Русская линия
Православие и современностьИеромонах Дорофей (Баранов)21.04.2009 

Просветимся торжеством

Читая Евангелие на Страстной седмице, мы останавливаемся на моменте погребения Спасителя и готовимся вновь услышать благую весть о Воскресении Христовом.

Есть в евангельских повествованиях об этом главном событии истории такие места, которые по-особому отзываются в душе христианина. Так, в Евангелии от Иоанна говорится о том, как Мария Магдалина пришла к уже пустому гробу и недоумевая о случившемся, вдруг рядом с собой увидела Человека; и решив, что перед ней садовник, спросила: не Он ли унес тело любимого Учителя. Тогда Иисус сказал ей: «Мария!». Услышав Его голос, она узнала своего Господа и воскликнула в ответ: «Раввуни!».

На этот момент встречи, пасхального узнавания о Воскресении Христа живо откликается каждое христианское сердце. Оно наполняется радостью о том, что с Его Воскресением возможно и наше воскресение. И мы — люди немощные, плотские и пораженные грехом — теперь именуемся чадами Божиими, которые ни от крови, ни от хотения плоти, ни от хотения мужа, но от Бога родились (Ин. 1, 13). Но наиболее радостна эта встреча с Воскресением для того, кто ее по-настоящему ждет.

Радость ожидания

Более двух тысяч лет весть о Воскресении Иисуса Христа особенно громко и торжественно звучит для всего человечества на Пасху. При этом она обладает поразительным свойством — об этом событии, о победе жизни над смертью хочется узнавать снова и снова. Подготовка к этому «узнаванию» в течение Великого поста, связанная как с телесным, так и с духовным подвигом, приводит христианина в состояние особого, торжественного ожидания.

Во время Страстной седмицы все мысли верующего человека сосредотачиваются на переживании Страданий Христовых. После Великой пятницы — Распятия Богочеловека Христа — приходит покой Великой субботы. Напряжение ожидания нарастает до предела, когда заканчивается канон пасхальной полунощницы. Плащаницу на словах 9-го ирмоса «востану бо и прославлюся, и вознесу со славою непрестанно яко Бог» уносят в алтарь и через несколько минут в храме наступает тишина. Христиане ждут в этой тишине главной и самой большой радости в жизни, а те, кто в первый раз на пасхальной службе, невольно поддаются общему настроению.

Из алтаря доносятся слова воскресной стихиры: «Bocкрeceниe Твое, Христе Спасе, ангели поют на небесех, и нас на земли сподоби чистым сердцем Тебе славити», и все стоящие в храме вдруг ясно осознают, что находятся на пороге настолько важного момента для их собственной внутренней жизни, что радость ожидания перемешивается со страхом: а готов ли ты к этой главной встрече в своей жизни?

Радость встречи

Пасхальная служба, когда после крестного хода все буквально врываются в храм, поначалу немного «сбивает с ног» даже воцерковленного человека. Первые минуты службы думается: «а возможна ли вообще в храме такая вот радость», то есть такое переживание и выражение чувств, что ни о какой привычной сосредоточенности, необходимой во время молитвы, не может быть и речи. Всё вокруг движется, хор быстро поет, а духовенство с обновленным воодушевлением громогласно восклицает: «Христос воскресе!».

Утреня Пасхи хотя и служится ночью, но практически нет усталости от острого переживания общности всех людей, находящихся в храме. Духовенство на каноне Пасхе часто выходит из алтаря в храм для каждения, люди уступают батюшкам дорогу, и все как бы перемешиваются друг с другом. Чувство единодушия скрепляется регулярным и слаженно-громким ответом на пасхальное приветствие: «Воистину Воскресе!».

Затем в чтении Огласительного слова на Пасху святителя Иоанна Залатоуста мы слышим удивительные слова, которые во многом объясняют такое радостное возбуждение христиан в эту спасительную ночь:

«Итак, все — все войдите в радость Господа своего!..

Никто не рыдай о своем убожестве, ибо для всех настало Царство!..

Огорчился ад, ибо упразднен! Огорчился, ибо осмеян!..

Воскрес Христос, и никто не мертв во гробе!..".

Действительно, ничего подобного никогда раньше мир не слышал, и сейчас слышит и не разумеет, а те, кто «от Бога родились» и обратно к Богу, а не к миру, стремятся, от уразумения этих слов в буквальном смысле просвещаются торжеством, как поется в последней стихире Пасхи. И этот Свет один день праздника вместить не способен, для этого нужна вся вечность. А поскольку мы пока не причастны вечности, то Церковь предлагает нам распространить свет пасхального торжества и радость от встречи с Воскресшим Спасителем на всю последующую неделю, которая в богослужебной традиции называется Светлая седмица.

Светлые дни

Каждый день пасхальной недели именуется Светлым. Службы в эти дни являются как бы отпечатком той неповторимой, самой светлой пасхальной ночи. В сам день Пасхи вечером служится торжественная пасхальная вечерня, на которую в главный храм кафедрального города обычно собирается все городское духовенство и многие из прихожан, чтобы поздравить своего Правящего Архиерея с Пасхой. По уже устоявшейся во многих епархиях традиции на эту пасхальную вечерню привозят Благодатный огонь, который в Великую Субботу сходит в Иерусалиме на Гробе Господнем и уже через несколько часов доставляется в Россию.

В остальные дни Светлой седмицы вечером к пасхальной вечерне присоединяется утреня, которая также служится по пасхальному чину и в принципе ничем не отличается от первой, ночной пасхальной службы. То есть это есть как бы один великий праздник Пасхи, совершаемый в течение шести дней. Древние церковные установления повелевают христианам в течение всей Светлой седмицы посещать пасхальные богослужения, торжествуя и радуясь о Воскресшем Господе.

Современные христиане по мере сил следуют этому церковному повелению и стараются приходить на Светлой седмице на вечерние богослужения, чтобы еще и еще раз насладиться красотой пасхальной утрени, о которой архимандрит Иоанн (Крестьянкин) в своем Слове на Светлой седмице сказал такие замечательные слова: «Нет в нашей Православной Церкви службы более величественной, более проникновенной, чем пасхальная утреня… Пасхальное богослужение воистину подобно великолепнейшему пиру, который Господь приготовил всем притекающим под благодатную сень Его Дома».

Нельзя не отметить и важную особенность Светлой недели: богослужения совершаются при открытых царских вратах — в знак того, что Господь Своим Воскресением отверз верующим двери рая. Царские врата открываются в пасхальную ночь перед крестным ходом, остаются открытыми и после богослужения в течение всего дня.

Во всю Пасхальную седмицу начало и конец церковных служб совершается как и в первый день Пасхи, с одним только различием, что крестный ход бывает не перед утреней, а после литургии.

Литургия во дни Светлой седмицы служится точно так же, как и в первый день, только читаются на каждый день свои Апостол и Евангелие. После литургии крестный ход обходит вокруг храма и сопровождается праздничным трезвоном, а во время остановок по четырем сторонам храма последовательно прочитываются Воскресные Евангелия, совершается каждение и окропление народа святой водой. Обычно эти пасхальные крестные ходы привлекают внимание мимо проходящих и спешащих по своим делам людей и являются своеобразной проповедью, благой вестью миру о Воскресении Христовом.

Завершается Светлая седмица в субботу вечером, когда закрываются до того все время открытые Царские врата. Обычно это происходит перед первой воскресной службой после Пасхи — Антипасхой.

Здесь нужно сказать, что греческое слово «анти» означает не противопоставление по смыслу. «Анти» значит «вместо». Следовательно, Антипасха — это как бы еще одна Пасха, еще одна радость встречи с Воскресшим Христом, поводом для которой становится чудесное уверение апостола Фомы в реальности Воскресения.

В последний день светлой седмицы после литургии в храмах раздается артос — особый хлеб, который торжественно освящается в пасхальную ночь, а затем в течение всей Светлой седмицы пребывает перед открытыми Царскими вратами и является символом самого насущного хлеба — Господа нашего Иисуса Христа.

Живоносный Источник

Все дни Светлой седмицы предстают перед нами как единый светлый пасхальный день. Пятница же Светлой седмицы выделяется тем, что в этот день особым образом почитается Пресвятая Богородица. В обычном богослужебном пасхальном последовании этого дня к пасхальным стихирам и тропарям присоединяют песнопения службы иконе Божией Матери «Живоносный Источник». Также после литургии в этот день совершается освящение воды пасхальным чином.

Появление образа «Живоносный Источник» связано с чудесным событием — исцелением Богоматерью слепца, происшедшим в середине V века у источника близ Константинополя. В тропарях и стихирах службы «Живоносному Источнику» центральное место занимает идея всемирного заступничества Богоматери, Ее неустанного ходатайства перед Божественным Сыном. Ее всесильной и обильной помощи всем нуждающимся. Подчеркивается рождение Пресвятой Девою Жизни Присносущной — Сына Божия во плоти и в отношении Ее к миру — врачевство от всяких недугов.

Радоница

Во вторник второй недели по Пасхе Церковь отмечает Радоницу — день особого поминовения усопших, первый после праздника Пасхи.

По свидетельству святителя Иоанна Златоуста, этот праздник отмечался на христианских кладбищах уже в древности. Особое место Радоницы в годичном круге церковных праздников — сразу после Светлой пасхальной недели — как бы обязывает христиан не углубляться в переживания по поводу смерти близких, а, наоборот, радоваться их рождению в другую жизнь — жизнь вечную. Победа над смертью, одержанная смертью и воскресением Христа, вытесняет печаль о временной разлуке с родными.

Именно на Радоницу существует обычай празднования Пасхи на кладбищах, куда приносятся крашеные яйца и другие пасхальные яства, где совершается поминальная трапеза, а часть приготовленного отдается нищим.

Обычай же приходить на кладбища в день Пасхи не является церковным и прямо противоречит христианскому пониманию пасхального торжества. Он был еще как-то оправдан в советские годы, когда храмы были или закрыты, или на Пасху от них людей отгоняла милиция. Поэтому единственным способом выражения своих религиозных чувств для верующих людей оставалось придти на кладбище, к родной могилке.

Но сейчас, в наши дни, когда храмы открыты, на Пасху и во время Светлой седмицы надо идти в храм. Пасха — время радости об открытии врат Царства Небесного, о нашем спасении. А вот разделить эту радость с усопшими также необходимо, но только начиная с Радоницы — девятого дня после Пасхи, который в этом году выпадает на 6 мая.

http://www.eparhia-saratov.ru/index.php?option=com_content&task=view&id=6438&Itemid=3


Rambler's Top100 Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru