Вера-Эском | И. Иванов | 23.01.2006 |
Более всего разочаровала реакция на происшествие российских политиков: представители «Единой России» в Государственной Думе (в частности г-да Исаев, Воронин) позорно превратили это драматическое событие в повод для межпартийных разборок, московское «яблочники», как истинные «демократы», вновь посетовали, что мало их, этих экстремистов, по тюрьмам садят. В этом же духе — запрещать, карать, ужесточать — были выдержаны и другие комментарии политиков и центральных СМИ. Госдума ускоренно готовит проект закона «О противодействии экстремистской деятельности», усугубляет наказание за распространение экстремистской информации через интернет и компьютерные игры…
Подобную реакцию на событие можно было предугадать, как и результат этой нарочитой активности — нулевой. Предположим, все эти слова были сказаны и поправки были внесены в законы год назад. Разве из-за этого Копцев отказался бы от своей безумной затеи?
Все обратили внимание на то, что перед тем, как выйти из дома с ножом, молодой человек читал какую-то книгу о том, «как жиды Россию продали». Из круга чтения Копцова приводится название одной такой — «Родные боги». Мне известна подобного рода литература, действительно, затопившая книжные лавки в Москве. На кухнях московской образованщины такого рода книги и статьи — самые обсуждаемые. Сквозная идея их: евреи-де внедрили на Руси свою еврейскую религию — христианство, лишив славян пантеона древних «сильных» богов, а вслед за тем и экономически поработили Русь. Трудно сказать, чего в этой позиции больше: невежества, зависти, злобы?
Из-за того, что в этой литературе есть отсылки к гитлеровскому опыту устранения евреев из власти, депутаты и хотят ее запретить, называя фашистской. Дело нужное, но абсолютно безнадежное. Потому что опыт чтения запрещенной литературы в нашей стране — самый большой в мире, накоплен еще в коммунистические времена.
Вообще решить что-то запретами невозможно. Вряд ли это не понимают и в Госдуме, но это самый легкий путь; построить стену гораздо легче, чем проложить дорогу.
Да что там говорить: безо всякой литературы на днях у безумца из Москвы появился сочувствующий в Ростове-на-Дону, тоже отправившийся мстить в синагогу, — и нет сомнения, что число таких «сочувствующих» в эти дни благодаря телевидению умножилось многократно. Потому что поиск виноватых среди инородцев, простые решения всегда найдут больше сторонников, чем осмысление ситуации, трудная и долгая работа над собой и уроками собственной истории — то самое, чему учит нас Православие.
Рост неоязычества, а вместе с ним — ксенофобии и экстремизма — явление характерное для многих стран. Но везде кроме запретительных мер пытаются реализовывать положительную программу для молодежи. Кроме России. Правящий класс, нацелившись на «общечеловеческие ценности», до сих пор не может сменить пластинку, не способен или не желает выработать ту общенациональную систему ценностей, которая бы смогла занять пустоту в душах моих соотечественников, образовавшуюся с крушением коммунистической идеологии. Долгое время свято место оставалось пусто, и вот ускоренно его начали обживать бесы.
Вглядимся внимательнее в историю того же Александра Копцева: в ней словно нарочно сконцентрировались все сегодняшние беды нашего общества. Скромная московская семья, в которой разрушен контакт между сыном и отцом, — от рака в семье умирает сестра, которую было не на что лечить. И это в столице, городе, до отвратительно пахнущем большими деньгами, где пропасть между бедностью и кичащимся богатством просто ужасает. Сын, инвалид по зрению, оказывается без работы, сидит на шее у родителей, понемногу проваливаясь в безумие компьютерных игр… «Одним из основных факторов происшедшего было мое желание умереть», — сказал Копцев на допросе в прокуратуре.
В последние годы частенько вспоминают лозунг Столыпина о великой России, о десяти годах спокойной жизни, после которой Россия сможет воспрянуть. Но часто забывают, что слова эти были сказаны в другой стране, той, где существовала духовная основа всего, где людям был предложен смысл существования. А без этой основы в стране, где молодежь «желает умереть», мы и через десять, и через двадцать лет сравнительно спокойной жизни не добьемся ничего.
Да, у нас страна такая, что все векторы развития общества задает власть, а не народное большинство. Жаль, но это данность. И вот при Ельцине вместо того, чтобы четко назвать этот вектор — возвращение к национальным духовным ценностям, — провозгласили нелепый «поиск национальной идеи». Естественно, он не привел ни к чему. Потому что искали где угодно, выдвигали что угодно, кроме тысячелетней русской идеи православия. Властная элита опасалась и продолжает опасаться «усиления Церкви», хитроумно проявляя к ней знаки внимания, но подавляя всячески ее воспитательную роль. Так людям ничего более и не остается, как сползать в дикое язычество и искать виноватых в своем опустошении среди этой самой элиты. И вместе с неизбежным ростом национального самосознания стремительно растут «гроздья гнева"…
А элита по-прежнему легкомысленно разглагольствуют о «многонациональном и многоконфессиональном характере государстве» — хотя очевидно, что именно поэтому-то и должна Россия быть государством православным и русским — только так можно державу «склеить»; не карательные законы или телепропаганда, а только православие способно обеспечить свободу других религий и только русское державное сознание даст возможность сохранить межнациональный мир.
Ныне в очередной раз выдвигаются «национальные проекты», но по-прежнему все это «идейки» вместо идеи. Потому что действительно национальная идея может быть только религиозной — этому учит опыт всей человеческой истории.
Сегодня я читаю слова Святейшего Патриарха, сказанные им по поводу инцидента в московской синагоге: «Да поможет нам Господь сохранить и приумножить наше общее достояние — многовековой опыт плодотворного сотрудничества традиционных для России религий, опыт созидания веротерпимости, мира и общественного согласия». И мысленно добавляю: да вразумит Господь власть предержащих наших, ибо времени остается все меньше.