Седмицa.Ru | 16.04.2009 |
Великие понедельник, вторник, среда
Статья из т. VII «Православной Энциклопедии», Москва. 2004 г.
Великие понедельник, вторник, среда, первые 3 дня Страстной cедмицы, начало непосредственной подготовки к празднику Пасхи. Главным содержанием богослужения этих дней является размышление о приближающемся воспоминании Страстей Господних. Кроме того, эти дни посвящены притчам и наставлениям, сказанным Господом в последние дни перед Его страданиями, а также тем событиям, которые в эти дни произошли. Так, в понедельник вспоминается чудо о засохшей смоковнице, проклятой Господом, во вторник — притчи о 10 девах и о талантах и беседа Господа о Втором Пришествии и Страшном Суде, в среду — помазание Господа миром в Вифании и предательство Иуды.
Эти темы составляют содержание евангельских чтений и отражены в песнопениях этих дней; одна из тем вторника — история ветхозаветного патриарха Иосифа — основана на ветхозаветном чтении (паремии на вечерне). «Великой» Страстная седмица именовалась уже в IV в. (Const. Ap. VIII. 33; ок. 380 г.), и этот эпитет получили все ее дни, в т. ч. понедельник, вторник и среда.
В иерусалимском богослужении IV—X вв. В «Паломничестве» Эгерии, отражающем иерусалимскую литургическую практику конца IV в., отмечается, что в первые 3 дня Страстной седмицы утренняя служба (от пения петухов и до рассвета) и дневные службы 3-го и 6-го часов (примерно 9.00 и 12.00 по современному счету времени) совершались в часовне Воскресения Господня и по тому же чину, что и в Великий пост; вечерняя служба (от 9-го часа дня и до 1-го часа ночи, т. е. примерно с 15.00 до 18.00−19.00) служилась в Мартириуме (главном храме), состояла из гимнов, антифонов, библейских чтений и молитв и завершалась чином благословения вечернего света и отпустом, после которого епископ и народ шли с пением гимнов к часовне Воскресения Господня, где пели еще один гимн, читали молитву, епископ благословлял оглашенных и верных и произносился окончательный отпуст. В Великий вторник после вечернего отпуста в часовне совершалась процессия до храма на Елеонской горе, и там епископ, зайдя в пещеру, в которой, по преданию, Господь преподал Своим ученикам наставление о Втором Пришествии и конце света, прочитывал из Евангелия от Матфея это наставление (вероятно, Мф 24−25); за чтением следовали благословение оглашенных и верных и отпуст. Особенность Великой среды заключалась в том, что прежде благословения оглашенных и верных вечером в часовне Воскресения Господня епископ входил внутрь пещеры гроба, а один из священников, стоя снаружи пещеры, прочитывал Евангелие о предательстве Иуды (вероятно, Мф 26; чтение Евангелия заключалось особой молитвой); Эгерия отмечает, что во время этого чтения все в храме стонали и плакали (Eger. Itiner. 32−34).
Точные указания чтений на вечерне в эти дни в древней иерусалимской традиции сохранились в арм. переводе иерусалимского Лекционария, от-ражающем практику V в.: для вечера Великого понедельника это Быт 1. 1−3. 20 (или 1. 1−3. 24), Притч 1. 2−9, Ис 40. 1−8, Пс 64 с антифоном (ст. 6), Мф 20. 17−28 (предсказание Господа о Страстях незадолго перед входом в Иерусалим), для вечера Великого вторника — Быт 6. 9−9. 17, Притч 9. 1−11, Ис 40. 9−17, Пс 24 с антифоном (ст. 1 или 1−2), Мф 24. 3−26. 2 (или 24. 1−26. 2), для вечера Великой среды — Быт 18. 1−19. 30, Притч 1. 10−19, Зах 11. 11b-14, Пс 40 с антифоном (ст. 5), Мф 26. 14−16 (или 26. 3−16). В Лекционарии отмечается, что вечерняя служба в понедельник и среду проходила в Мартириуме, во вторник — на Елеонской горе; Евангелие в Великую среду читалось в часовне Воскресения Господня (Renoux. Lectionnaire armenien. P. 258−265).
В грузинском переводе иерусалимского Лекционария, отражающем практику VII в., на вечернях в эти дни — те же чтения, что и в арм. переводе Лекционария (только к 3 паремиям понедельника прибавлена 4-я — Иер 9. 2−10), но появляются чтения также и для утрени этих дней: Мф 21. 18−23 (или Мк 11. 12−26) для Великого понедельника, Ин 12. 27−33 (или Лк 12. 35−59) для Великого вторника, Лк 13. 31−35 (или Мк 14. 1−11) для Великой среды. Приведен ипакои (тропарь), который должен петься в эти дни после Евангелия вечерни («Прежде Страсти говорил Господь…»), а также тропари для пения до или после паремий («Приступим вернии…», «Страшно вопрошание Господа…», «Когда грешница приносила миро…» соответственно для понедельника, вторника и среды) (Кекелидзе. Канонарь. С. 72−74; Tarchnischvili. Le Grand Lectionnaire. N 598−623).
В Иадгари — сохранившемся в грузинском переводе гимнографическом прибавлении к иерусалимскому Лекционарию, отражающему практику VII—X вв., — для каждого из 3 дней приведено по трипеснцу, 2 группе стихир (для утрени (на хвалитех) и вечерни (на «Господи, воззвах»)), тропарю вечерни (те же, что и в Лекционарии, но тропарь есть и у Великого понедельника — 5-го гласа, нач.: «Придите, верные, Страсти Спасителя») и прокимну (Метревели. Иадгари. С. 177−185).
В соборном богослужении Константинополя IX—XII вв., отраженном в Типиконе Великой ц. (Mateos. Typicon. T. 2. P. 66−71), эти дни практически не отличались по своим литургическим особенностям от седмичных дней Великого поста. В каждый из 3 дней совершались утреня, тритекти (особая служба, заменяющая дневные часы), вечерня с литургией Преждеосвященных Даров, паннихис (торжественная служба накануне праздников, а также на 1-й седмице Великого поста и Страстной седмице). Тритекти и вечерня, как и в будние дни поста, имели 3 паремии (1 на тритекти и 2 на вечерне), причем прокимны этих паремий (по 2 на тритекти и вечерне) в эти дни продолжали обычный великопостный ряд (прокимны заимствуются из псалмов Псалтири по порядку их следования, так что в первые 3 дня Страстной седмицы выпеваются прокимны из Пс 125−137). Паремии, напротив, взяты не из книг Бытия, Притчей Соломоновых и Исхода (как в будние дни поста), но из кн. Исход, Книги Иова (на вечерне) и Книги пророка Иезекииля (на тритекти). Важнейшее отличие служб этих дней от обычных великопостных — чтение Евангелия на вечерне. Паремии 3 дней представляют собой последовательное чтение 3 книг Ветхого Завета — Исхода (1. 1−20; 2. 5−10; 2. 11−22 соответственно для каждого из 3 дней), Иова (1. 1−12; 1. 13−22; 2. 1−10 соответственно для каждого из 3 дней) и пророка Иезекииля (1. 1−20; 1. 21−28; 2. 3−3. 3 соответственно для каждого из 3 дней) и не связаны непосредственно с темами этих дней (появление подобных чтений в чине вызвано константинопольской практикой прочитывать в течение Великого поста и Страстной седмицы (вероятно, для оглашаемых) 7 важнейших книг Ветхого Завета — Быт, Исх, Пс, Притч, Иов, Ис и Иез). Выбор вечерних евангельских чтений согласно Типикону Великой ц. напоминает выбор их в древней иерусалимской традиции (Мф 24. 3−35; 24. 36−26. 2; 26. 6−16 соответственно для каждого из 3 дней), но здесь поучение Господа на Елеонской горе (Мф 24. 3−26. 2) прочитывается в 2 приема. Утренних евангельских чтений в эти дни в Типиконе нет. Кроме чтений, в Типиконе Великой ц. указаны особые тропари на утрене на Пс 50 и на тритекти (на утрене Великого понедельника 4-го гласа: «Безстрастный божеством нас ради страсти плотию прими»; на тритекти — 2-го плагального (т. е. 6-го) гласа: «Душею сокрушенною припадаем Тебе»; на утрене Великого вторника: 4-го гласа: «Яко разбойник исповедая»; на тритекти — 1-го гласа: «Безмерно согрешающим, прости, Спасе»; на утрене Вел. среды 4-го плагального (8-го) гласа: «Во дворе Каиафы»; на тритекти -2-го плагального (6-го) гласа: «Днесь лукавое собрася сонмище».
Святогробский Типикон 1122 г.- это единственный византийский памятник, который младше X в., но при том еще сохраняяет многие особенности древней иерусалимской литургической традиции. Однако в целом этот Типикон основан уже на византийской послеиконоборческой монастырской традиции, отраженной в Студийском и Иерусалимском уставах; система библейских чтений в нем представляет собой синтез древней иерусалимской и послеиконоборческой константинопольской (как в Типиконе Великой ц.) систем. Последования служб первых 3 дней Страстной седмицы содержат богатый гимнографический материал (самогласные и подобные стихиры, седальны, светильны, тропари и проч.), количество песнопений почти вдвое превосходит обычное для послеиконоборческих монастырских памятников число песнопений этих дней. Утреня имеет следующие особенности: стихословятся 3 кафизмы; к Пс 50 прибавляются покаянные тропари; поются 2 различных кондака (один перед 8-й песнью трипеснца, др.- после нее); есть стихиры и на хвалитех, и на стиховне; между 1-й и 2-й частями утреннего славословия (т. е. между «Слава в Вышних» и «Сподоби, Господи») читаются паремии (Быт 1. 1−13, Притч 1. 20−32, Ис 5. 1−7 — в Великий понедельник; Исх 19. 10−18a, Притч 2. 13−21, Ос 4. 1−6b — в Великий вторник; Притч 3. 27−34, Ос 4. 13−6. 4 — в Великую среду) и утреннее Евангелие в целом согласно древней иерусалимской системе чтений (Мф 21. 18−22. 14; Мф 22. 15−24. 2; Ин 12. 17−50 соответственно в каждый из 3 дней); к утрене присоединяется 1-й час, на котором прочитывается то чтение, какое в Типиконе Великой ц. указано для тритекти в эти дни. После 1-го часа читается полностью одно из Евангелий (Мф в — Великий понедельник, Лк — в Великий вторник, Мк — в Великую среду, Ин — в Великий четверг). 9-й час включает начальный вечерний антифон константинопольского песненного последования (Пс 85) и те паремии, какие в Типиконе Великой ц. указаны для вечерни этих дней. На вечерне после «Господи, воззвах» и входа читаются паремии соответственно древней иерусалимской традиции (с незначительными отличиями), а после «Свете Тихий» — Евангелие соответственно той же традиции; после Евангелия — «Сподоби, Господи», стиховные стихиры и особые молитвы об оглашенных и просвещаемых (в Типиконе приведен их текст; в Великую среду Евангелие предваряется паремией (Зах 11. 11−14), читается после стиховных стихир и молитв об оглашенных и просвещаемых, и завершается еще одной группой стиховных стихир, затем начинается литургия Преждеосвященных Даров); после отпуста оглашаемых совершается по сокращенному чину литургия Преждеосвященных Даров; каждый из 3 дней имеет особую заамвонную молитву для этой литургии. По окончании литургии служится паннихис с утренним евангельским чтением по иерусалимской системе (2-м из 2 возможных: Мк 11. 12−26, Лк 12. 35−59, Мк 14. 1−11 соответственно для каждого из 3 дней).
В православном богослужении X—XXI вв. После X в. большое распространение в православном мире получает Студийский устав, а с XII—XIV вв. близкий к нему Иерусалимский устав (имеющий мало общего с древней иерусалимской традицией) становится в православной Церкви общепринятым. В первые 3 дня Страстной седмицы согласно этим уставам совершаются следующие службы: утреня (с «Аллилуия»), часы и изобразительны, вечерня с литургией Преждеосвященных Даров, повечерие; порядок служб основан на обычном порядке служб в седмичные дни Великого поста. Как и все дни Страстной седмицы, понедельник, вторник и среда отличаются от др. дней церковного года тем, что их литургическая тема, как правило, начинается не на вечерне накануне (как обычно), а на утрене (или несколько раньше — на повечерии), т. о., литургический день начинается с утрени.
Студийский устав. Согласно основным редакциям Студийского устава — первоначальной и афоно-итал., — служба в эти дни совершается по тому же чину, что и в седмичные дни Великого поста, но с рядом особенностей. Паремии (на 6-м часе и вечерне) и евангельские чтения вечерни — те же, что и в Типиконе Великой ц.; утренних евангельских чтений нет.
По Студийско-Алексиевскому Типикону 1034 г., лучше др. памятников отражающему первоначальную студийскую практику, на утрене в Великие понедельник и вторник стихословятся 3 кафизмы, в Великую среду — 2. В начале утрени поются троичны текущего гласа, по 9-й песни канона утрени (в понедельник это трипеснцы преподобных Космы Маюмского и Андрея Критского, во вторник — двупеснец прп. Космы, в среду — канон прп. Феодора (Студита?) и трипеснец прп. Космы) — светилен гласа; хвалитных стихир нет, только стиховные. Чтения Четвероевангелия на часах нет. Каждый день вечерня соединяется с литургией Преждеосвященных Даров, после входа читается Евангелие. Песнопения распределены по службам т. о., что тематика наступающего дня звучит уже в песнопениях вечерни накануне, включая вечерню под Великий понедельник (на которой стихиры на «Господи, воззвах» посвящены празднику Входа Господня в Иерусалим, а стихиры на стиховне относятся уже непосредственно к понедельнику). В Великий вторник на 3-м часе совершается последование чтений и тропарей Страстей Христовых (см. ст. Великая пятница), из-за чего часы в этот день несколько сокращаются. Повечерие (великое) упоминается только в разделе о Великой среде (ГИМ. Син. N 330. Л. 22 об.- 26).
В студийских афоно-итал. памятниках утреня первых 3 дней Страстной седмицы имеет только 2 кафизмы; гласовые песнопения отменяются (вместо троичнов поется тропарь «Се жених грядет», вместо светильна — эксапостиларий «Чертог твой:»). Появляется практика читать на часах Четвероевангелие — в каждый из первых 4 дней Страстной седмицы (включая Вел. четверг) должно прочитываться по Евангелию, исключая Ин 13. 31−21. 25. В отличие от Евангелий вечерни, которые содержат рассказ о событиях 3 дней, чтение Четвероевангелия является примером изобразительного символизма в страстных службах: оно воспроизводит проповедь Господа в храме в продолжение этих дней. Каждый вечер поется великое повечерие с трипеснцем прп. Андрея Критского (которые самим песнотворцем создавались для пения на утренях Страстной седмицы). Рапределение песнопений такое же, как и в позднейших памятниках: стихиры на вечерне следуют той же тематике, что и на утрене, а содержание следующего дня проявляется только в трипеснце повечерия. Каждый памятник имеет свои особенности. Так, по южноитал. Мессинскому Типикону 1131 г., в Великую среду поются тропарь в начале утрени и эксапостиларий (Как блудница Тебе припадаю, чтобы получить оставление) и (Если я и последовал обольстившей меня вражде)); после 8-й песни трипеснца утрени следует кондак; хвалитных стихир на утрене нет; после изложения службы в Великую среду замечено, что с этого дня на службах больше нет великопостных особенностей (Mateos. Typicon. P. 229−233). По афонскому Георгия Мтацминдели Типикону середины XI в. на утрене есть и хвалитные, и стиховные стихиры; великое повечерие оставляется со вторника (Кекелидзе. Литургические грузинские памятники. С. 282).
По Евергетидскому Типикону кон. XI в., основанному на Студийском уставе, но отражающему малоазийскую и отчасти к-польскую практику, песнопе-ния распределены по службам первых 3 дней Страстной седмицы, так что их начинают петь уже на вечерне накануне (как в Студийско-Алексиевском Типиконе). Повечерие (сокращенное, без начальных 6 псалмов) предваряется особой службой — паннихис, на которой исполняется трипеснец прп. Андрея Критского. На утрене в эти 3 дня вместо троичнов поется тропарь
«Се жених грядет»; в Великий понедельник и вторник стихословятся 3 кафизмы, причем после 2 первых поются седальны, после 3-й — кондак и икос дня; в Великую среду стихословятся только 2 кафизмы, после которых поются седальны (кондак отменяется); после 9-й песни трипеснца (в Великий вторник — двупеснца) поется эксапостиларий «Чертог твой»; хвалитных стихир нет — только стиховные. Утренних евангельских чтений в эти дни в Евергетидском Типиконе нет, как и в др. студийских памятниках, но составитель Типикона отмечает, что в приходской практике его времени чтения присутствовали, в Типиконе они сознательно опущены. Особые указания о пении некоторых кафизм утрени и 3-го часа Великой среды.: непорочны (17-я кафизма) на текущий глас (с аллилуиариями гласа), «полиелей» (19-я кафизма) на 2-й плагальный (6-й) глас. На всех часах с Великого понедельника по Великий четверг читается Четвероевангелие (Дмитриевский. Описание. Т. 1. С. 542−545).
Иерусалимский устав, начиная с древнейших греческих и славянских рукописей и вплоть до современных печатных изданий, излагает порядок совершения богослужения в первые 3 дня Страстной седмицы в целом одинаково. Службы происходят по чину седмичных дней Великого поста, но с рядом особенностей, главная из которых — отмена службы Минеи (кроме случая праздника Благовещения Пресвятой Богородицы) и всех гласовых песнопений. Стихиры распределены так, что песнопения утрени и вечерни одного астрономического дня посвящены одной и той же теме (тем самым литургический день не начинается с вечерни накануне) — на вечерне просто повторяются стихиры утрени. В Великие понедельник, вторник и среду Псалтирь прочитывается полностью один раз (кроме кафизм с 1-й по 3-ю, прочитанных в неделю Ваий, и 17-й, которая поется в Великую субботу), затем стихословие кафизм Псалтири на вечерне, утрене и часах прекращается до недели Антипасхи. Распределение кафизм по службам отличается от обычного великопостного — во все 3 дня на вечерне 18-я кафизма, на 1-м и 9-м часе кафизм нет. На часах читается Четвероевангелие, текст которого распределен иначе по сравнению со студийскими памятниками: все 4 Евангелия прочитываются за 3 дня только на 3, 6 и 9-м часах. Евангелие от Иоанна читается до изложения Страстей Господних (согласно некоторым древним рукописям Иерусалимского устава — напр., Sinait. gr. 1096, XII—XIII вв.; 1097, 1214 г., — рассказ о Страстях не прочитывался ни в одном из Евангелий). Великая среда приобретает дополнительное значение дня окончания Великого поста (то же значение закреплено за пятницей 6-й седмицы поста), с которым связано установление чина прощения за всю Четыредесятницу в конце последования изобразительных Великой среды.
Очень поздно, в XVI—XVII вв., в Типиконах появляются указания о чтении Евангелия на утрене первых 3 дней Страстной седмицы. Как в студийских, так и в ранних иерусалимских Типиконах эти Евангелия не указывались, но они нередко встречаются в греческих и славянских рукописях служебного Евангелия. По происхождению они восходят к древней иерусалимской традиции. Указание о них встречается уже в Канонаре Sinait. gr. 2095, IX—X вв. (этот памятник в целом следует константинопольской лекционарной системе, но имеет прибавления из древней иерусалимской системы — Дмитриевский. Описание. Т. 1. С. 190−191). В русских Типиконах утренние чтения этих дней стали указываться только с издания 1682 г. (то же относится и к утреннему Евангелию Великого четверга — Там же. Т. 3. С. 61; Жуковская Л. П. Текстология и язык древнейших славянских памятников. М., 1976. С. 259−263).
По Типикону, принятому ныне в Русской Православной Церкви, литургическая тема Великого понедельника впервые возникает в малом повечерии в неделю Ваий вечером (поются трипеснец прп. Андрея Критского, ирмосы по дважды, тропари без повторений, в конце каждой песни один и тот же ирмос; по Трисвятом кондак Триоди). О полунощнице этих дней Типикон ничего не сообщает, утреня — с «Аллилуия»; вместо троичнов — тропарь «се жених грядет» трижды; стихословятся 3 кафизмы (без ектений); перед Пс 50 — Евангелие, после -прошение «Спаси Боже»; трипеснец (в Великий вторник — двупеснец) поется без библейских песней (их отмена в эти дни отмечена уже в Мессинском и Евергетидском Типиконах), но с припевом «Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе:» ирмосы трипеснца поются по дважды, тропари на 12 с катавасией; перед 8-й песнью трипеснца поются кондак и икос; «Величит душа Моя Господа» отменяется; после 9-й песни — эксапостиларий «Чертог твой:» трижды; есть и хвалитные, и стиховные стихиры; окончание утрени постовое. Часы и изобразительны служатся по великопостному чину, с тропарем пророчества и паремией на 6-м часе. На 3-м и 6-м часах читаются кафизмы (на 1-м и 9-м кафизм нет). На всех часах, кроме 1-го, в центре храма читается Четвероевангелие, разбитое на 9 частей (Мф, Мк на 2; Лк на 3; Ин на 2, без рассказа о Страстях). На вечерне стихословится 18-я кафизма; на «Господи, воззвах» — 10 стихир; бывает вход с Евангелием; после «Да исправится:» читается Евангелие и совершается литургия Преждеосвященных Даров (Типикон содержит и описание порядка службы, если литургии почему-либо нет). На трапезе положено сухоядение (пища, не приготовленная на огне). После трапезы служится великое повечерие (в среду — малое) с трипеснцем и кондаком наступающего дня (как накануне Великого понедельника) (Типикон. [Т. 2.] С. 898−908). Паремии на 6-м часе и вечерне и Евангельские чтения на литургии — те же, что и в Типиконе Великой ц.; утренние Евангелия: Мф 21. 18−43 (в Великий понедельник), Мф 22. 15−23. 39 (в Великий вторник), Ин 12. 17−50 (в Великую среду).
М. С. Желтов, А. А. Лукашевич