Православие и современность | Епископ Вениамин (Милов) | 21.04.2009 |
Может быть, возлюбленные братия, было бы лучше молчать, потому что Святая Церковь поет ныне: «Да молчит всякая плоть человеча и да стоит со страхом и трепетом. И ничто же земное в себе да помышляет, Царь бо царствующих и Господь господствующих заклатися и датися в снедь верным» (Служба Великой Субботы).
Может быть, было бы лучше сегодня вспомнить свои грехи, познавать себя самого и молчать. Но душа наша дерзает говорить и сегодня дерзает сказать вам что-то.
Ныне мы должны напомнить вам кое о чем и предупредить, что все мы — сокровища, купленные драгоценною кровью нашего Спасителя. Нам нужно напомнить о том, что сегодня вечером, или, вернее, ночью, Господь приблизит к душам нашим Царствие Божие, приблизит как никогда.
Нынешний век — век крайней злобы, зависти, самолюбия, век бурного разлива страстей. И все это ныне в великую, святую ночь потеряет свою силу: утихнет злоба, замрет разъедающая душу зависть, исчезнет самолюбие, притупятся страсти человеческие, и сердца наши наполнятся невыразимой духовной радостью, восторгом и ликованием. И радость эта придет не оттого, что в храме будет радостно, не оттого, что много будет народа, а оттого, что Господь приблизит к нам Царство Свое, даст нам Свою благодать особенно щедрой рукою.
Ведь в церкви человек тих, покоен и радостен, а придя домой, он опять погружается в тину житейских забот и волнений, теряет эту радость. В нем снова пробуждаются греховные чувства, и он начинает прежнюю жизнь.
Как же мы теряем благодать, полученную в такой великий день? Сам Господь говорит: «Смотрите за собою, чтобы сердца ваши не отягчались объедением и пьянством и заботами житейскими» (Лк. 21:34).
Придя домой, мы, по обычаю, будем разговляться. И обычно у нас разговляется не только тело, но втягивается душа. Человек весь уходит в пищу, забывает все, пресыщается. Следствием этого является склонность ко сну, налетают блудные помыслы, часто совершается падение или охватывает человека тяжелый, мрачный сон, который отравляет всю радость Воскресения Христова. Человек становится тяжеловесным, ему лень делать что-либо, даже соображать.
Поэтому, чтобы радость праздника не отнималась от нас, будем умеренны в пище, постараемся сохранить себя бодрыми и радостными как можно дольше.
У нас обыкновенно праздник не бывает без вина. Люди под видом угощения поят друг друга и упиваются разными напитками. Человек от излишнего употребления вина становится разнузданным, более смелым в своих дурных поступках и под влиянием вина совершает немало гадостей, ибо и апостол Павел говорит: «Не упивайтесь вином, в нем же есть блуд» (Еф. 5:18).
А теперь не только взрослые, но и дети пьют. Теперь считают чем-то обыкновенным и самым необходимым давать вино маленьким детям. Не зная меры, сами взрослые поят вином и ребенка и смеются, если опьянеет этот маленький человек. Этим они отвлекают дитя от Христа, Который умер и пострадал за это дитя. Господь Сам сказал: «А кто соблазнит одного из малых сих, верующих в Меня, тому лучше было бы, если бы повесили ему мельничный жернов на шею и потопили его во глубине морской» (Мф. 18:6). Ибо великий грех — соблазнять невинные младенческие души.
Так вот, надо быть умеренным и в вине и не допускать детей пить его.
Затем Господь говорит, чтобы не отягчала сердца наши печаль земная. Возвращаются люди домой из храма с возвышенным, умиленным настроением. Но, попадая в круг неверующей семьи, человек огорчается и, обижаемый домашними, теряет радостные чувства, в душе его накапливается жгучая обида, и плачет он горючими слезами. Эти слезы, которые так и брызжут от очей его, омрачают душу и удаляют радость из сердца.
А в такой день, если и есть на душе забота какая, печаль о земных нуждах, не надо плакать, нужно сокрыть это горе в сердце и молчать, чтобы не нарушить общего восторга и ликования.
К печали земной можно отнести и разговоры о нуждах житейских, которые в конце концов сводятся к осуждению. Эти разговоры особенно оживленны во время пасхальных поздравлений. Исполняя долг вежливости, люди отдают друг другу ненужные визиты, посещают и разговаривают с теми, кого, быть может, не только не любят, но и ненавидят. А пользы от этих посещений ровно никакой, эти официальные визиты есть простая формальность, пережиток старины, который давно пора изжить. Наоборот, найти нужно такого человека, который сумел бы, по слову апостола Павла, взгреть наше сердце, сумел бы вложить добрые семена, принес бы пользу душе.
Итак, да наполнятся сердца наши духовным восторгом, светлою радостью и тихим покоем в нынешнюю великую ночь. Да не остынут они, а будут горящими светильниками, ибо пасхальная ночь, как ни одна ночь, возрождает человека.
Будем умеренны в пище, питии, заставим языки свои не говорить праздных слов и осуждений, и тогда блаженна будет наша душа со Христом, Ему же слава во веки веков. Аминь.
http://www.eparhia-saratov.ru/index.php?option=com_content&task=view&id=6437&Itemid=3