Одна Родина | Николай Головкин | 21.04.2009 |
Николай Васильевич считал, что смысл Пасхального дня состоит в том, «чтобы в самом деле взглянуть в этот день на человека, как на лучшую свою драгоценность, так обнять и прижать его к себе, как наироднейшего своего брата». Это — из «Светлого Воскресенья», заключительной главы «Выбранных мест из переписки с друзьями». И пусть кто-то хочет, чтобы русские и украинцы, братья по крови и вере, делили гоголевское наследие между собой, 200-летие великого классика мы отмечаем вместе весь год — Год Гоголя по решению ЮНЕСКО.
***
Ежегодно и Россия, и Украина могли бы вместе и всенародно праздновать день рождения классика, выпадающий по новому стилю на 1 апреля. Однако в наше время великий мастер слова оказался в тени «дня смеха» — пошлого продукта масскультуры, производимой эстрадой и российскими телеканалами.
Автор известной книги из серии ЖЗЛ о Гоголе литературовед и писатель Игорь Золотусский на юбилейном вечере в Малом театре говорил о непреходящем значении произведений классика, сложной судьбе, непонятости современниками и потомками. В марте по телеканалу «Культура» об этом же шла речь и в его авторском 10-серийном документальном фильме «Оправдание Гоголя».
И. Золотусский убеждён, что мы не разглядели до сих пор гоголевской любви к людям и доброй, сочувствующей природы юмора, который современники великого писателя приняли за злостную сатиру. Гоголь как православный мыслитель лишь сегодня стал привлекать внимание исследователей.
«Н.В.Гоголю, — подчеркивает доктор филологических наук, профессор, Российского государственного гуманитарного университета И.А.Есаулов, — принадлежит заслуга первому из отечественных писателей отчетливо сформулировать значимость Пасхи для русского человека. В „Выбранных местах из переписки с друзьями“ сама структура книги подчеркивает ее пасхальный смысл: первая ее строка — о болезни и близкой смерти — выражает ту память смертную, которая проходит через всю книгу, а последняя передает общее архетипическое сознание русского человека: „У нас прежде, чем во всякой другой земле, воспразднуется Светлое Воскресенье Христово!“».
«Сам не знаю, какая у меня душа, хохляцкая или русская. Знаю только, что никак бы не дал преимущества ни малороссиянину перед русским, ни русскому перед малороссиянином. Обе природы слишком щедро одарены Богом, и, как нарочно, каждая порознь заключает в себе то, чего нет в другой, — явный знак, что они должны пополнить одна другую». Об этом Николай Васильевич рассуждал в одном из писем, словно предчувствуя в будущем нечто, что его настораживало, тревожило.
Двухсотлетний юбилей Гоголя — что Сорочинская ярмарка. Это — калейдоскоп мемориальных акций в России и Украине (и не только!): всевозможные конференции, выставки, книжные издания, театральные, кино- и телепремьеры. Среди них — международный симпозиум в Киеве, конференции в Полтаве и Нежине с участием российских гоголеведов, российско-украинские архивные выставки в Москве и Киеве, российско-украинская монография «Гоголь и славянский мир: российское и украинское восприятие» и многое другое.
Самым заметным событием юбилея стал российский фильм «Тарас Бульба» с выдающимся украинским актёром Богданом Ступкой, снятый Владимиром Бортко. Его премьера в наших двух странах сразу вызвала бурные споры в прессе, на форумах, в обществе. Украинские националисты были в ярости.
А калейдоскоп предлагает уже другие действа.
С 18 апреля 2009 года в новом московском выставочном комплексе «Провиантские склады» можно увидеть основной проект Дней культурного наследия Москвы (отмечаются ежегодно 18 апреля и 18 мая) — одну из новых юбилейных гоголевских выставок — «Путешествие во времени». Эта экспозиция будет дополнена пешеходной экскурсией «Гоголь в Москве», которая предусматривает посещение недавно открывшегося Музея-центра «Дом Гоголя» на Никитском бульваре.
Стыдно и больно, что лишь к 200-летию классика в Москве был официально открыт первый в России музей Гоголя (хотя еще с 70-х годов прошлого века на Никитском бульваре при городской библиотеке, носящей его имя, были мемориальные комнаты). И вот уже ровно полвека через этот проходной дворик между домами 7 и 7-а по Никитскому бульвару, один из которых так и не согласились полностью освободить арендаторы, спешат по своим делам прохожие.
Отрадно, что в юбилейном году в «Доме Гоголя» прошли уже IX Международные Гоголевские чтения (организованы сотрудниками музея совместно с Московским государственным университетом и Гоголевской комиссией РАН), в которых вновь приняли участие и литературоведы из Полтавы и других областей Украины, занимающиеся изучением наследия классика. После жарких дискуссий на чтениях учёные России, Украины, других стран посетили Оптину пустынь.
Сохранилось предание, что писатель хотел оставить литературу и принять монашеский постриг, но старцы не благословили его. Стать «монахом» выпало на долю его. гениального исповедального памятника работы скульптора Николая Андреева, первоначально установленного и освящённого в 1909 году в честь 100-летия со дня рождения Николая Васильевича на бульваре, переименованном в Гоголевский. «Упаднический», охваченный покаянной думой Гоголь простоял здесь до 1951 года. Он очень раздражал Сталина. К очередной юбилейной дате — 100-летию со дня кончины Гоголя шедевр Андреева решили заменить на безликий истукан Николая Томского. Андреевский памятник, слава Богу, не уничтожили, а сослали в Донской монастырь, где в те годы был филиал музея архитектуры имени Щусева. Так Гоголь стал «монахом» после смерти.
А потом, в 1959-м, Гоголь-скиталец перебрался по ходатайству деятелей культуры в проходной арбатский дворик. Памятник как будто и был предназначен для этого места: в юбилейном году на бульвар его не вернули.
***
«Лучше ли мы других народов? Ближе ли жизнью ко Христу, чем они? Никого мы не лучше, а жизнь еще неустроенней и беспорядочней всех их. „Хуже мы всех прочих“ — вот что мы должны всегда говорить о себе… Мы еще растопленный металл, не отлившийся в свою национальную форму; еще нам возможно выбросить, оттолкнуть от себя нам неприличное и внести в себя все, что уже невозможно другим народам, получившим форму и закалившимся в ней».
Такова замечательная концовка «Светлого Воскресенья».
И у самого писателя, щедро одарившего нас неиссякаемыми и некрадомыми духовными богатствами, жизнь была неустроенной. Он много странствовал, жил в гостиницах, у друзей. Своего же дома не имел, был бессребреником. «Нищенство, — утверждал писатель, — есть блаженство, которого еще не раскусил свет. Но кого Бог удостоил отведать его сладость и кто уже возлюбил истинно свою нищенскую сумку, тот не продаст ее ни за какие сокровища здешнего мира».
Свою долю имения на Полтавщине Гоголь отказал в пользу матери и сестер, остался нищим, — помогая при этом бедным студентам из средств, полученных за издание своих сочинений. Оставшееся после смерти писателя личное его имущество состояло из нескольких десятков рублей серебром, книг и старых вещей — а между тем созданный им фонд «на вспоможение бедным молодым людям, занимающимся наукою и искусством», составлял более двух с половиной тысяч рублей.
Скончался Николай Васильевич 4 марта (по н. ст.) 1852 года в московской усадьбе одного из друзей — графа Александра Петровича Толстого — на Никитском бульваре, где прошли три последние года его жизни и где ныне он сподобился получить официальную московскую прописку.
«Перед кончиной, — пишет доктор филологических наук В.А.Воропаев, — он дважды исповедался и причастился Святых Таин, а также соборовался. Последними его словами, сказанными в полном сознании, были: «Как сладко умирать!» Накануне, часу в одиннадцатом, он громко произнес: «Лестницу, поскорее, давай лестницу!..» Подобные же слова о лестнице сказал перед смертью святитель Тихон Задонский, один из любимых духовных писателей Гоголя, сочинения которого он перечитывал неоднократно.
После кончины Гоголя в его бумагах были обнаружены обращение к друзьям, наброски духовного завещания, молитвы, написанные на отдельных листках, предсмертные записи.
«Молюсь о друзьях моих. Услыши, Господи, желанья и моленья их. Спаси их, Боже. Прости им, Боже, как и мне, грешному, всякое согрешенье пред Тобою».
«Будьте не мертвые, а живые души. Нет другой двери, кроме указанной Иисусом Христом, и всяк прелазай иначе есть тать и разбойник».
«Помилуй меня, грешного, прости, Господи! Свяжи вновь сатану таинственною силою неисповедимого Креста!»
В завещании своём Гоголь советовал сёстрам открыть в деревне приют для бедных девиц, а по возможности и превратить его в монастырь, и просил: «Я бы хотел, чтобы тело мое было погребено если не в церкви, то в ограде церковной, и чтобы панихиды по мне не прекращались»" (Гоголь Н.В.Нужно любить Россию/Сост., предисл. и коммент. В.А.Воропаев — М.: Институт русской цивилизации.2008).
..Гоголь завещал, чтобы его надгробие соответствовало православным канонам. Изначально он был похоронен в Свято-Даниловом монастыре. Там на его могиле стоял камень-голгофа, увенчанный бронзовым крестом. После того как в 1931 году прах писателя был перезахоронен на Новодевичьем кладбище, на могиле установили помпезный памятник работы Н. Томского.
В сентябре 2009-го — это было подтверждено 1 апреля во время панихиды по случаю 200-летия писателя! — вновь появится камень-голгофа, увенчанный бронзовым крестом.
Поминальная церемония у могилы Гоголя, на которой присутствовали представители России и Украины, началась с торжественного слова министра культуры РФ Александра Авдеева: «Все мы вышли из Гоголя, его гений описал космос России того периода — от великосветского Петербурга до милой нашему сердцу Украины». Гоголь, подчеркнул министр, актуален неизменно — в 1700 театрах России ставятся сегодня спектакли по произведениям классика.
По окончании заупокойного богослужения, которое совершил владыка Ювеналий, выступил бывший министр культуры Украины Юрий Богуцкий. «Некоторые ведут суровый диалог: Гоголь — украинский или русский? Он родился в Украине, но сделал свое дело в великой России и подарил его всему миру. Пример Николая Васильевича Гоголя в том, что нужно идти тем путем, который предначертал нам Господь», — отметил Ю. Богуцкий.
***
Да, одни из мемориальных событий, дел гоголевского юбилея «по обе стороны границы» удались, и это — факт культуры, плод нередко совместных творческих усилий российских и украинских режиссёров, актёров, литературоведов, музейных и архивных работников. Другие — удовлетворённое тщеславие городничих. А третьи — и вовсе гримаса политики.
А самое главное, юбилей Гоголя — это редкостная возможность прислушаться к нему самому. И, прислушавшись, взглянуть в позапрошлый XIX век из века нынешнего, где несть числа политикам — гоголевским персонажам, всем этим «свиным рылам», «носам», «мёртвым душам"…
Так всё-таки: приблизимся мы в Год Гоголя к пониманию его самого?!
Дай Бог!