Русская линия
Седмицa.Ru01.04.2009 

«Знаю, что моё имя после меня будет счастливее меня»

На вопросы корреспондента Интернет-портала «Седмица.Ru» Ирины Галагановой отвечает профессор, доктор филологических наук, главный научный сотрудник, заместителем директора Института мировой литературы РАН, член союза писателей России Виктор Мирославович Гуминский.

— Виктор Мирославович, скажите, можно ли считать Гоголя, его личность и творчество явлением религиозной жизни?

В.М. Гуминский: — Да, конечно. Для Гоголя очень много значило и Христианство, и Православие. Это во многом определяло и его художественное творчество, и шло по нарастающей к концу жизни. У Н.В. Гоголя были работы, конкретно посвященные этой теме, прежде всего — размышления и исследования о Божественной литургии. А «Избранные места из переписки с друзьями» — это тоже религиозное творчество, полноценная религиозная публицистика.

— Можно ли говорить о том, что религиозный поиск Гоголя имел значение лишь для него самого, или же он отразился на всей последующей русской литературе?

В.М. Гуминский: — Безусловно, отразился. Существует почти единодушно высказанная точка зрения, что после Пушкина и Гоголя русская литература встала на тот путь, который многие называют духовным, а Томас Манн, например, называл русскую литературу святой. Именно это во многом определило последующие духовные поиски и Достоевского, и Толстого, и многих других. Хотя с Гоголем всегда многое парадоксально. Например, авторы знаменитого сборника «Вехи», посвященного отчасти и христианской, религиозной проблематике, о Гоголе вообще не упоминают. Примечательна и судьба наследия Н.В. Гоголя, в том числе — его духовной прозы и публицистики. На нее русская литература в своих поисках и исканиях вообще никакого внимания не обратила. Да и отношение к Гоголю долгое время было своеобразным, в нем в первую очередь видели сатирика и никак не хотели признавать писателя религиозного, христианского, глубоко духовного.

— В связи с этим, возникает вопрос, актуален ли сегодня Гоголь, как религиозный мыслитель?

В.М. Гуминский: — Конечно. Если говорить о замысле «Мертвых душ», то, об этом и сам автор писал. В «Мертвых душах» разгадка и его личного существования, и разгадка России, а может быть, и всего мира. Ведь Гоголь мечтал о преображении всего мира, мечтал, что поэма «Мертвые души» станет тем произведением, которое будет способствовать преображению мира, людей, изменению их к лучшему. Замысел этот в литературе XIX был грандиозным, феноменальным, и с ним ничего сопоставить нельзя. Но, увы, он так и остался замыслом.

— В этом году планируется восстановление надгробия Гоголя в его первозданном виде — с Голгофой и крестом. В этой связи вновь возникает много слухов и домыслов о состоянии праха Гоголя на момент его перезахоронения на Новодевичьем кладбище. Что же все-таки было на самом деле?

В.М. Гуминский: — Во первых, я могу сослаться на работу покойного Петра Паламарчука, который специально занимался этим вопросом. Он был юристом-международником, но навыки такого рода исследований у него, безусловно, были серьезные.

Если коротко (потому что написано об этом много, и по телевидению много соответствующих программ сейчас идет в дни празднования юбилея), то я разделяю точку зрения одного из свидетелей. Хотя, поразительным образом все свидетельства людей, которые присутствовали при эксгумации праха, разнятся между собой кардинальнейшим образом. Легенд и мифов вокруг этого очень и очень много.

Так вот, я думаю, что гроба просто не нашли, он ушел. Несколько лет назад в Даниловом монастыре во время панихиды в день юбилейной даты со дня смерти Гоголя один из насельников монастыря сказал мне по секрету, что монахи уверены в том, что Гоголь до сих пор покоится там, в Свято-Даниловом монастыре.

Сейчас часть православно-ориентированной общественности, в том числе — писатель Валентин Распутин, председатель Союза писателей России; Никита Михалков, председатель Союза кинематографистов, считают (и Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II это поддерживал), что прах Гоголя нужно вернуть в монастырь с Новодевичьего кладбища. И об этом на имя руководства страны направлена соответствующая бумага. Ведь Новодевичье кладбище существует при монастыре, рядом с ним, а Гоголь завещал похоронить его именно внутри церковной ограды. Официальной реакции на это прошение пока еще нет. Осенью предполагается восстановить крест на могиле Гоголя, видимо, к этому времени уже будет принято какое-то решение. Мое же мнение о возможности возвращения праха Гоголя в монастырь таково: если уже перенесен прах Н.М. и Е.М. Языковых, В.С. Хомякова, то возвращать нужно всех, кто в прошлом покоился на Даниловском некрополе. Для меня лично это будет неким ключом к разрешению тайны, существующей в деле перенесения праха Гоголя. Нашли его все-таки, или нет? Поживем — увидим!

http://www.sedmitza.ru/text/646 618.html


Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика