Одна Родина | Илья Владимиров | 06.04.2009 |
«Распалась связь времён» — эти слова великого Шекспира вспоминаются всякий раз, когда из кабинета украинского президента выходит очередной опус, иезуитски осторожный, но с выраженной неприязнью к «северному соседу». Методично и уверенно проводится политика отторжения украинского народа от российского, активно пропагандируется идея враждебности наших культур.
Нет нужды без конца говорить об извращении истории, подкрепляемом возведением памятников русофобам, террористам, предателям, которые выдаются за жертвы «имперского» (советского) режима. Упорно, любой ценой героизируется гетман Мазепа, известный как изменник, продававший всех и вся в своём жадном стремлении к власти. И больше всего он предавал не царя Петра, а свой народ, жестоко им эксплуатировавшийся. Однако молодое поколение постепенно уже начинает воспринимать Мазепу в «нужном» (для В. Ющенко) идейном ключе — как «мессию», «патриота»..
Что ж, это прискорбно, но понятно. Сегодня более важной является борьба за фундаментальные основания культуры. В частности, борьба за непревзойдённого Н.В.Гоголя, которого так хотелось бы, но никак не получается оторвать от русской культуры и противопоставить ей. Всемирная слава писателя не даёт успокоиться печально известной «украинской жабе», не дающей спать. Можно с упоением цитировать знаменитые слова Ф.М.Достоевского о том, что «вся русская литература вышла из „Шинели“ Гоголя», можно говорить о разоблачении им «язв» русского общества и многое другое, но никак нельзя убрать его сострадательную любовь к России, его глубокое православное мироощущение, открывавшее ему тайны души и духовных свершений. Нельзя устранить величественный образ Тараса Бульбы, борца за сохранение и утверждение русского духа. Именно русского, который един для единого по сути народа, разорванного историей на неравноценные, но всё же родственные половины.
Мир Н.В.Гоголя — это мир нашего общего культурного пространства. Поэтому он так интересен, важен и близок всем, кто знает, любит и ценит подлинную историю и общий путь в ней. Мир писателя многомерен, но в нём красной нитью проходит любовь к русской Отчизне. В любви к русскому духу у Н.В.Гоголя нет ни нашего нынешнего соглашательства с совестью, ни ложной рассудочности, уводящей от того стержня, который позволяет человеку оставаться человеком.
Русскость Н.В.Гоголя интересна и важна тем, что он находится на перекрёстке культур прошлого, настоящего и будущего. Он двигался от духовных оснований православного патриотизма прошлого через отрицание пошлости настоящего к культуре будущего, избавленной от мерзостей тупого преклонения перед бездарным миром чиновной одинаковости, безразличной ко всему, кроме своего кресла и благосклонности начальства. Не потому ли Н.В.Гоголь так органичен нашему времени, где всевластие бюрократизма и ложь во имя политической выгоды породили тоску по Слову живого духа, живой самооценке человека? Особенно это чувствуется в Украине, где делаются титанические усилия по искоренению русского слова и выраженной в нём мысли.
Любовь к России Н.В.Гоголь выстрадал через православие и через переосмысление мира старосветских помещиков украинской провинции, в своей благодушной ограниченности уничтожающих жизнь души и духа. Свой талант Н.В.Гоголь смог раскрыть не в Полтаве или Нежине, а в Петербурге и Москве как духовном пространстве его личности. Только в духовном мире Пушкина могла раскрыться поэзия и метафизика украинской жизни.
Метафизика православия открывала величие исторической миссии России, осуществлению которой была преграда «мёртвых душ» Собакевичей, Плюшкиных, Ноздрёвых и многих других. Героика и достижения империи привлекли внимание писателя к порочности тех, кто своей ограниченностью и бытовым примитивизмом не вписывался в формулу «Третьего Рима» как вселенской державы, бросившей вызов самодовольной Европе. Отсюда неприятие тупости, хитрости, жадности чиновников и помещиков, сходящих с ума от безделья в своих усадьбах. Сарказм и ирония писателя — не неприятие российского общества, как пытаются показать некоторые ретивые украинские «патриоты», а переживание глубоко верующего человека, противопоставляющего чистоту горнего мира мерзости посредственности. Сколько их теперь таких посредственностей в управлении украинской культурой, злобно перекраивающих историю!
Человеческая история создаётся, когда она осмысливается. Именно понимание логики истории позволяет избежать её извращения болезненным сознанием. В противном случае эпоха становится бессмысленной и непонятной в своих противоречиях. В этом плане Тарас Бульба никак не вписывается в «оранжевую версию» украинской истории, где никогда не было места злобному отпрыску католицизма — униатству, преподносимому сегодня как средоточие патриотизма. Для запорожцев униаты были «недоверками», ещё более опасными, чем вечно враждебные поляки, татары или турки.
Трудно убедить кого-то фактами, если нет единства в том, что считать фактом, а что вымыслом. Ни для кого не секрет, что окружённый советниками из представителей униатства диаспоры и Галичины, В. Ющенко силится перекроить историю по их мерках. Униатство же хочет превратить колыбель русского духа — Киев — в свою вотчину. На киевских улицах приверженцев униатского ордена василиан можно сегодня встретить чаще, чем православных. И часовня на Аскольдовой могиле — также почему-то униатская, хотя в эпоху киеворусских князей никто и помыслить не мог о таком надругательстве над верой…
Народ, читающий Н.В.Гоголя, никогда не станет единомышленником тех, кто извращает факты истории и культуры. Он не поверит в надуманное, чуждое духу превращение антигероев в героев, фактов — в артефакты. Если гоголевский Тарас Бульба, убивающий сына, обращён в будущее, предупреждая о неминуемом наказании, которое понесёт каждый предающий святое и родное, то попытки нынешнего украинского президента перелицевать историю — это движение вспять. Только болезненное воображение провинциального бухгалтера могло увидеть в российской культуре своего главного врага. Да, возвышенное — всегда враг низменности и тупости. В этом смысле нынешний глава украинской державы — типичный фундаменталист-реакционер, категорически отказывающийся воспринимать факты современности.
А факты таковы, что несмотря на яростную борьбу с русским языком, он остаётся основным для большинства населения Украины. Факты таковы, что попытка сделать из террористов-бандеровцев «освободителей» Украины обернулась местечковыми акциями, возмущение против которых привело к возведению памятников и Екатерине Великой, и жертвам ОУН-УПА в Одессе, Севастополе, Луганске, Харькове. Факты таковы, что потуги создать «единую поместную украинскую церковь» ещё больше укрепило позиции Православной Церкви Московского Патриархата, показав ничтожность претензий на духовную оккупацию Украины. Поэтому так жалки попытки заменить «Киевскую Русь» понятием «Украина-Русь», которой фактически не было, как не было и последователей у изменника Мазепы.
Ограниченность и провинциализм «оранжевой» политики возродили к жизни узколобый национализм в его крайней форме национал-фашизма. Пока все успокаивают себя его «локальным» утверждением на Западной Украине, забывая, что из-за такого благодушия появлялись в своё время Гитлеры, Бандеры. Возможно, воинственная русофобия необандеровских боевиков и станет тем «последним доводом», с помощью которого попытается произвести свою политическую реанимацию обанкротившийся президент.
Финал с такой политикой печален для Украины, как печально трагическое наследие Майдана. «Оранжевый эксперимент» оказался никому не нужным, и уже очевидно, что он не будет нужен никогда. В силу своей националистической тенденциозности и хозяйственной бездарности этот опыт преподнес урок — как не надо. Наверное, поэтому попытка оппозиции повторить Майдан не принесла и не принесёт успеха. Такому опыту учиться опасно. И если история ничему не учит, поскольку никогда не повторяется, то оранжевый опыт всё же чему-то научил. Как научил опыт красного и бандеровского террора, идеологического единомыслия или той же чиновничьей тупости, над которой столько смеялся Н.В.Гоголь. Всю пагубность «оранжевого» опыта демонстрируют тлетворность насаждаемой мазеповщины, её духовная убогость.
Если перенести Тараса Бульбу в наше время, то он точно знал бы, кто в Украине является сегодня главным предателем веры и отечества. И рука у него не дрогнула бы. Ведь что может ждать страну, в которой профессиональный предатель Мазепа объявлен национальным героем?
***
.. Жадная застройка склонов Днепра новыми хозяевами Украины нарушила экосистему. Начались оползни, способные со временем снести в реку бывшие и нынешние строения. Памятник «жертвам голодомору» находится именно на таком склоне, угрожая сползти вниз. Так что и в жизни фундамент в этом памятнике русофобии весьма непрочен. А Н.В.Гоголь всегда будет напоминать о неразрывном российско-украинском духовном единстве. В ином случае Н.В.Гоголь, для которого измена товариществу, бесчестие, забвение в беде человека являются предательством Христа и его Церкви, просто не нужен. «Пусть стоит на вечные времена православная русская земля, и будет ей вечная честь!» — говорит в «Тарасе Бульбе» умирающий в бою козак-запорожец. Это и есть та основа, на которой могут возрастать мощная культура, мощный народ, мощная цивилизация.