, ни стражники, приставленные ко гробу. Хотя апостолы, напуганные произошедшими событиями, в это время закрылись в горнице. Значит, чтобы встретить воскресшего Христа, помимо любви, необходимо стяжать еще и мужество?

— Мужество в любом случае уже присутствует у того, кто следует за Христом. Допустим, мужество сказать: я — гордый, чтобы преодолеть эту страсть. Мужество признать себя бессильным, то есть смириться, и самое главное, мужество — решимость жить по-христиански. Здесь тоже необходимо это качество характера, потому что если все вокруг веселятся и гуляют, а тебе надо поститься, то без твердости духа тут никак не обойтись. Если все тебя осуждают, а ты благодаришь Бога за все, если тебе на добро отвечают злом, а ты прощаешь и молишься за обижающих — это тоже настоящее мужество. Такого рода мужество можно назвать еще жертвенностью, без которой невозможно быть со Христом.

— Празднование Пасхи продолжается 40 дней, именно столько пребывал Христос с учениками после Своего Воскресения. В третий воскресный день после Пасхи наша Церковь прославляет подвиг святых жен-мироносиц. Как следует отмечать этот православный «женский день»? Можно ли считать, что для православных этот праздник альтернативен 8-му марта?

— Насчет альтернативы 8-му марта: думаю, параллель проводить не стоит. Мы никому это в пику не ставим. Празднику 8-го марта всего-навсего около ста лет, а так называемому православному «женскому дню», хотя все-таки это день святых жен-мироносиц, уже более двух тысяч лет. Это несоизмеримо.

Один батюшка сказал, что в этот день мы прославляем любящее женское сердце, а любовь — это жертвенность. Так ведь? Мы чествуем их, любящих жен-мироносиц, которые, несмотря на темноту и страхи, пошли ко Христу, а во время Его земной жизни служили ему своим имением и даже на Голгофе были вместе с Ним.

— А мужчине нужно делать женщине какие-то подарки в этот день, как на 8-е марта?

— Женщине необходимо всегда оказывать внимание. А уж если она стремится жить по образу жен-мироносиц, то любое ее стремление должно быть похвалено и вознаграждено.

— Почему принято дарить друг другу пасхальные яйца?

— Пасхальное яйцо символизирует жизнь. Скорлупа как бы гроб, а внутри — жизнь. Сам цвет — красный: красивый, прекрасный, вечный.

— Не секрет, что многие в пасхальные дни устраивают себе «праздник живота», были даже случаи смерти от переедания. Верно заметил один священник: «Мы любой подвиг, любую борьбу воспринимаем как что-то временное, после чего можно расслабиться и утешиться, и Пасху ожидаем как утешения, утешения именно плоти, не души». Как научиться воздерживаться за праздничным столом, ведь плоть просто криком кричит: «Пост закончился!»? И вообще, как с пользой для души и тела нужно выходить из строгих постов?

— Дорогие мои, пост закончился, а жизнь-то продолжается. Нужно же думать о последствиях наших действий. Если мы внимательно относимся к тому, что думаем, говорим, что кушаем, то какие тут могут быть последствия?

Как говорил святитель Игнатий (Брянчанинов), мы воздерживаемся от пищи не потому, что ею брезгуем, а потому, что не только количество пищи, но и качество ее может негативно воздействовать на нашу плоть и повредить нашей духовной жизни. Нужно понять, что пост — это образ жизни, а не некий отрезок времени.

Если окончился пост, то что же, теперь совсем не нужно воздерживаться? Или не нужна уже более внимательная молитва, или прекращается борьба со страстями? Понимаете, кто не вкусил «сладости» поста с его ограничениями и напряженностью молитвенного подвига, тот не вкусит в должной мере и радости от победы Христа над смертью, и утешения после окончания Великого поста. Но и в этом утешении, которое присутствует в виде разговения, нельзя допускать искажений того, что дозволено.

— Что лично у вас сейчас лежит на сердце сказать еще о Пасхе?

— Во-первых, это — чудо из чудес во всех отношениях: и по отношению ко Христу, и к человеческой истории, и по отношению лично к каждому человеку. Как и любое чудо, оно объяснению не поддается. Его можно только пережить, если мы стремимся быть с Богом. Можем ли мы описать это чудо? Да, но только ту или иную его сторону, то или иное чувство, связанное с ним. А до конца мы описать это не сможем. Поэтому пусть оно будет просто чудом, которое нужно воспринимать сердцем. «О, несмысленные и медлительные сердцем, чтобы веровать всему, что предсказывали пророки!» — говорит Господь Луке и Клеопе. «Медлительные сердцем», то есть они не оставили места чуду в своих сердцах, а значит, не оставили места действию благодати Божией. Тому, что не поддается рассудочному объяснению. Господь не упрекает учеников в отсутствии каких-то познаний, а говорит «медлительные сердцем»: вы же знали писания пророков о Мессии, умом вы сильны, а сердцем… Поэтому чем меньше мы будем описывать словами это чудо Божиего к нам снисхождения, чем больше станем взывать к Богу сердцем, тем будет лучше для нас самих. И когда мы друг другу желаем пасхальной радости, то, прежде всего, мы подразумеваем именно забвение своей какой-то рассудочности, что ли, рационализма. А пасхальная радость… От чего возникает? Ответ простой: Христос Воскрес! Все. Чудо есть — есть, нравится — нравится, следуй за этим чудом — за Христом!

— Отец Сергий, какое ваше самое яркое воспоминание о Пасхе?

— Чувство пасхальной радости всегда пребывает со мной, когда бываю на Гробе Господнем. Каждый день заходишь — каждый день ощущение Пасхи: ни о чем другом, суетном, земном, и не вспоминаешь. Такая радость в сердце — как бы изнутри бурлит.

Тем более что Святая Земля — место необычное. Некоторым святыням — по нескольку тысяч лет: например гробнице пророка Давида. А центр для православного человека именно храм Воскресения Христова. Смотришь на все это и думаешь: сколько поколений людей жили, ждали пришествия в мир Христа, сколько людей живет уже после Воскресения Спасителя. И чувствуешь себя пылинкой во всемирной Божественной истории. Нам кажется, что мы — центр Вселенной, мироздания, все нас должны слушаться, уважать, любить, прощать. А на самом же деле это не так. Здесь наши проблемы кажутся нам важными, а там, рядом с такими святынями, суета исчезает мгновенно. Не то что ты забываешь о ней — нет: она словно отпадает. Ты помнишь о каких-то своих нерешенных проблемах, но вся эта суета не ощущается столь актуальной, проблематичной и угрожающей. Вся мирская мишура отпадает.

Человек, Бог, история… И ты перед этой историей, перед лицом Божиим. Хочешь — следуй за Господом, хочешь — не следуй. Вот такое ощущение пасхальной радости было у меня на Гробе Господнем. Честно говоря, я боялся каких-то разочарований, которые обычно бывают после частого посещения святынь. Действительно, человек привыкает ко всему, даже к чуду. А здесь всякий раз, как бы часто я туда ни приходил, всегда по-новому переживал одни и те же святые чувства.

— Скажите, а до Воскресения Христа праведники после смерти все равно попадали в ад?

— Да, все праведники до пришествия Христа сходили во ад. Потому что после первородного греха все попали под власть диавола, под власть смерти. Господь после Своей смерти сошел во ад как Богочеловек. Он умер и пострадал как Человек, но нераздельно с Божеством. «Во гробе плотски, во аде же с душею, яко Бог, в Раи же с разбойником и на престоле со Отцем седяй, вся исполняяй неописанный…». А уже где пришла Жизнь, смерти быть не может. И как нельзя шарик надувать без предела — он лопнет, так же и ад не смог удержать Необъятного: разорвался. Вот оно — чудо! Господь дал чудо, оно необъяснимо. Многие праведники тогда воскресли и явились многим. Пытаться это объяснить — невозможно.

— А правда, что Иоанн Предтеча, пришед во ад прежде Христа, проповедовал Его тем, кто там находился?

— Слова об этом есть в службе Иоанну Предтече и в акафисте ему. Но надо правильно понимать: пророк не то что пришел в ад, собрал аудиторию и ну давай проповедовать. Одно его присутствие там уже было проповедью. Не стоит забывать, что это все-таки прообраз.

Беседовал Андрей Сигутин

http://www.pravoslavie.ru/guest/30 140.htm


Rambler's Top100 Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru